3.1. Обобщенная трудовая функция
| Наименование | Осуществление тренировочного процесса на спортивно-оздоровительном этапе | Код | А | Уровень квалификации | 5 |
| Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
| Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
| Возможные наименования должностей | Тренер-преподаватель Старший тренер-преподаватель |
| Требования к образованию и обучению | Среднее профессиональное образование в области физической культуры и спорта Допускается среднее профессиональное образование и подготовка по дополнительным профессиональным программам - программам профессиональной переподготовки в области физкультуры и спорта |
| Требования к опыту практической работы | - |
| Особые условия допуска к работе | Отсутствие запрета на занятие педагогической деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации |
| Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) в установленном законодательством Российской Федерации порядке | |
| Рекомендуется прохождение специальных курсов повышения квалификации при проведении занятий с детьми дошкольного возраста (4-6 лет) |
Дополнительные характеристики
| Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
| ОКЗ | 2359 | Специалисты по обучению не вошедшие в другие группы |
| ЕКС*(3) | Тренер-преподаватель (включая старшего) | |
| ОКСО*(4) | 050720 | Физическая культура |
3.1.1. Трудовая функция
| Наименование | Проведение занятий по общей физической подготовке обучающихся | Код | А/01.5 | Уровень (подуровень) квалификации | 5 |
| Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
| Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
| Трудовые действия | Проведение с обучающимися тренировок на основе комплекса общеразвивающих упражнений, имитационных упражнений, упражнений для освоения элементов и формирования простых целостных двигательных действий |
| Проведение с обучающимися подвижных и спортивных игр, организация участия обучающихся в подвижных и спортивных играх | |
| Обеспечение безопасности при проведении занятий по общей физической подготовке обучающихся на спортивно-оздоровительном этапе | |
| Необходимые умения | Поддерживать учебную дисциплину во время занятия |
| Разъяснять в простой и доступной форме правила проведения спортивной, подвижной игры, объяснять суть упражнения, правила техники безопасности при выполнении упражнений, использовании спортивного инвентаря, участии в спортивной (подвижной) игре | |
| Показывать образцово и наглядно выполнение упражнения | |
| Ставить двигательную задачу в конкретной форме с наглядным объяснением | |
| Пользоваться контрольно-измерительными приборами | |
| Пользоваться спортивным инвентарем | |
| Выявлять своевременно угрозы и степень опасности внешних и внутренних факторов и организовывать безопасное пространство для обучающихся, оперативно реагировать на нештатные ситуации и применять верные алгоритмы действий для устранения или снижения опасности | |
| Выявлять неисправности спортивных объектов и инвентаря | |
| Оказывать первую помощь, правильно использовать средства огнезащиты, средства индивидуальной защиты | |
| Необходимые знания | Возрастная и специальная педагогика и психология |
| Физиология и гигиена | |
| Методика преподавания | |
| Содержание и соотношение объемов тренировочного процесса по видам подготовки на спортивно-оздоровительном этапе спортивной подготовки | |
| Основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила избранных видов спорта, нормы, требования и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранным видам спорта; федеральные стандарты спортивной подготовки по избранным видам спорта; общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями); методы предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и правила, устанавливающие ответственность за такое противоправное влияние | |
| Санитарно-гигиенические требования к организациям дополнительного образования, дошкольным, общеобразовательным, профессиональным образовательным организациям, организациям высшего и дополнительного профессионального образования, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам | |
| Основы спортивной медицины, медицинского контроля и способы оказания первой помощи | |
| Правила проведения подвижных спортивных игр | |
| Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения | |
| Комплексы общеразвивающих упражнений, имитационных упражнений, упражнений для освоения элементов и формирования простых целостных двигательных действий | |
| Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися разного возраста | |
| Технологии педагогической диагностики и коррекции, снятия стрессов и т.п. | |
| Правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации, осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта | |
| Этические нормы в области спорта | |
| Правила охраны труда и пожарной безопасности | |
| Другие характеристики | Устанавливаются квалификационные категории (вторая (только по должности тренер) первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством |
3.1.2. Трудовая функция
| Наименование | Формирование у обучающихся представлений о теоретических основах физической культуры и интереса к занятиям спортом | Код | А/02.5 | Уровень (подуровень) квалификации | 5 |
| Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
| Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
| Трудовые действия | Проведение с обучающимися лекций и бесед о пользе, значении физической культуры и спорта, основах здорового образа жизни, гигиены, первой доврачебной помощи |
| Совместный просмотр и обсуждение кино- и видеоматериалов, в том числе трансляций спортивных соревнований, обучающих и научно-популярных фильмов | |
| Организация встреч обучающихся с известными спортсменами | |
| Оказание методической и консультационной помощи родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся | |
| Необходимые умения | Обеспечение безопасности при проведении теоретических занятий, встреч, лекций на спортивно-оздоровительном этапе |
| Поддерживать учебную дисциплину во время занятия | |
| Рассказывать в доступной и увлекательной форме о пользе, значении физической культуры и спорта, основах здорового образа жизни, гигиены, медицинской помощи | |
| Показывать в простой и доступной форме выполнение упражнений, техники оказания первой доврачебной помощи | |
| Выявлять угрозы и степень опасности внешних и внутренних факторов и организовывать безопасное пространство для обучающихся, оперативно реагировать на нештатные ситуации и применять верные алгоритмы действий для устранения или снижения опасности | |
| Оказывать первую помощь, правильно использовать средства огнезащиты, средства индивидуальной защиты | |
| Использовать информационные технологии, в том числе средства подготовки и демонстрации презентаций, видеофильмов, иных образовательных ресурсов | |
| Необходимые знания | Возрастная и специальная педагогика и психология |
| Физиология и гигиена | |
| Методика преподавания | |
| Содержание и соотношение объемов тренировочного процесса по видам подготовки на спортивно-оздоровительном этапе спортивной подготовки | |
| Основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила избранных видов спорта, нормы, требования и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранным видам спорта; федеральные стандарты спортивной подготовки по избранным видам спорта; общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями); методы предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и правила, устанавливающие ответственность за такое противоправное влияние | |
| Санитарно-гигиенические требования к организациям дополнительного образования, дошкольным, общеобразовательным, профессиональным образовательным организациям, организациям высшего и дополнительного профессионального образования, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам | |
| Основы спортивной медицины, медицинского контроля и способы оказания первой помощи | |
| Правила проведения подвижных спортивных игр | |
| Комплексы общеразвивающих упражнений, имитационных упражнений, упражнений для освоения элементов и формирования простых целостных двигательных действий | |
| Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися разного возраста, их родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, коллегами по работе | |
| Педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентного подхода | |
| Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения | |
| Технологии педагогической диагностики и коррекции, снятия стрессов и т.п. | |
| Основы работы с персональным компьютером, с электронной почтой и браузерами | |
| Правила внутреннего трудового распорядка | |
| Этические нормы в области спорта | |
| Правила охраны труда и пожарной безопасности | |
| Другие характеристики | Устанавливаются квалификационные категории (вторая (только по должности тренер) первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством |
3.1.3. Трудовая функция
| Наименование | Планирование, учет и анализ результатов тренировочного процесса на спортивно-оздоровительном этапе | Код | А/03.5 | Уровень (подуровень) квалификации | 5 |
| Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
| Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
| Трудовые действия | Календарно-тематическое планирование и составление расписания занятий по реализации программ спортивно-оздоровительного этапа спортивной подготовки в соответствии с локальными актами, целями и задачами физкультурно-спортивной организации |
| Организация прохождения обучающимися контрольных процедур с целью подтверждения достигнутого уровня физической подготовленности | |
| Систематический учет, анализ, обобщение результатов работы, в том числе с использованием электронных форм | |
| Оценка эффективности подготовки обучающихся с использованием современных информационных и компьютерных технологий, в том числе текстовых редакторов и электронных таблиц, в своей деятельности | |
| Внесение корректив в дальнейшую подготовку обучающихся (при необходимости) | |
| Внедрение современных методик подготовки обучающихся по программам спортивно-оздоровительного этапа спортивной подготовки | |
| Выявление наиболее перспективных обучающихся для их дальнейшего спортивного совершенствования | |
| Необходимые умения | Использовать систему нормативов и методик контроля физической подготовленности обучающихся |
| Вести первичную учетно-отчетную документацию по реализации программ спортивной подготовки в электронном и бумажном виде | |
| Выявлять проблемы в организации спортивной работы, разрабатывать мероприятия по совершенствованию подготовки спортсменов | |
| Использовать методы календарного планирования | |
| Использовать информационные технологии, в том числе текстовые редакторы, электронные таблицы, электронную почту, в своей деятельности | |
| Необходимые знания | Основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила избранных видов спорта, нормы, требования и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранным видам спорта; федеральные стандарты спортивной подготовки по избранным видам спорта; общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями); методы предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и правила, устанавливающие ответственность за такое противоправное влияние |
| Санитарно-гигиенические требования к организациям дополнительного образования, дошкольным, общеобразовательным, профессиональным образовательным организациям, организациям высшего и дополнительного профессионального образования, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам | |
| Содержание и соотношение объемов тренировочного процесса по видам подготовки на этапе начальной подготовки | |
| Медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящим подготовку в группах на этапе начальной подготовки по виду спорта | |
| Методика преподавания | |
| Основы биомеханики, физиологии и гигиены спорта | |
| Режимы тренировочной работы | |
| Предельные тренировочные нагрузки | |
| Объем индивидуальной спортивной подготовки | |
| Методики контроля и оценки физической подготовленности обучающихся | |
| Методы планирования тренировочного процесса | |
| Современные методы тренировочной работы | |
| Порядок составления и ведения учетно-отчетной документации | |
| Нормативные документы, регламентирующие работу со служебной документацией | |
| Основы работы с персональным компьютером, с электронной почтой, текстовыми реакторами, электронными таблицами и браузерами | |
| Правила внутреннего трудового распорядка | |
| Этические нормы в области спорта | |
| Правила охраны труда и пожарной безопасности | |
| Другие характеристики | Устанавливаются квалификационные категории (вторая (только по должности тренер) первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством |
3.2. Обобщенная трудовая функция
| Наименование | Осуществление тренировочного процесса на этапе начальной подготовки | Код | В | Уровень квалификации | 5 |
| Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
| Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
| Возможные наименования должностей | Тренер-преподаватель Старший тренер-преподаватель Тренер |
| Требования к образованию и обучению | Среднее профессиональное образование в области физической культуры и спорта |
| Допускается среднее профессиональное образование и подготовка по дополнительным профессиональным программам - программам профессиональной переподготовки в области физкультуры и спорта | |
| Требования к опыту практической работы | - |
| Особые условия допуска к работе | Отсутствие запрета на занятие педагогической деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации |
| Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) в установленном законодательством Российской Федерации порядке | |
| Рекомендуется прохождение специальных курсов повышения квалификации при проведении занятий с детьми дошкольного возраста (4-6 лет) |
Дополнительные характеристики
| Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
| ОКЗ | 2359 | Специалисты по обучению не вошедшие в другие группы |
| ЕКС | Тренер-преподаватель (включая старшего) | |
| ОКСО | 050720 | Физическая культура |
3.2.1. Трудовая функция
| Наименование | Осуществление набора обучающихся в группы и секции этапа начальной подготовки (по виду спорта, спортивным дисциплинам) | Код | В/01.5 | Уровень (подуровень) квалификации | 5 |
| Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
| Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
| Трудовые действия | Календарно-тематическое планирование и составление расписания занятий по реализации программ этапа начальной спортивной подготовки в соответствии с локальными актами, целями и задачами физкультурно-спортивной организации |
| Контроль отсутствия медицинских противопоказаний для занятий видом спорта у поступающих в группы начальной подготовки | |
| Консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся относительно порядка зачисления и тренировочного процесса на этапе начальной подготовки | |
| Организация контрольных мероприятий для зачисления поступающих на этап начальной подготовки по результатам сдачи нормативов (при невозможности зачисления в группы начальной подготовки всех желающих) | |
| Необходимые умения | Проводить собеседование, оценивать мотивацию и психологический настрой поступающего в группу начальной подготовки |
| Проводить методически обоснованный набор в группу начальной подготовки, в том числе по результатам сдачи нормативов | |
| Пользоваться контрольно-измерительными приборами | |
| Пользоваться спортивным инвентарем | |
| Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи | |
| Необходимые знания | Основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила избранных видов спорта, нормы, требования и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранным видам спорта; федеральные стандарты спортивной подготовки по избранным видам спорта; общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями); методы предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и правила, устанавливающие ответственность за такое противоправное влияние |
| Санитарно-гигиенические требования к организациям дополнительного образования, дошкольным, общеобразовательным, профессиональным образовательным организациям, организациям высшего и дополнительного профессионального образования, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам | |
| Содержание и соотношение объемов тренировочного процесса по видам подготовки на этапе начальной подготовки | |
| Медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящим подготовку в группах на этапе начальной подготовки по виду спорта | |
| Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися разного возраста | |
| Основы работы с персональным компьютером, с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами | |
| Правила внутреннего трудового распорядка физкультурно-спортивной организации | |
| Этические нормы в области спорта | |
| Правила охраны труда и пожарной безопасности | |
| Другие характеристики | Устанавливаются квалификационные категории (вторая (только по должности тренер) первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством |
3.2.2. Трудовая функция
| Наименование | Обучение основам техники двигательных действий (по виду спорта, спортивным дисциплинам) | Код | В/02.5 | Уровень (подуровень) квалификации | 5 |
| Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
| Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
| Трудовые действия | Проведение с обучающимися тренировок на основе комплекса общеразвивающих и специальных упражнений с небольшими и средними отягощениями для развития общей физической подготовки |
| Проведение с обучающимися тренировок на основе комплекса специальных упражнений для широкого спектра двигательных умений и навыков различных видов спорта, включая выбранный с целью развития технической подготовки | |
| Проведение с обучающимися подвижных и спортивных игр, организация участия обучающихся в подвижных и спортивных играх | |
| Обеспечение безопасности при проведении тренировок и занятий на этапе начальной подготовки | |
| Необходимые умения | Поддерживать учебную дисциплину во время занятия |
| Разъяснять в простой и доступной форме правила проведения спортивной, подвижной игры, объяснять суть упражнения, правила техники безопасности при выполнении упражнений, использовании спортивного инвентаря, участии в спортивной (подвижной) игре | |
| Показывать образцово и наглядно выполнение упражнения | |
| Поставить двигательную задачу в конкретной форме, с наглядным объяснением | |
| Пользоваться контрольно-измерительными приборами | |
| Пользоваться спортивным инвентарем | |
| Выявлять своевременно угрозы и степень опасности внешних и внутренних факторов и организовывать безопасное пространство для обучающихся, оперативно реагировать на нештатные ситуации и применять верные алгоритмы действий для устранения или снижения опасности | |
| Выявлять неисправности спортивных объектов и инвентаря | |
| Оказывать первую помощь, правильно использовать средства огнезащиты, средства индивидуальной защиты | |
| Необходимые знания | Основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила избранных видов спорта, нормы, требования и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранным видам спорта; федеральные стандарты спортивной подготовки по избранным видам спорта; общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями); методы предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и правила, устанавливающие ответственность за такое противоправное влияние |
| Санитарно-гигиенические требования к организациям дополнительного образования, дошкольным, общеобразовательным, профессиональным образовательным организациям, организациям высшего и дополнительного профессионального образования, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам | |
| Содержание и соотношение объемов тренировочного процесса по видам подготовки на этапе начальной подготовки | |
| Медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящим подготовку в группах на этапе начальной подготовки по виду спорта | |
| Методика преподавания | |
| Основы биомеханики, физиологии и гигиены спорта | |
| Режимы тренировочной работы | |
| Предельные тренировочные нагрузки | |
| Объем индивидуальной спортивной подготовки | |
| Психологические особенности обучающихся с учетом возраста и основы возрастной педагогики | |
| Правила проведения подвижных спортивных игр | |
| Комплексы общеразвивающих и специальных упражнений для широкого спектра двигательных умений и навыков различных видов спорта, включая выбранный | |
| Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения | |
| Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися разного возраста | |
| Технологии педагогической диагностики и коррекции, снятия стрессов | |
| Правила внутреннего трудового распорядка | |
| Этические нормы в области спорта | |
| Правила охраны труда и пожарной безопасности | |
| Другие характеристики | Устанавливаются квалификационные категории (вторая (только по должности тренер) первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством |






