3.2.3. Трудовая функция
| Наименование | Формирование у обучающихся представлений о теоретических основах вида спорта, спортивной этике | Код | В/03.5 | Уровень (подуровень) квалификации | 5 |
| Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
| Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
| Трудовые действия | Проведение с обучающимися лекций и бесед о правилах, технике и тактике в виде спорта |
| Организация совместного просмотра и обсуждения кино- и видеоматериалов, в том числе трансляций спортивных соревнований по виду спорта, обучающих и научно-популярных фильмов | |
| Организация встреч обучающихся с известными спортсменами | |
| Организация участия обучающихся в мероприятиях патриотического характера | |
| Проведение лекций о содержании и значении спортивной этики, недопустимости использования допинга в спорте, скрытых или явных нарушений спортивных правил, участия в договорных играх | |
| Оказание методической и консультационной помощи родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся | |
| Обеспечение безопасности при проведении теоретических занятий, встреч, лекций на этапе начальной подготовки | |
| Необходимые умения | Поддерживать учебную дисциплину во время занятия |
| Рассказывать в доступной и увлекательной форме о пользе, значении, истории, правилах, технике и тактике вида спорта | |
| Показывать в простой и наглядной форме выполнение упражнений, способствующих развитию двигательных умений и навыков в виде спорта | |
| Использовать информационные технологии, в том числе средства подготовки и демонстрации презентаций, видеофильмов, иных образовательных ресурсов | |
| Выявлять своевременно угрозы и степени опасности внешних и внутренних факторов и организовывать безопасное пространство для обучающихся, оперативно реагировать на нештатные ситуации и применять верные алгоритмы действий для устранения или снижения опасности | |
| Оказывать первую помощь, правильно использовать средства огнезащиты, средства индивидуальной защиты | |
| Необходимые знания | Возрастная и специальная педагогика и психология |
| Физиология и гигиена | |
| Методика преподавания | |
| Содержание и соотношение объемов тренировочного процесса по видам подготовки на этапе начальной подготовки | |
| Основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила избранных видов спорта, нормы, требования и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранным видам спорта; федеральные стандарты спортивной подготовки по избранным видам спорта: общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями); методы предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и правила, устанавливающие ответственность за такое противоправное влияние | |
| Санитарно-гигиенические требования к организациям дополнительного образования, дошкольным, общеобразовательным, профессиональным образовательным организациям, организациям высшего и дополнительного профессионального образования, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам | |
| Основы спортивной медицины, медицинского контроля и способы оказания первой помощи | |
| Правила, основы техники и тактики вида спорта | |
| Комплексы упражнений, способствующих развитию двигательных умений и навыков в виде спорта | |
| Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися разного возраста, их родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, коллегами по работе | |
| Педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентного подхода | |
| Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения | |
| Технологии педагогической диагностики и коррекции, снятия стрессов | |
| Основы работы с персональным компьютером, с электронной почтой и браузерами | |
| Правила внутреннего трудового распорядка | |
| Этические нормы в области спорта | |
| Правила охраны труда и пожарной безопасности | |
| Другие характеристики | Устанавливаются квалификационные категории (вторая (только по должности тренер) первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством |
3.2.4. Трудовая функция
| Наименование | Планирование, учет и анализ результатов тренировочного процесса на этапе начальной подготовки | Код | В/04.5 | Уровень (подуровень) квалификации | 5 |
| Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
| Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
| Трудовые действия | Разработка и представление для утверждения руководством учреждения проекта расписания занятий |
| Организация прохождения учащимися контрольных процедур с целью подтверждения достигнутого уровня физической подготовленности | |
| Систематический учет, анализ, обобщение результатов работы, в том числе с использованием электронных форм | |
| Оценка эффективности подготовки обучающихся с использованием современных информационных и компьютерных технологий, в том числе текстовых редакторов и электронных таблиц в своей деятельности | |
| Внесение корректив в дальнейшую подготовку обучающихся (при необходимости) | |
| Внедрение современных методик подготовки обучающихся по программам этапа начальной подготовки | |
| Выявление наиболее перспективных обучающихся для их дальнейшего спортивного совершенствования | |
| Необходимые умения | Использовать систему нормативов и методик контроля физической подготовленности обучающихся |
| Вести первичную учетно-отчетную документацию по реализации программ спортивной подготовки в электронном и бумажном виде | |
| Выявлять проблемы в организации спортивной работы, предлагать мероприятия по совершенствованию подготовки | |
| Использовать методы календарного планирования | |
| Использовать информационные технологии, в том числе текстовые редакторы, электронные таблицы, электронную почту, в своей деятельности | |
| Необходимые знания | Основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила избранных видов спорта, нормы, требования и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранным видам спорта; федеральные стандарты спортивной подготовки по избранным видам спорта; общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями); методы предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и правила, устанавливающие ответственность за такое противоправное влияние |
| Санитарно-гигиенические требования к организациям дополнительного образования, дошкольным, общеобразовательным, профессиональным образовательным организациям, организациям высшего и дополнительного профессионального образования, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам | |
| Содержание и соотношение объемов тренировочного процесса по видам подготовки на этапе начальной подготовки | |
| Медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящим подготовку в группах на этапе начальной подготовки по виду спорта | |
| Методика преподавания | |
| Основы биомеханики, физиологии и гигиены спорта | |
| Режимы тренировочной работы | |
| Предельные тренировочные нагрузки | |
| Объем индивидуальной спортивной подготовки | |
| Методики контроля и оценки физической подготовленности обучающихся | |
| Методы планирования тренировочного процесса | |
| Современные методы тренировочной работы | |
| Порядок составления и ведения учетно-отчетной документации | |
| Нормативные документы, регламентирующие работу со служебной документацией | |
| Основы работы с персональным компьютером, с электронной почтой, текстовыми реакторами, электронными таблицами и браузерами | |
| Правила внутреннего трудового распорядка | |
| Этические нормы в области спорта | |
| Правила охраны труда и пожарной безопасности | |
| Другие характеристики | Устанавливаются квалификационные категории (вторая (только по должности тренер) первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством |
3.3. Обобщенная трудовая функция
| Наименование | Осуществление тренировочного процесса, руководство состязательной деятельностью спортсменов на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) | Код | С | Уровень квалификации | 5 |
| Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
| Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
| Возможные наименования должностей | Тренер Старший тренер Тренер-преподаватель Старший тренер-преподаватель |
| Требования к образованию и обучению | Среднее профессиональное образование в области физической культуры и спорта |
| Допускается среднее профессиональное образование и подготовка по дополнительным профессиональным программам - программам профессиональной переподготовки в области физкультуры и спорта | |
| Требования к опыту практической работы | Не менее одного года в должности: тренер, тренер-преподаватель |
| Лица, не имеющие стажа работы для проведения занятий на этапе спортивной подготовки, но имеющие спортивный разряд не ниже кандидата в мастера спорта по соответствующему виду спорта, могут назначаться на должность по рекомендации руководства физкультурно-спортивной организации | |
| Особые условия допуска к работе | Отсутствие запрета на занятие педагогической деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации |
| Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) в установленном законодательством Российской Федерации порядке |
Дополнительные характеристики
| Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
| ОКЗ | 2359 | Специалисты по обучению не вошедшие в другие группы |
| ЕКС | Тренер-преподаватель (включая старшего) | |
| ОКСО | 650720 | Физическая культура |
3.3.1. Трудовая функция
| Наименование | Осуществление отбора обучающихся в группы и секции тренировочного этапа (этапа спортивной специализации) по виду спорта, спортивным дисциплинам | Код | С/01.5 | Уровень (подуровень) квалификации | 5 |
| Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
| Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
| Трудовые действия | Решение о переводе обучающихся с этапа начальной подготовки на тренировочный этап (этап спортивной специализации) |
| Контроль отсутствия медицинских противопоказаний для занятий видом спорта у поступающих в группы тренировочного этапа | |
| Консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся относительно порядка зачисления и тренировочного процесса на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) | |
| Организация контрольных мероприятий для зачисления обучающихся на тренировочный этап (этап спортивной специализации) по результатам выполнения ими контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, установленных образовательными программами | |
| Необходимые умения | Проводить методически обоснованный отбор в группы тренировочного этапа (этапа спортивной специализации) |
| Пользоваться контрольно-измерительными приборами | |
| Пользоваться спортивным инвентарем | |
| Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи | |
| Необходимые знания | Основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила избранных видов спорта, нормы, требования и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранным видам спорта; федеральные стандарты спортивной подготовки по избранным видам спорта; общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями); методы предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и правила, устанавливающие ответственность за такое противоправное влияние |
| Санитарно-гигиенические требования к организациям дополнительного образования, дошкольным, общеобразовательным, профессиональным образовательным организациям, организациям высшего и дополнительного профессионального образования, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам | |
| Методики массового и индивидуального отбора в избранном виде спорта | |
| Содержание и соотношение объемов тренировочного процесса на тренировочном этапе | |
| Медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящим подготовку в группах тренировочного этапа (по виду спорта) | |
| Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися разного возраста | |
| Основы работы с персональным компьютером, с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами | |
| Правила внутреннего трудового распорядка физкультурно-спортивной организации | |
| Этические нормы в области спорта | |
| Правила охраны труда и пожарной безопасности | |
| Другие характеристики | Устанавливаются квалификационные категории (вторая (только по должности тренер) первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством |
3.3.2. Трудовая функция
| Наименование | Формирование разносторонней общей и специальной физической, технико-тактической подготовленности, соответствующей специфике вида спорта | Код | С/02.5 | Уровень (подуровень) квалификации | 5 |
| Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
| Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
| Трудовые действия | Проведение с обучающимися тренировок на основе комплекса общеразвивающих и специальных упражнений с использованием различных отягощений и тренажерных устройств |
| Проведение с обучающимися тренировки на основе комплекса специальных упражнений, соответствующих специфике вида спорта, с целью развития технической подготовки | |
| Подготовка обучающихся к выполнению нормативов спортивного разряда не ниже кандидата в мастера спорта России, по игровым видам спорта - не ниже первого спортивного разряда | |
| Обеспечение безопасности при проведении занятий по общей физической подготовке обучающихся на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) | |
| Необходимые умения | Поддерживать учебную дисциплину во время занятия |
| Элементарно и просто разъяснить суть и значение упражнения | |
| В простой и наглядной форме показывать выполнение упражнения | |
| Поставить двигательную задачу в конкретной форме, с наглядным объяснением | |
| Пользоваться контрольно-измерительными приборами | |
| Пользоваться спортивным инвентарем и тренажерными устройствами | |
| Элементарно и просто разъяснить правила техники безопасности при выполнении упражнений, использовании спортивного инвентаря, участии в спортивной (подвижной) игре | |
| Своевременно выявлять угрозы и степени опасности внешних и внутренних факторов и организовывать безопасное пространство для обучающихся, оперативно реагировать на нештатные ситуации и применять верные алгоритмы действий для устранения или снижения опасности | |
| Выявлять неисправности спортивных объектов и инвентаря | |
| Оказывать первую помощь, правильно использовать средства огнезащиты, средства индивидуальной защиты | |
| Необходимые знания | Основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила избранных видов спорта, нормы, требования и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранным видам спорта; федеральные стандарты спортивной подготовки по избранным видам спорта; общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями); методы предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и правила, устанавливающие ответственность за такое противоправное влияние |
| Санитарно-гигиенические требования к организациям дополнительного образования, дошкольным, общеобразовательным, профессиональным образовательным организациям, организациям высшего и дополнительного профессионального образования, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам | |
| Содержание и соотношение объемов тренировочного процесса по видам подготовки на тренировочном этапе спортивной подготовки (по виду спорта) | |
| Медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящим подготовку в группах тренировочного этапа спортивной подготовки | |
| Методика преподавания | |
| Основы биомеханики, физиологии и гигиены спорта | |
| Режимы тренировочной работы | |
| Предельные тренировочные нагрузки | |
| Объем индивидуальной спортивной подготовки | |
| Психологические особенности обучающихся с учетом возраста и основ возрастной педагогики | |
| Комплексы общеразвивающих и специальных упражнений, соответствующие специфике выбранного вида спорта (спортивной дисциплине) | |
| Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения | |
| Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися разного возраста | |
| Технологии педагогической диагностики и коррекции, снятия стрессов | |
| Правила внутреннего трудового распорядка физкультурно-спортивной организации | |
| Этические нормы в области спорта | |
| Правила охраны труда и пожарной безопасности | |
| Другие характеристики | Устанавливаются квалификационные категории (вторая (только по должности тренер) первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством |
3.3.3. Трудовая функция
| Наименование | Формирование навыков соревновательной деятельности | Код | С/03.5 | Уровень (подуровень) квалификации | 5 |
| Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
| Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
| Трудовые действия | Отбор обучающихся в спортивную команду |
| Выполнение с обучающимися анализа соревновательной деятельности в виде спорта путем изучения кино- и видеоматериалов специальной литературы | |
| Организация индивидуального или в составе команды участия обучающегося в спортивных соревнованиях | |
| Контроль справедливости судейства, при несправедливом судействе - подача апелляции | |
| Соблюдение антидопинговых правил и методик подготовки спортсменов, выполнение предписаний организаций, осуществляющих допинг-контроль | |
| Психолого-методическая поддержка обучающихся в период соревнований | |
| Обеспечение безопасности обучающихся на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) в течение всего периода нахождения на спортивных соревнованиях | |
| Необходимые умения | Проводить методически обоснованный отбор обучающихся в спортивную команду |
| Определять справедливость судейства | |
| Применять апелляционные процедуры при несправедливом судействе | |
| Повышать спортивную мотивацию и волю к победе обучающегося - участника спортивных соревнований | |
| Пользоваться контрольно-измерительными приборами | |
| Пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи | |
| Выявлять угрозы своевременно степени опасности внешних и внутренних факторов и организовывать безопасное пространство для обучающихся, оперативно реагировать на нештатные ситуации и применять верные алгоритмы действий для устранения или снижения опасности. | |
| Выявлять неисправности спортивных объектов и инвентаря | |
| Оказывать первую помощь, правильно использовать средства огнезащиты, средства индивидуальной защиты | |
| Необходимые знания | Основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила избранных видов спорта, нормы, требования и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранным видам спорта; федеральные стандарты спортивной подготовки по избранным видам спорта; общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями); методы предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и правила, устанавливающие ответственность за такое противоправное влияние |
| Санитарно-гигиенические требования к организациям дополнительного образования, дошкольным, общеобразовательным, профессиональным образовательным организациям, организациям высшего и дополнительного профессионального образования, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам | |
| Методики массового и индивидуального отбора в избранном виде спорта | |
| Правила соревнований по видам спорта и дисциплинам | |
| Порядок допинг-контроля и антидопинговые правила | |
| Требования к экипировке, спортивному инвентарю и оборудованию на соревнованиях | |
| Минимальный и предельный объем соревновательной деятельности | |
| Санитарно-гигиенические и медицинские требования к участию спортсменов в соревнованиях | |
| Психологические особенности обучающихся с учетом возраста и основы возрастной педагогики | |
| Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения | |
| Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися разного возраста | |
| Технологии педагогической диагностики и коррекции, снятия стрессов | |
| Правила внутреннего трудового распорядка физкультурно-спортивной организации | |
| Этические нормы в области спорта | |
| Правила охраны труда и пожарной безопасности | |
| Другие характеристики | Устанавливаются квалификационные категории (вторая (только по должности тренер) первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством |
3.3.4. Трудовая функция
| Наименование | Планирование, учет и анализ результатов тренировочного процесса на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) | Код | С/04.5 | Уровень (подуровень) квалификации | 5 |
| Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
| Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
| Трудовые действия | Календарно-тематическое планирование и составление расписания занятий по реализации программ тренировочного этапа (этапа спортивной специализации) в соответствии с локальными актами, целями и задачами физкультурно-спортивной организации |
| Организация прохождения обучающимися контрольных процедур с целью выполнения ими контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, установленных образовательными программами | |
| Разработка комплексной программы подготовки спортсменов спортивной команды к спортивным соревнованиям по соответствующему направлению в работе | |
| Разработка комплексных и индивидуальных планов подготовки спортсменов (команды) согласно утвержденным планам проведения спортивных мероприятий | |
| Систематический учет, анализ, обобщение результатов работы, в том числе с использованием электронных форм | |
| Оценка эффективности подготовки обучающихся с использованием современных информационных и компьютерных технологий, в том числе текстовых редакторов и электронных таблиц, в своей деятельности | |
| Внедрение современных методик подготовки обучающихся по программам тренировочного этапа | |
| Внесение корректив в дальнейшую подготовку обучающихся (при необходимости) | |
| Необходимые умения | Использовать систему нормативов и методик контроля физической подготовленности обучающихся |
| Вести первичную учетно-отчетную документацию по реализации программ спортивной подготовки в электронном и бумажном виде | |
| Выявлять проблемы в организации спортивной работы, предложить мероприятия по совершенствованию подготовки | |
| Использовать методы календарного планирования | |
| Использовать информационные технологии, в том числе текстовые редакторы, электронные таблицы, электронную почту, в своей деятельности | |
| Необходимые знания | Основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила избранных видов спорта, нормы, требования и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранным видам спорта; федеральные стандарты спортивной подготовки по избранным видам спорта; общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями); методы предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и правила, устанавливающие ответственность за такое противоправное влияние |
| Санитарно-гигиенические требования к организациям дополнительного образования, дошкольным, общеобразовательным, профессиональным образовательным организациям, организациям высшего и дополнительного профессионального образования, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам | |
| Содержание и соотношение объемов тренировочного процесса по видам подготовки на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) | |
| Медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящим подготовку в группах на тренировочном этапе | |
| Методика преподавания | |
| Основы биомеханики, физиологии и гигиены спорта | |
| Режимы тренировочной работы | |
| Предельные тренировочные нагрузки | |
| Объем индивидуальной спортивной подготовки | |
| Методики контроля и оценки физической подготовленности обучающихся | |
| Методы планирования тренировочного процесса | |
| Современные методы тренировочной работы | |
| Порядок составления и ведения учетно-отчетной документации | |
| Нормативные документы, регламентирующие работу со служебной документацией | |
| Основы работы с персональным компьютером, с электронной почтой, текстовыми реакторами, электронными таблицами и браузерами | |
| Правила внутреннего трудового распорядка | |
| Этические нормы в области спорта | |
| Правила охраны труда и пожарной безопасности | |
| Другие характеристики | Устанавливаются квалификационные категории (вторая (только по должности тренер) первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством |






