Арбитражное соглашение

В соответствии со ст. 1031 ГПК Германии арбитражные соглашения, как правило, должны быть составлены в письменной форме, что соответствует Типовому закону ЮНСИТРАЛ 1985 г. Но в п. 2 ст. 1031 ГПК закреплено, что "арбитражное соглашение может быть принято при условии явного согласия".

В п. 5 ст. 1031 ГПК особо оговаривается, что арбитражные соглашения с потребителями должны быть составлены с соблюдением строгих формальностей: такие соглашения должны быть составлены отдельно от основного договора и подписаны обеими сторонами.

Согласно п. 1 ст. 1029 ГПК Германии арбитражные соглашения могут быть заключены и в отношении будущих споров.

Арбитрабельность.

В соответствии с п. 1 ст. 1030 ГПК Германии в арбитраж могут быть переданы любые споры экономического характера. Не могут быть переданы на рассмотрение арбитража: а) споры из договоров аренды жилых помещений (п. 2 ст. 1030 ГПК); а также споры из трудовых, семейных и наследственных отношений <1>.

--------------------------------

<1> Там же.

 

Как правило, все споры с участием экономического интереса могут быть переданы в арбитраж (раздел 1030 (1) ЗПО). Некоторые споры, однако, исключены из арбитража, например некоторые споры о существовании внутренних договоров аренды жилых помещений (раздел 1030 (2) ЗПО). Кроме того, арбитраж некоторых видов споров ограничивается другими законами (раздел 1030 (3) ЗПО). Таким образом, некоторые виды трудового права, семейного права и права наследования споров не в арбитражном порядке.

Принцип "Competence-competence".

Принцип "Competence-competence" закреплен в Германии в ст. 1040 ГПК. Любое возражение о компетенции арбитражного трибунала должно быть заявлено не позднее представления отзыва ответчика (п. 2 ст. 1040 ГПК). Арбитражный суд выносит решение о своей компетенции рассматривать конкретный спор, которое затем может быть оспорено в государственном суде (п. 3 ст. 1040 ГПК).

 

4.3. Арбитражные учреждения Германии

 

Немецкая институция по арбитражу была создана 1 января 1992 г. и зарегистрирована в форме некоммерческого союза. История образования этого института следующая: 1 января 1992 г. произошло объединение двух институтов - Немецкого комитета по арбитражному делу (Deutscher Ausschuss fur Schiedsgerichtswesen - DAS) и Немецкого института арбитражного дела (Deutsches Institut fur Schiedsgerichtswesen - DIS). Образованная в результате объединения организация стала называться "Немецкая институция по арбитражу" (Deutsche Institution fur Schiedsgerichtsbarkeit - DIS) <1>. Цель Немецкой институции по арбитражу определилась как содействие арбитражу и обеспечение единообразного решения арбитражных задач в Германии.

--------------------------------

<1> Deutsche Institution fur Schiedsgerichtsbarkeit // http://www.dis-arb.de/ (дата обращения: 01.11.2016).

 

На надрегиональных и нейтральных в отраслевом отношении началах она предоставляет всем отраслям экономики разработанное ею Положение об арбитражном суде (Типовой регламент DIS). Немецкая институция по арбитражу (DIS) - это зарегистрированная ассоциация, которая в настоящий момент насчитывает более 700 членов не только на территории ФРГ, но и в иных странах мира, созданная с целью развития национального и международного арбитража.

Немецкая институция по арбитражу разработала Положение об арбитражном суде, которое действует с 1 июля 1998 г.

В настоящее время головной офис Институции располагается в столице ФРГ - Берлине, однако DIS имеет представительства в таких крупных городах, как Кельн, Мюнхен, Бонн. Целью Союза согласно уставу является содействие арбитражному разбирательству.

Что касается специализированных арбитражных институтов для отдельных категорий споров, необходимо отметить, что в сформировавшейся системе арбитражных институтов Германии наблюдается разделение компетенции и выделение узкоспециализированных направлений разрешения коммерческих конфликтов. В качестве примера можно привести Арбитражный суд при Бирже ценных бумаг в г. Гамбурге. Специализация на разрешении споров, связанных с биржевым правом, и создание соответствующего института объясняются, по-видимому, достаточным количеством споров для функционирования такого суда, а также повышенными требованиями к конфиденциальности самого разбирательства, равно и квалификационными требованиями к рассматривающим споры арбитрам.

Аналогичные специализированные институционные арбитражные суды действуют и в сфере строительства, разрешая споры между заказчиками, подрядчиками и субподрядчиками, и в морских перевозках, и в других отраслях, имеющих специфику правового регулирования.

Кроме того, имеются многочисленные мелкие учреждения в Германии, которые специализируются в различных секторах, такие как немецкая морская арбитражная ассоциация и Арбитражный центр китайско-европейского сотрудничества. Кроме того, некоторые региональные торговые палаты (Industrie- унд Handelskammer) также функционируют в качестве арбитражных институтов на региональном уровне <1>.

--------------------------------

<1> Майшев М.В. Цит. соч. С. 71 - 73.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Возможно ли рассмотрение дел, отнесенных к подведомственности местных судов, районными судами? Компетенция местных судов во Франции.

2. Полномочия апелляционного суда.

3. Компетенция Кассационного суда Франции.

4. Перечислите основные источники гражданского судопроизводства Франции.

5. Назовите стадии гражданского судопроизводства во Франции.

6. Есть ли отличия между стадиями гражданского судопроизводства в Англии и Франции?

7. Назовите основные источники гражданского судопроизводства ФРГ.

8. Расскажите о судебной системе ФРГ.

9. Назовите основные источники регулирования международного коммерческого арбитража в ФРГ.

 

Глава 5. СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ ЧАСТНОПРАВОВЫХ СПОРОВ

В СТРАНАХ АФРИКИ

 

§ 1. Гражданский процесс, арбитраж и медиация

в Республике Ангола <1>

 

--------------------------------

<1> Ермакова Е.П. Гражданский процесс, арбитраж и медиация в Республике Ангола // Сравнительно-правовые аспекты правоотношений гражданского оборота в современном мире: Сб. статей Международной научно-практической конференции памяти проф. В.К. Пучинского 14 октября 2016 г. М.: Изд-во РУДН, 2016. С. 35 - 43.

 

Республика Ангола - государство на юго-западе Африки. Столица - Луанда. Административно-территориальное деление - 18 провинций. Население - 24,3 млн чел. (перепись 2014 г.). Официальный язык - португальский. Религия - христианство и традиционные африканские верования. Республика Ангола стала независимой в 1975 г. Как отмечал М.К. Катугойко, на протяжении полутора десятков лет (1975 - 1990) Ангола являлась своеобразным "полигоном" геополитической конфронтации между Востоком и Западом. Конституции 25 марта 1991 г., 26 августа 1992 г. и недавно принятая - 21 января 2010 г. - создали в Анголе принципиально новую правовую реальность. Произошла не просто смена одного Основного Закона другим, но был сделан очень важный шаг на пути создания правового государства <1>.

--------------------------------

<1> Катугойко М.К. Государственная власть в Анголе (1975 - 2011 годы). Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2012. Режим доступа: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/history/2013/01/2013-01-18.pdf (дата обращения: 26.10.2016).

 

Правовая система Анголы входит в романо-германскую семью и основывается на правовых традициях бывшей метрополии - Португалии. За пределами городов население продолжает во многих вопросах руководствоваться нормами обычного права. Статья 7 Конституции 2010 г. допускает существование норм обычного права, если они не противоречат нормам Конституции.

В области гражданского процессуального права в Анголе действует Гражданский процессуальный кодекс 1961 г. (Codigo de Processo Civil de Republica de Angola 1961), Закон об организации и деятельности трибуналов общей юрисдикции 2015 г. (Lei Organica sobre organizacao e funcionamento dos Tribunais da Jurisdicao Comum), Регламент о Единой судебной системе 1990 г. (Regulamento do Sistema Unificado de Justica).

Конституция 2010 г.

В Конституции 2010 г. закреплены следующие принципы гражданского судопроизводства:

1) равенство граждан перед законом независимо от расы, этнической принадлежности, пола, места рождения, религии, идеологии, уровня образования, экономического или социального статуса (ст. 23);

2) право на доступ к правосудию (п. 1 ст. 29);

3) право на адвокатскую помощь (п. 2 ст. 29);

4) осуществление правосудия судом (ст. 174);

5) независимость судебной власти (ст. 175);

6) административная и финансовая автономия судов (ст. 178);

7) независимость судей и подчинение их только закону (ст. 179);

8) несменяемость судей (ст. 179).

Статья 176 Конституции закрепляет следующие высшие суды страны: Конституционный суд (Tribunal Constitucional); Верховный суд (Tribunal Supremo); Счетный суд (Tribunal de Contas); Верховный военный суд (Supremo Tribunal Militar).

Судебная система Анголы включает в себя две ветви: 1) суды общей юрисдикции во главе с Верховным судом; 2) военные суды во главе с Верховным военным судом (п. 2 ст. 176).

Гражданский процессуальный кодекс 1961 г. (Codigo de Processo Civil de Republica de Angola 1961).

ГПК Анголы 1961 г. основан на ГПК Португалии 1939 г. ГПК 1961 г. состоит из четырех книг: 1) "Иск" (DA ACAO); 2) "Компетенция и гарантии беспристрастности" (DA COMPETENCIA E DAS GARANTIAS DA IMPARCIALIDADE); 3) "Процесс" (DO PROCESSO); 4) "Арбитражный трибунал" (DO TRIBUNAL ARBITRAL).

Большая часть статей книги четвертой "Арбитражный трибунал" (ст. ст. 1511 - 1524) была отменена в связи с принятием в 2003 г. Закона о добровольном арбитраже (Lei sobre a Arbitragem Voluntdria angolana).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: