Прокурорский надзор
Понятие прокуратуры. Предмет и система курса.
ФЗ О прокуратуре 1992 года (в 1995 году - новая редакция)
Общая часть - понятия, цели, задачи, принципы, структура и система органов
Особенная часть - по отдельным отраслям надзора.
Наука изучает закономерности. В прокурорском надзоре, безусловно, есть закономерности.
Является ли отраслью? Скоре да. Нормы прокурорского надзора распылены во многих нормативных актов других отраслей. Он не ворует чужие нормы, а скорее наоброт: отдаёт свои нормы другим отраслям.
Понятие прокуратуры
Ст.129 Конституции (в главе 7 Судебная власть)
- составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору.
Ст.1 ФЗ о прокуратуре
- единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов,а также осуществляющая иные функции, установленные ФЗ.
Ст.4 того же закона.
|
|
- единая централизованная система органов и учреждений, действующая на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору. (пример учреждения - академия прокуратуры)
Для сравнения. Адвокатура не система органов, а "сообщество адвокатов" по ФЗ об адвокатуре.
Журнал для прокуроров называется "Законность". Его выпускает учреждение, входящее в систему прокуратуры. Ещё одно учреждение - Академия. В неё входил, в частности, НИИПУЗИП. НИИПУЗИН ранее называет ВНИИ ПИПИ
В ФЗ о прокуратуре перечислено 4 " цели " прокуратуры, однако все ли они являются целями?
1) обеспечение верховенства закона
2) обеспечение единства и укрепления законности
3) защита прав и свобод человека и гражданина
4) защита охраняемых законом государственных и общественных интересов.
Мнение лектора следующее. Цель представляет собой нечто конечное. Для выполнения цели выделяют задачи. Есть можно поставить к "цели" вопрос "зачем?", то это никакая ни цель, а задача. Так, 1я обеспечивает 2ю, 2я обеспечивает 3ю. Т.е. 1 и 2я цель - задачи. По поводу соотношения 3 и 4: права гражданина могут быть ограничены в интересах общества и государства, но права государства не могут быть ограничены в пользу отдельно лица. Следовательно, 4 - более важная цель. В итоге: 1,2,3 - задачи. 4 - цель.
Система прокуратуры
Цель, задачи <--- полномочия
Функции (роль)
Принципы
Краткая история прокуратуры
В 1722 году был издан Указ Петра 1 о учреждении должности генерал-прокурора. Он являлся "оком государевым", т.е. следил за соблюдением указов Петра и потом ему обо всем докладывал.
|
|
1802 год - генерал-прокурор возглавляет Минюст, хотя продолжает оставаться "оком".
1923 - прокуратура существует в виде отдельного наркомата.
1933 - выделяется собственно прокуратура
Сейчас Генеральный прокурор назначается Советом Федерации по представлению Президента. К слову Глава следственного комитета назначается так же, хотя и является заместителем Генерального прокурора.
На данный момент существует также "квазипрокуратура" в виде Контрольного управления Президента.
Функции прокуратуры
1) надзор за законностью
2) уголовное преследование
3) координация детельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью
4) возбуждение дел по административным нарушениям и проведение административных расследований
5) участие прокуроров в рассмотрении судами дел.
Принципы организации и деятельности прокуратуры.
Значение:
1) теоретическое (позволяет определить отрасль)
2) практическое (основа законодательства, восполнение пробелов, расрешение правовых коллизий, толкование норма права)
Сами принципы
Принцип единства
а) одинаковость (единый порядок формирования)
б) единственность (прокуратура в РФ одна)
в) целостность (взаимодействие и взаимосвязь всех органов прокуратуры. судебная система в этом смысле не является целостной)
2. Принцип централизации (в системе есть центр - Генеральный прокурор)
Принцип соподчинения
Ген. прокурор -> прокуратуры субъектов -> прокуратуры райнов -> прокуратуры городов
4. Принцип федеральности (прокуратура только федеральная)
5. Принцип законности ( функции и полномочия прокуратуры определяются Федеральным законом)
Отступления от принципа (необоснованное).
-Прокуроры субъектов назначаются Генеральным прокурором по согласованию с органами власти субъекта. Конкретный орган и порядок согласования при этом остаётся на усмотрение самого субъекта. В Законе Москвы от 2000 года № 45 установлена такая процедура: мэр и дума должны прийти к согласию по поводу кандидатуры, если не могут прийти - могут попросить о замене кандидатуры. То есть московские власти будут говниться до тех пора, пока нужный прокурор не будет назначен. Иначе такой неназначенный, но представленный прокурор будет только "исполняющим обяазанности прокурора".
-У прокурора города Москвы есть право законодательной инициативы. Это право дано ему Законом города Москвы, хотя ФЗ "о прокуратуре" такие полномочия не предусмотрены.
- В 2007 году была проведена реформа прокуратуры. В ходе реформы были нарушены все мыслимые и немыслимые принципы. Так, выделившийся следственный комитет регулируется Указом Президента; Председатель Следственного комитета назначается также, как и Генеральный прокурор, а следовательно ему фактически не подчиняется и т.д.
ФЗ "О прокуратуре" 1992. Разделы:
1) общие положения
2) система и организация
3) прокурорский надзор
4) участие прокуроров в рассмотрении дел судами
5) служба в органах прокуратуры
6) особенности организации деятельности военных прокуратур
7) иные вопросы
4 отрасли + контроль за исполнением решений судебными приставами (совпадает с имеющимися с 4я имеющими отраслями.)
О чём статья 54? Там даётся разъяснение термина прокурор. Под прокурором в ст.40 понимается "прокурор + Генеральный прокурор". Был такой скандал с участием бывшего ген. прокура, Скуратова. Его поймали в бане с проститутками. Был скандал. Его спрашивает журналист: "Вы же присягу давали!". А тот: "Я не давал! В ст.40 говорится только про прокурора, но не про Генерального прокурара. О_о." Вывод таков: Генеральный прокурор не дочитал ФЗ "О прокуратуре" до конца и не давал присягу, хотя и обязан был.
|
|
Подзаконные акты - приказы Генерального прокурора (а не Генеральной прокуратуры). Этими приказами могут утверждаться Инструкции и Положения. При этом, Генеральный прокурор своими приказами может регулировать статус прокуроров, что противоречит принципу регулирования федеральными законами.
Принцип властности
Все требования прокурара подлежат исполнению. За неисполнение ст. 17.7 КоАП. Это 1000-3000 рублей.
Принцип независимости
1) независимость от органнов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, СМИ, должностных лиц.
2) ответственность за:
а) воздействие (для указанных выше субъектов)
б) воспрепятствование (для любых лиц)
3) нельзя одновременно работать в выборных органах
4) нельзя осуществлять иную оплачиваемую деятельность кроме преподавательсткой, научную и т.д.
5) нельзя финансировать преподавательскую деятельность прокурора из иностранного кармана
6) прокурор не может быть принят на работу, если:
а) состоит в родстве или свойстве со своим начальником или подчинённым
б) имел судимость (неважно, снята или нет).Нельзя брать в прокуратуру лиц, имеющих или имевших(!) судимость. Причина проста: чтобы в суде, например, никто не мог состлаться на его преступное прошлое и дескредитировать его.
в) имеет заболевание, препятствующее осуществлению служебных обязанностей)