Особенности общеразвивающих упражнений

Хмельков А.Н.

Х 65      Теория и методика гимнастики: общеразвивающие упражнения: учеб. пособие / А.Н. Хмельков, Р.И. Ляпин, О.Б. Трофимов. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2017. – 84 с.

ISBN

В пособии раскрыта методика обучения общеразвивающим упражнениям в определенной последовательности, исходя из технической трудности выполнения и степени их освоения. Представлено достаточно большое количество способов проведения общеразвивающих упражнений, а также многообразие комплексов и способов обучения общеразвивающим упражнениям для совершенствования учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах.

Издание подготовлено на кафедре «Гимнастика и спортивные игры» и предназначено для студентов института физической культуры и спорта по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» профиля подготовки «Физкультурное образование»

УДК 796.41 (075.8)

ББК 75.6 я 73

Рекомендовано к изданию методической комиссией

института физической культуры и спорта

Пензенского государственного университета

(протокол №5 от 18.01.2017)

ISBN © Пензенский государственный университет, 2017

Содержание

Введение 4
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ 6
1.1. Особенности общеразвивающих упражнений 6
1.2 Классификация общеразвивающих упражнений 10
1.3 Исходные положения в общеразвивающих упражнениях 15
1.4 Основные и промежуточные положения рук. Положения с прямыми руками. Движения выполняемые руками 18
1.5 Движения, выполняемые ногами 24
1.6 Движения, выполняемые туловищем и головой 25
2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ 27
2.1 Управление и организация при проведении общеразвивающих упражнений 27
2.2 Правила составления комплексов общеразвивающих упражнений 31
2.3 Способы обучения и проведения общеразвивающих упражнений 33
2.4 Проведение общеразвивающих упражнений раздельным способом 35
2.5 Поточный способ проведения общеразвивающих упражнений 53
2.6 Характеристика ОРУ игровым способом 57
2.7 Общеразвивающие упражнения в парах 60
2.8 Поточно-проходной способ проведения общеразвивающих упражнений 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 83

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Медицинская статистика и наблюдения врачей свидетельствуют о неблагополучном и ухудшающемся состоянии здоровья детского населения. Только 20% детей можно считать практически здоровыми, а 70% относятся к группе риска. Анализ показателей здоровья, уровня развития физических качеств и двигательных способностей детей школьного возраста свидетельствует о чрезмерно тревожных отрицательных тенденциях, которые продолжают усугубляться (Боген М.М.).

Как показывают исследования, укрепление и оздоровление ребенка средствами физической культуры возможны лишь при формировании активной позиции и осознанного отношения к своему здоровью, понимании им оздоровительной значимости физических упражнений и осознании правильности их выполнения (Э.Я. Степаненкова)

Между тем общеразвивающие упражнения являются одним из самых распространенных средств физического воспитания в школьном учреждении. Общеразвивающие упражнения используются не только на уроках физической культуры, но и при проведении утренней гимнастики, физкультминуток и физкультпауз, физкультурных праздников. Общеразвивающие упражнения обеспечивает избирательный оздоровляющий характер воздействий на определенные системы организма, формируют психофизические качества, способствуют развитию двигательного анализатора, нервных центров, управляющих работой тела. Но успешное решение поставленных задач возможно только при правильном осуществлении общеразвивающие упражнения. Поэтому методика обучения общеразвивающим упражнения занимает в работе с детьми школьного возраста значительное место.

Сложные общеразвивающие упражнения базируются на элементарных, а отсюда создается предпосылка для включения разученных элементов в новые двигательные действия. Построение обучения общеразвивающим упражнениям в соответствии с правилами позволит детям в дальнейшем быстрее усваивать новые движения, а педагогу добиваться точности передачи структуры и правильности выполнения общеразвивающих упражнений за небольшое количество повторений, что приведет к значительной экономии времени при их разучивании.

Все вышесказанное подчеркивает актуальность разработки проблемы обучения общеразвивающим упражнения в школе.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ

Особенности общеразвивающих упражнений

Общеразвивающими упражнениями (ОРУ) в гимнастике называются доступные занимающимся, несложные в техническом отношении, элементарные движения телом и его частями, выполняемые с целью оздоровления, воспитания физических качеств, улучшения функционального состояния организма.

Благодаря своей доступности эти упражнения составляют основное содержание занятий уроков физической культуры.

Большое количество ОРУ объясняется тем, что возможные действия телом и отдельными его частями применяются в различных сочетаниях, разнообразятся степенью напряжения мышц, изменением скорости, амплитуды и направления движения. Смена исходных и конечных положений, применение различных предметов, отягощений и приспособлений также расширяют границы использования данных упражнений. Относительная простота и возможность постепенно усложнять, делают ОРУ доступными занимающимся любого возраста и подготовленности.

Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в системе физического воспитания детей школьного возраста и необходимы для развития организма, сознательного управления движениями. Они являются средством для оздоровления, развития двигательных способностей, улучшения функционального состояния, выполняются без предметов и с предметами: мячами, палками, гантелями, гирями, резиновыми амортизаторами, штангой, булавами; на различных гимнастических снарядах, а также с взаимной помощью друг другу (вдвоем).

Общеразвивающие упражнения имеют ряд особенностей:

-большинство ОРУ просты по своей структуре и доступны всем категориям занимающихся. Они состоят из элементарных односоставных движений, выполняя которые, занимающиеся постепенно переходят к более сложным упражнениям. Следует учитывать, что приложить максимальные усилия можно только при выполнении хорошо усвоенных упражнений. В процессе же обучения им сократительные возможности мышц мобилизуются не полностью. Следовательно, прежде чем пользоваться упражнениями для развития тех или других физических способностей, необходимо предварительно освоить их;

-с помощью ОРУ можно оказывать относительно избирательное воздействие на отдельные части тела и отдельные группы мышц. Эта особенность упражнений позволяет воздействовать на различные группы мышц и осуществлять гармоническое развитие двигательного аппарата;

- применение ОРУ позволяет регулировать физическую нагрузку, которая зависит от подбора упражнений и их количества на одном занятии. Одни упражнения могут быть легче, другие - труднее (в зависимости от прилагаемых усилий и количества мышечных групп, участвующих в работе).

Нагрузка изменяется в зависимости от интенсивности мышечных напряжений, с которой выполняются упражнения. Интенсивность мышечных напряжений можно повысить: увеличением количества повторений одного и того же упражнения, изменением скорости выполнения упражнений, увеличением веса отягощений и изменением исходного положения.

Нагрузка зависит также от способа проведения упражнений. ОРУ могут выполняться с различными интервалами для отдыха (от 5 до 10 сек). Чем интервал меньше, тем нагрузка больше. Они могут выполняться без пауз одно за другим. В этом случае нагрузка значительно увеличивается. Эмоциональное состояние занимающихся также сказывается на величине нагрузки и утомляемости. При проведении упражнений игровым способом усталость уменьшается и можно выполнить большой объем работы.

Грамотное применение ОРУ на уроках физической культуры предполагает:

-владение большим количеством конкретных упражнений (умение показать, терминологически назвать);

-знание характера каждого упражнения, его направленности;

-умение составлять комплексы упражнений в зависимости от задач;

-умение обучать и проводить ОРУ различными способами (по рассказу, по показу, по заданию, игровым способом и др.)

-владение методами организации занятий;

-умение дозировать нагрузку с учетом состояния занимающихся и решаемых задач.

При подборе упражнений по принципу их соответствия основным педагогическим задачам следует руководствоваться следующими правилами:

1. Упражнения должны оказывать разностороннее воздействие на занимающихся. Это особенно важно учитывать при составлении комплексов ОРУ для утренней гимнастики, спортивной разминки, основной гимнастики. Для этого нужно включать в комплекс упражнения для всех частей тела. Рекомендуется чередовать упражнения, придерживаясь определённой схемы, к примеру «руки — ноги — туловище». При такой схеме после упражнения для рук следует упражнения для ног, а затем для туловища. Эти три упражнения составляют одну серию. В комплексе гигиенической гимнастике может быть 3-5 серий. В каждой следующей серии упражнения для отдельных частей тела должны меняться. Если в первой серии преимущественно участвовали мышцы - разгибатели, то во второй серии должны включиться в работу мышцы-сгибатели. Рекомендуется изменять и характер упражнений. Выполнение серии упражнений скоростно-силового характера сменяется серией силовых упражнений, затем серией упражнений на развитие гибкости, а завершающая серия должна содержать упражнения общего воздействия с целью развития выносливости. Заканчивается комплекс упражнениями на расслабление.

2. Наряду с разносторонним воздействием на организм занимающихся ОРУ должны подбираться с учетом их локального влияния на развитие отдельных групп мышц или определённых физических качеств. Благодаря    строгой регламентации (по направлению, амплитуде, характеру нервно-мышечной работы) это возможно. Комплексы ОРУ, составленные с учётом локального воздействия, типичны для занятий атлетической и основной гимнастикой.

3. Правило «прогрессирования», широко используемое в спорте (Н.Г.Озолин, Л.П. Матвеев), реализуется также и при составлении комплекса ОРУ в форме нарастания эффекта от применения упражнений за счёт увеличения амплитуды и скорости движений, степени напряжения, количества повторений. Это проявляется и в ходе выполнения одного упражнения, и комплекса ОРУ, а также от занятия к занятию.

Так, каждое упражнение может усиливаться за счёт дополнительных действий. К примеру: наклоны туловища вперед, назад или в сторону усиливается подниманием рук к плечам, вверх, использованием отягощения, дополнительными пружинящими движениями. Нарастание нагрузки в комплексе ОРУ достигается включением более интенсивных упражнений в последующие серии и увеличением количества повторений. Постепенное привыкание (адаптация) к нагрузке от занятия к занятию при неизменном комплексе ОРУ свидетельствует о благотворном действии упражнений на организм и свидетельствует о возможности изменения комплекса в сторону усложнения.

4. Гимнастический метод проведения ОРУ отличается строгой регламентацией движений, что достигается четким указанием на исходное и конечное положения, направления и амплитуду движений, их характер. Это определяет точность воздействия упражнений и их дозировку. При подборе упражнений надо соблюдать правила гимнастической регламентации упражнений. К примеру: при наклонах вперёд важно уточнить положение ног, так как при положении ноги вместе или врозь, носками наружу, внутрь или при параллельных стопах эффект будет различным. Положение туловища при наклонах также может быть разным (с округленной или прогнутой спиной). Меняется характер упражнения и от того, медленно или быстро выполняется наклон. В связи со сказанным ясно, что при составлении комплексов ОРУ необходимо определить и указать способы выполнения каждого упражнения, характер движения. Каждое упражнение должно повторяться от 4 до 8 раз.

Одним из сложных моментов при подготовке урока гимнасти­ки в школе является составление комплекса ОРУ. Прежде все­го комплексы должны составляться с учетом задач урока, воз­раста учащихся, части урока, для которой они предназначают­ся. Так, например, комплексы ОРУ для подготовительной час­ти урока в первую очередь должны решать задачи общеукреп­ляющего воздействия, охватывающего все основные мышечные группы, задачи разминки и подготовки организма к основной части урока, задачи воспитания правильной осанки и овладе­ния школой движений.

ОРУ, используемые в основной части, могут быть направлены на решение задач развития физических качеств (силы, гибко­сти). При этом могут быть использованы либо отдельные упраж­нения, избирательно воздействующие на развитие конкретных качеств и мышечных групп (например, силу мышц брюшного пресса), либо серия упражнений, оказывающих комплексное воздействие на организм. Совсем другие задачи могут решаться комплексом утренней гимнастики и физкультминуток, ком­плексом для показательных выступлений и физкультурных праздников. В связи с этим более подробно остановимся на ме­тодике подбора упражнений в комплекс ОРУ для подготови­тельной части урока.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: