Классификация общеразвивающих упражнений

В основу классификации ОРУ положен анатомический признак. Упражнения разделены на группы по их воздействию на отдельные части тела человека:

1. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса.

2. Упражнения для мышц туловища и шеи.

3. Упражнения для мышц ног.

4. Упражнения для мышц всего тела (сочетание движений различными частями тела).

В зависимости от методической направленности ОРУ подразделяются на упражнения развивающие:

А) Силу. Под силой, как физическим качеством, необходимо понимать преодоление внешнего сопротивления или противодействие ему путем мышечных усилий. Воспитание силы в процессе выполнения ОРУ необходимо не только для преодоления внешнего сопротивления, но также для придания ускорения массе тела и различных снарядов, например: при передачи мяча, ударах и т.д.

От уровня развития силы зависит, в определенной мере, степень развития других физических качеств.

В командных спортивных играх воспитание силы по средством ОРУ у игроков происходит при применении различных упражнений динамического характера, в которых конечный результат зависит от сокращения мышц, а не от чрезмерного увеличения их массы. Для этого применяется изо- и ауксотонические упражнения с малым и средним отягощением (максимум до 50% веса игрока).

Одним из важнейших проявлений силы является взрывная сила, где на первый план выступает способность использования силы в кратчайшее время.

Б) Гибкость – это способность выполнять движения с большой амплитудой. Измерением гибкости является максимальная амплитуда движения. Гибкость зависит от эластичности (податливости) мышц и связок. Возможность выполнить то или иное движение с оптимальной амплитудой, направлением и напряжением мышц определяется подвижностью в суставах, упругостью и эластичностью связок и мышц. Наибольшее значение имеет подвижность позвоночника, особенно его грудного отдела, тазобедренного и плечевого суставов. Для воспитания гибкости используют упражнения с увеличенной амплитудой движения (упражнения на растягивание). Однако не следует стремиться к предельному развитию гибкости, которая необходима лишь до такой степени, чтобы обеспечить беспрепятственное выполнение движений. Гибкость необходима представителям самых разных видов спорта еще и потому, что она помогает избегать или нейтрализовать возможные травмы, возникающие во время выполнения двигательных действий.

В) Быстрота, как физическое качество – это способность совершать двигательные действия в минимальный для должных условий отрезок времени. Предполагается, что выполнение данной двигательной задачи кратковременно и не вызывает утомления.

Быстрота выполняемых движений не ограничивается только перемещением отдельных частей тела (рук и ног), это перемещение всего тела.

Можно выделить три основные формы проявления быстроты:

1. Латентное время двигательной реакции.

2. Скорость отдельного движения.

3. Частота движений.

Эти формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга. Можно отличиться очень быстрой реакцией, но быть относительно медленным в движениях и наоборот. Сочетание трех указанных форм определят все случаи проявлении быстроты. Обычно быстрота проявляется комплексно.

Во многих видах спорта быстрота наряду с выносливостью является одним из главных двигательных качеств, совершенствуемых в тренировочном процессе.

Г) Ловкость – способность быстро и легко овладевать новыми движениями («быстро обучаться»), осознано выполнять движения, быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки и всегда находить оптимальное решение.

Ловкость – сложное комплексное качество, не имеющее единого критерия для оценки. В каждом отдельном случае в зависимости от условий выбирают тот или иной измеритель. При этом остальные условия задания стараются оставить неизменными. Измерителями ловкости являются: координационная сложность задачи; точность выполнения; время выполнения.

Д) Прыгучесть – физическое качество, относящееся к числу скоростно-силовых и требующее высокого уровня координационных способностей. Прыгучесть - это способность к выполнению прыжка с большой высотой подъема ОЦМТ или со значительной дальностью без разбега. Скоростно-силовые способности проявляются при динамическом и уступающем режимах мышечного сокращения и обеспечивают быстрое перемещение тела и его звеньев в пространстве. Прыгучесть зависит от развиваемой при отталкивании мощности, что в свою очередь, связано с уровнем взрывной силы спортсмена, под которой понимается способность проявлять наибольшую силу в минимально короткое время.

Проявление взрывной силы весьма специфично для различных видов спорта. Например, в спортивных играх она чаще всего проявляется в эпизодах борьбы с противником. Она необходима при выполнении таких технических действий, как подача, всевозможные удары, броски, метание, удары по мячу ногой, а особенно головой.

Е) Выносливость – способность противостоять утомлению, поддерживать необходимый уровень интенсивности работы в заданное время, выполнять нужный объем работы за меньшее время.

Деятельность человека, в том числе и в спорте, многообразна, поэтому различными в разных случаях будут характер и механизмы утомления. Соответственно будут отличаться и виды выносливости, в соответствии воздействия ОРУ. Выносливость по отношению к определенной деятельности называют специальной выносливостью.

В зависимости от объема мышц, участвующих в работе, различают: 1) локальное (местное) утомление (в работе участвуют менее 1/3 общего объема мышц; 2) региональное (от 1/3 до 2/3 мышц); 3) глобальное (свыше 2/3 мышц). В физическом воспитании, особенно в спорте, занятиях ОРУ, чаще всего приходится иметь дело с глобальным утомлением.

Каждое упражнение, независимо от тог, начинается ли оно из статического положения или движение, должно иметь определенное исходное положение тела, его частей и заканчиваться этим же или каким-либо другим определенным положением.

Исходное положение должны быть ясны занимающимся, правильно ими пониматься и выполняться.

К числу ОРУ на занятиях с начинающими следует отнести выполнение отдельных основных положений и их перемен. Эти выполнения следует выполнять с задержкой 3-4 секунды в каждом положении. Во время остановки в таком исходном (конечном) положении необходима проверка и уточнение принятого положения.

Необходимо обращать особое внимание на то, чтобы основные, исходные и конечные положения упражнений строго выполнялись, потому что только правильное выполнение упражнений дает наивысшей физиологический эффект. Даже самые незначительные ошибки облегчают упражнение, снижая его эффективность. Потому очень важен с первых шагов обучения постоянный и строгий контроль при выполнении упражнений с начало движения до его окончания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: