Сложности при оценке складских затрат

Мы часто видим, что многие компании не знают точных размеров своих складских затрат. Более того, многие из них ошибочно полагают, что с помощью регулярного учета можно адекватно оценить складские затраты.

 

Во-первых, измерение затрат само по себе является сложной задачей. Существует несколько альтернативных систем учета затрат, которые можно применять для некоторых целей, но нельзя использовать для других случаев. (ср. Эдвард А. Силвер, Дэвид Ф. Пайк и Рейн Петерсон, см. ниже Список источников, №

Далее, отслеживать все затраты или пытаться классифицировать их не всегда выгодно, да и невозможно. Чтобы начать оценку складских затрат, необходимо понимать, что достоверные результаты не всегда отражаются в обычной отчетности. Даже если кажется, что это так, необходимо четко понимать систему правил и допущений, с помощью которых эти результаты были получены. Например, при объединении различных затрат крайне важно, чтобы значения всех отдельных элементов были даны либо до вычета налогов, либо после, чтобы не возникала путаница.

Во-вторых, реальные складские затраты включают в себя множество пунктов, намного больше, чем просто стоимость проданных товаров или сырья. В первую очередь, на ум приходят затраты на управление и пополнение запасов, однако это тоже далеко не все. Добавьте страховку, проценты, потери и т.д. Список, на самом деле, очень велик. В данной статье мы постараемся привести ясную типологию подобных расходов и помочь менеджерам понять, с чего нужно начинать при оценке складских затрат.
Мы могли бы привести здесь эмпирические методы оценки, дающие приблизительные результаты, но читатель должен помнить, что каждая оценка очень сильно зависит от сферы деятельности, а также от решений руководства компании (напр.: решение использовать услуги третьих лиц или принятие политики управления запасами «точно в срок» и т.д.).
Распределение складских затрат

Еще раз напомним, что в литературе по данному вопросу очень много общего, однако категории и подкатегории складских затрат варьируются и пересекаются, либо называются по-разному. Мы не претендуем на то, что наша типология «единственно правильная», однако, на наш взгляд, она не лишена смысла (с точки зрения коммерческого прогнозирования) и будет полезна менеджерам при составлении полной картины складских затрат.

Складские затраты можно разбить на 3 основные категории:

· Затраты на заготовку (пополнение)

· Затраты на хранение (содержание)

· Затраты на отсутствие товаров (нехватку).


Мы вкратце коснемся всех этих понятий, но основное внимание будет уделено расходам на хранение.

Далее: Существуют и другие типологии, некоторые из которых лучше подойдут производителям. Например, Мэри Лу Хардинг (см. ниже Список источников, № 1) придерживается иной точки зрения и выделяет такие категории, как затраты на недостачу товара, затраты на некачественный товар, эксплуатационные издержки и т.д., которые лучше всего подходят для компаний-представителей обрабатывающей промышленности и помогают выбрать поставщиков сырья.




Затраты на заготовку

Под затратами на заготовку (которые также называются затратами на подготовку заказа, особенно если речь идет о производстве), или пополнение запасов мы понимаем экономические последствия, вызванные непосредственно заказами, то есть расходы, которые возникают каждый раз при размещении заказа. Эти затраты можно разделить на две части:

· Затраты непосредственно на размещение заказа: они могут быть постоянными и не зависеть от количества заказываемых товаров. В них обычно входят расходы на размещение заказа и все конторские затраты на обработку накладных, бухучет и связь. В крупных компаниях, особенно занимающихся розничной торговлей, это обычно сводится к амортизационной стоимости электронной системы обмена данными (EDI), которая позволяет значительно снизить расходы на размещение заказов (иногда на несколько порядков).

· Затраты на логистику входящих потоков — грузоперевозки и приемка (разгрузка и осмотр) товара. Эти расходы значительно различаются. Стоимость доставки товара поставщиком зависит от объема заказа, вследствие чего расходы на одну заказанную единицу могут значительно колебаться.


Оценить, даже приблизительно, расходы на подготовку заказа нелегко, так как они зависят не только от сферы деятельности, но и от заказываемого товара: поставщики могут быть как местными, так и из дальнего зарубежья, они могут поставлять товар только палетами и не использовать более мелкие партии или устанавливать минимальный объем заказа; в таких случаях, разумеется, поставщик может предоставлять оптовые скидки и т.д.

 

Существуют способы сокращения таких затрат, точнее правильной балансировки расходов на хранение и оптовых скидок, что позволяет выбрать оптимальный объем заказа, не слишком большой и не слишком маленький (чем меньше объем запасов, тем чаще приходится делать заказы, что ведет к повышению затрат на заготовку и снижению затрат на хранение). Обычно это осуществляется с помощью расчета экономичного объема заказа (EOQ).

Не вдаваясь в подробности, добавим, что хотя в литературе, как правило, предлагается рассчитывать EOQ с помощью формулы Уилсона (составленной в 1913 г.), эта формула малопригодна для предприятий розничной торговли, в основном, потому, что она не учитывает начисление процентов. Тем не менее, можно определить оптимальный объем заказа, вычислив функцию стоимости с учетом оптовых скидок, как описано в нашей статье.


Затраты на хранение

Затраты на хранение очень важны при «статичном» анализе запасов, то есть когда внимание уделяется хранению большего или меньшего количества товаров, независимо от их перемещений.

Типология различается у разных авторов; мы предлагаем следующую:

Затраты основного капитала (или финансовые издержки)

· Расходы на складские помещения

· Издержки на обслуживание запасов

· Инвентарные риски


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: