Правовое регулирование взаимоотношений сторон во франчайзинге

 

     В рамках правовых отношений франчайзинга франчайзер дает франчайзи право, репутацию компании, заслуженный авторитет, интеллектуальную собственность, секреты производства, ноу-хау, бизнес-системы и право на товары и / или услуги под брендом франчайзера распространять, использовать. Франчайзи, в свою очередь, оплачивает суммы, указанные в договоре, и, как правило, также принимает другие обязательства и ограничения, указанные в договоре франшизы.

     В Казахстане франчайзинговые отношения первоначально регулируются в главе 45 Гражданского кодекса Республики Казахстан, в которой франчайзинговый договор также называется Соглашением о всеобъемлющей предпринимательской лицензии [11]. Положения гражданского кодекса Республики Казахстан о лицензионном соглашении также применяются к комплексному лицензионному соглашению для предпринимателей как разновидность лицензионного соглашения. Кроме того, в стране действует специальный закон Республики Казахстан от 24 июня 2002 года № 330-II «Об интегрированной лицензии предпринимателя (франчайзинг)» (с изменениями от 29 октября 2015 года) [12]. В зависимости от предмета договора на его правовое регулирование могут также распространяться другие нормативные акты, в частности законы Республики Казахстан «О товарных знаках», «Авторское право» и «Патентный закон».

Следует отметить, что в соответствии с международным частным правом вы можете выбрать закон, в какой стране регулируется договор, если казахстанским законодательством не предусмотрено иное. Гражданское право Казахстана дает ощутимую свободу в отношении договорных отношений с иностранным участием, так что в соответствии со статьей 1112 Гражданского кодекса Республики Казахстан можно выбирать применимое право для всего договора или его частей; Регулируемый закон может быть определен как в момент заключения договора, так и позднее, и вы можете изменить закон, применимый к договору, в любое время по соглашению сторон. При работе с иностранными франчайзерами или франчайзи вы должны внимательно изучить договор, а также проанализировать возможные риски при выборе законодательства, применимого к договору [11].

Согласно казахстанскому законодательству, франчайзинговый договор является двусторонним возмещаемым договором, письменная форма которого является обязательным требованием для действительности. Договор франшизы требует регистрации, если договор передает исключительные права на бренды, патенты: на изобретения, на полезные модели, на промышленные образцы, на услуги выбора, на топологию интегральных микросхем. Другими словами, когда соглашение передает права интеллектуальной собственности, которые требуют обязательной регистрации в экспертной организации, тот факт, что права предоставляются, должен быть зарегистрирован. Еще одним важным условием является наличие регистрации этих объектов: эти объекты должны быть зарегистрированы в экспертной организации в Казахстане. В противном случае тот факт, что права на эти объекты предоставляются, не регистрируется должным образом, что в целом или частично приводит к аннулированию такой транзакции, прав на объекты, подлежащие регистрации.

Это очень важный момент, на который следует обратить внимание, поскольку платежи по такому соглашению являются незаконными, поскольку таких регистраций нет и, соответственно, транзакция де-юре является недействительной.

Вопрос о правах и обязанностях сторон франшизы несколько сложнее, чем тема. В соответствии с принципом свободы договора эти положения, разумеется, устанавливаются сторонами самостоятельно. Тем не менее, ряд казахстанских нормативных законов ограничивают эти положения. Так, согласно ст. Согласно ст. 900 Гражданского кодекса Республики Казахстан, франчайзер не может выдавать другие аналогичные франчайзи для их использования в зоне, отведенной франчайзи, и не обязан осуществлять какую-либо прямую независимую деятельность в этой области. Франчайзи, в свою очередь, не может получить других франчайзи от конкурентов (потенциальных конкурентов) франчайзера, который должен согласовать с франчайзером местоположение помещений, используемых для реализации исключительных прав, предоставляемых по контракту, а также их генерацию из внешних и внутренних поколений [11].

Следует отметить, что франчайзер не уполномочен в соответствии с гражданским и предпринимательским законодательством Казахстана определять цену продажи товаров франчайзи или цену работ (услуг), выполняемых франчайзи, либо верхний или нижний предел для указанные цены. и франчайзи не имеет права продавать товары, выполнять работы или предоставлять услуги исключительно для определенной категории покупателей (клиентов) или исключительно для покупателей (клиентов) с местонахождением (местом проживания) в районе, указанном в договоре. В Законе о франшизе обязанность франчайзера в отношении обучения ограничена пунктом 2 статьи 15 - проведение обучения и консультирование франчайзи по вопросам, связанным с осуществлением этих прав. В соответствии с законодательством России, Украины и Белоруссии владелец авторских прав обязан оказывать пользователю постоянную техническую и консультативную поддержку, включая обучение и подготовку сотрудников, если иное не предусмотрено договором коммерческой концессии. Это различие в формулировках может означать, что франчайзер продолжает получать роялти, но больше не поддерживает и не повышает навыки франчайзи и снижает уровень контроля. Это может привести к тому, что соглашение о франшизе для комплексной лицензии компании фактически становится стандартным лицензионным соглашением. Таким образом, привлечение квалифицированных юристов к составлению и анализу договора усиливает защиту прав франчайзи.

Такие ограничения существуют, даже если одним из основных принципов франчайзинговой деятельности является способность франчайзера устанавливать единые цены по всей франчайзинговой сети в данном регионе, позволяя всем сетевым подразделениям проводить совместные маркетинговые кампании и действовать как один бренд, даже если бренд представлен это другая компания.

Следует также отметить, что франчайзер несет подчиненную ответственность за требования, предъявляемые к франчайзи с целью дифференциации качества товаров (работ, услуг), проданных (оказанных, предоставленных) лицензиатом в рамках комплексного лицензионного соглашения.

В соответствии с общими положениями договорного права договор может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда, и договаривающаяся сторона также может в одностороннем порядке отклонить его. Договор франшизы заканчивается по истечении срока, расторжения и одностороннего расторжения договора. Положения, касающиеся срока, должны быть согласованы в самом договоре.

Мы рекомендуем вам указать конкретный срок действия договора или зарегистрировать, чтобы договор не ограничивался. В противном случае договор автоматически прекратится через 5 лет согласно казахстанскому законодательству. Кроме того, согласно ст. В соответствии со статьей 908 Гражданского кодекса Республики Казахстан, договаривающаяся сторона имеет право отказаться от договора о постоянной франшизе, уведомив другую сторону за шесть месяцев, если договор не предусматривает более продолжительный срок уведомления [11].

Если передача исключительных прав была зарегистрирована в соответствии с договором франшизы, как описано выше, то факт прекращения предоставления этих прав должен быть зарегистрирован. Хотя подробное описание порядка прекращения зарегистрированного договора не предусмотрено законом, экспертной организации необходимо предоставить доказательства того, что договор расторгнут в соответствии с существующей практикой. В случае расторжения по соглашению сторон и / или по решению суда, соглашение о расторжении / решение суда будет соответственно направлено экспертной организации. Одностороннее расторжение договора франшизы должно быть оговорено в условиях договора, особенно если договор не является неограниченным. Затем сторона может обратиться в экспертную организацию в соответствии с условиями договора франчайзинга, указав причину одностороннего расторжения договора. Если условия договора не предусматривают такие положения, ни одна из сторон не может претендовать на расторжение договора без участия второй стороны.

Франчайзинговые контракты, как правило, очень длительны и сложны с точки зрения содержания. В дополнение к пунктам, упомянутым в этой статье, договор может касаться вопросов производственных отношений, защиты персональных данных, налогов, торговых, таможенных и других правовых отношений, а также положений об урегулировании споров. Если вы решили расширить свой бизнес, продавая франшизы, или если вы хотите приобрести существующую франшизу, вам необходимо будет заключить соглашение о франшизе. В этом случае присмотр опытного юриста может защитить вас от многих рисков и реальных проблем. Каждая договаривающаяся сторона постарается сделать контракт максимально выгодным со своей стороны. После разработки качественного контракта все получают выгоду.

Таким образом, анализ франчайзи, работающих на казахстанском рынке, показывает, что не существует универсального подхода к регулированию отношений через франчайзи, которые принадлежат иностранным франчайзи.

Несовершенство законодательства, которое заключалось в том, что понятие «франчайзинг» отсутствовало в правовой базе Казахстана, и ряд законодателей хотели приравнять понятия «франчайзинг» и «коммерческая концессия», а также стихийность развития казахстанского рынка. Вынужден ряд иностранных франчайзеров (правообладателей). Либо использование франчайзинга в Казахстане было полностью прекращено, либо требовалась разработка новых условий для внедрения системы франчайзингового бизнеса на казахстанском рынке.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: