Предложения и рекомендации по совершенствованию франчайзинга в компании «Subway»

 

Прогнозируя развитие франчайзинга в Казахстане, следует иметь в виду, что в ближайшем будущем следует ожидать роста интереса к нашей стране в виде открытия и развития рассматриваемого магазина.

На наш взгляд, заинтересованность физических лиц - потенциальных предпринимателей - определяется ростом реальных доходов и возможностью делать сбережения при их последующем использовании для открытия компаний. Это утверждение также подтверждается тем фактом, что, по мнению ряда ученых-социологов, активная часть населения стремится открыть собственный малый бизнес, который может обеспечить постоянный источник дохода, и что в будущем будет возможно иметь социальный статус предпринимателя. В течение следующих нескольких лет подобное явление в макросоциальном плане может значительно увеличить размер среднего класса и изменить структуру ВВП страны, так что малые и средние предприятия, которые производят готовую продукцию и услуги, перевешивают их создание (ВВП).

По сообщениям, население Казахстана тратит большую часть своих денег на товары и услуги в секторах, где доля франшизы велика (или даже доминирует): продукты питания, фаст-фуд, алкогольные напитки и аренда квартир.

По мнению экспертов, в течение следующих двух-трех лет ожидается увеличение потребности населения в растворителях в секторе быстрого питания, сокращение сроков окупаемости компаний этого типа (по сравнению с существующими) и снижение затрат на франчайзи, что в основном из-за уменьшения размера франчайзи.

В дополнение к областям, упомянутым выше, мы считаем, что ожидается значительное увеличение использования франшиз в рамках кампаний по расширению компаний в следующих областях деятельности:

Спорт, красота и здоровье;

- розничная продажа товаров длительного пользования;

- услуги информационных технологий;

- гостиничный бизнес;

- туристический бизнес;

- прокат, ремонт и продажа автомобилей.

Надеемся, что франчайзинг поможет уменьшить дефрагментацию экономики страны и изменить структуру казахстанского ВВП, а именно увеличить долю малых и средних предприятий в его создании и уменьшить долю компаний, ориентированных на Концентрат экспорт сырья.

В связи с финансовым кризисом профессиональное мировое сообщество все чаще обсуждает возможные пути выхода из этой сложной ситуации. Согласно исследованию, проведенному Луисвильским университетом в 1991-1993 годах, широкое использование франчайзинга помогло преодолеть экономический кризис в Соединенных Штатах в 1990-х годах. Нечто подобное происходит в настоящее время во всех странах, только в более широком масштабе. Анализ прошлого опыта франчайзинга не может быть неуместным в решении этой проблемы.

Глобальный кризис затрагивает не только небольшие, но и крупные компании. Когда небольшие компании скупаются более крупными и исчезают, число сотрудников в крупных компаниях значительно падает. Что касается дальнейшего развития франчайзинга, существуют различные мнения, которые диаметрально противоположны.

Некоторые считают, что франчайзинг является основным инструментом его развития в странах, где малые и средние предприятия участвуют в формировании ВВП. Другие утверждают, основываясь на анализе, что франчайзинг косвенно усугубляет текущую ситуацию, и его использование не всегда оправдано. В Казахстане гастрономия и розничная торговля развивались быстрыми темпами до недавнего времени.

Тем не менее, довольно сложно определить текущие тенденции в динамике и проанализировать франчайзинг. Застой наблюдается во многих сферах бизнеса. По прогнозам, основным ударом кризиса для развития национальной экономики и привлекательности франчайзинга станет второй квартал 2020 года. Для тех компаний, которые все еще «оживлены» сегодня, есть возможности не только сохранить свои позиции, но и укрепить их. Все, что вам нужно сделать, это разработать правильную стратегию, чтобы не тратить драгоценное время.

Эксперты считают, что, прежде всего, необходимо найти специалистов, которые уже имеют опыт работы в сложной экономической ситуации. Многие франчайзи имеют потенциал для профессионального роста, здоровых амбиций и новых идей. Будущее франчайзинга в Казахстане напрямую зависит от среднего бизнеса, который готов вложить свои сбережения в его развитие.

Представление о перспективах и важности франчайзинга для Казахстана кажется довольно разумным. Следует предположить, что совместными усилиями делового мира и администрации будет широко использоваться франчайзинговая помощь, чтобы вывести ситуацию из «тупика».

Таким образом, мы можем с уверенностью сказать, что франчайзинг в фаст-фуде в Казахстане явно понравился, несмотря на застой. В количественном отношении существует множество франчайзинговых компаний, даже больше, чем во многих странах Восточной Европы. Одна проблема: по мнению экспертов, каждая секунда является нечестной или просто мошеннической. На этом рынке отсутствует своего рода «центральный банк», который закрывает сомнительные финансовые учреждения для защиты инвесторов от преднамеренного дефолта.

В результате, даже некоторые франшизы мирового уровня, работающие в Казахстане, ловят рыбу «в мутной воде», которую они не позволяют себе в других юрисдикциях. На самом деле, во внутреннем франчайзинге нет такого менеджера, как американская администрация малого бизнеса. Выбор франчайзинговой компании с кажущимися уменьшенными бизнес-рисками изначально рискован и требует четкого понимания того, как это работает.

Каждая настоящая франчайзинговая компания является образовательной системой, и этот факт еще более важен в сфере общественного питания с ее разнообразными операционными процессами, чем в розничной торговле. Здесь важно, чтобы знания передавались не только в текстах, то есть в устной форме, но и на примере «делай как я». Это не более чем наставничество, только ради денег. Тем временем, франчайзеры иногда продают воздух в красивых пакетах франшизы.

С другой стороны, вы должны понимать, что будущее точки франчайзинга во многом зависит от самого франчайзи, от того, как он будет инвестировать в свою энергию после вложения денег. Вот пример из «Subway». Необходимые инвестиции в одну точку «Subway» составляют 24-30 миллионов тенге. Поэтому большинство франчайзи составляют предприниматели, которые хотят диверсифицировать свой бизнес. Однако у них может не хватить времени и сил для понимания новых бизнес-процессов. Вы отвлечетесь от основного дела. Для компании идеально, если франчайзи - это своего рода коллектив: кто-то инвестирует, а кто-то, как правило, молодой, полностью предан управлению.

У франчайзи много ошибок при выборе места самостоятельно. А с хорошим франчайзером вы всегда получаете реальную оценку своих предложений и даже проверенных вариантов в уличной торговле и в торговом центре. Всегда было новое противоречие с новыми франчайзи относительно местоположения и уровня арендной платы. Теперь франчайзи решил немедленно не согласиться с вариантами, которые, похоже, проигрывают.

Существует много ошибок при расчете объективно сложной финансовой модели. Между тем, франчайзеры с большим опытом систематизировали огромную статистику, собранную по расходам и доходам их моделей в различных рыночных условиях. Компания предоставляет франчайзи общие и архитектурные брендбуки, контакты с заслуживающими доверия подрядчиками и поставщиками, ИТ-платформу, расчет затрат, хорошо составленное меню, а также обучение и сертификацию для сотрудников и менеджеров. Команда отправляется открыть ресторан за две недели до и одну неделю после.

«Burger Kind» практикует фальшивый сервис для «новобранцев» («сервис симуляции»). Это сервисные тренинги с приглашением знакомых в качестве посетителей, которые имитируют общение и учет наличности. Такое обучение облегчает начинающую нервозность обслуживания первых настоящих клиентов.

После открытия франчайзи компании «Burger King» продолжает «сопровождать» партнера: он повышает квалификацию своих сотрудников, предоставляет маркетинговые материалы и обеспечивает оперативную поддержку. Достигнутые затраты анализируются, сколько, куда идут деньги, есть ли кражи. Это позволяет увеличить прибыль на 8-10%. Оказывается поддержка при закупках - благодаря общему объему и долгосрочным отношениям они дешевле и стабильного качества. Франчайзер, который не предлагает этот джентльменский набор, просто не заслуживает внимания.

При ведении переговоров о покупке лицензии, какой бы сложной она ни была, крайне важно рассчитать прибыльность открытия независимо от расчетов продавца. Первый шаг франчайзера должен показать потенциальному франчайзи типичную бизнес-модель с оценками развития на следующие три-пять лет и, соответственно, прогнозами доходов и расходов. Однако желаемому партнеру очень часто может быть предоставлена ​​идеальная модель с необычными расчетами для рентабельности (30% и более) и времени амортизации. При инвестировании в ресторан площадью от 60 до 120 миллионов тенге амортизация обычно не производится менее двух лет, а доходность составляет максимум 25%.

Франчайзи должен спрогнозировать финансовую модель для конкретного здания и района. Но иногда у некоторых продавцов даже нет отдельного отдела франчайзинга, у них даже есть специалисты, которые освобождены от других функций. Если компания начала свою деятельность всего год или два назад и сразу же начала франчайзинг, это говорит о том, что бизнес-модель грубая. В ресторанном бизнесе невозможно выработать бизнес-модель в течение года. На практике, по крайней мере, еще один год потребуется для создания полной системы франшизы. Всего не менее двух лет, но, строго говоря, этого будет недостаточно. Для вариантов, которые следует рассмотреть, потенциальный инвестор должен найти существующего франчайзи самостоятельно (не по рекомендации франчайзера), который работает по крайней мере полтора года.

Если в любом случае приобретается франшиза, которая оказалась подделкой, в лучшем случае, только небольшая часть денег будет возвращена за приобретенное оборудование. В отсутствие всеобъемлющего законодательства иск против таких контрафактных франчайзинговых компаний становится дороже. За много лет практики было много таких случаев. Как правило, они не заканчивались ничем хорошим.

Отсутствие специального закона о франшизе в казахстанском законодательстве (введено в 2014 году, но отклонено в 2016 году) не способствует укреплению доверия к рынку франшизы, где легко пропустить партнера. В настоящее время транзакции по франшизе создаются на основе коммерческого концессионного соглашения и регулируются в главе 54 Гражданского кодекса, в которой отношения между партнерами точно не определены. Еще важнее репутация и правовая практика владельца торговой марки в таких условиях.

Как упоминалось в предыдущей главе, особенности франшизы ресторана - довольно привлекательные условия для начала работы. Вот основные из них:

1. Низкая стоимость входа в бизнес по сравнению с конкурентами.

2. Требования к кухне упрощены, горячий цех не требуется.

3. Для бизнесмена с опытом работы в предыдущих компаниях отличным стимулом для покупки франшизы в метро будет покупка собственного ресторана с всемирно известным именем.

4. Количество ресторанов метро на момент 2019 года превышает шестьсот филиалов в СНГ.

5. Можно купить франшизу, даже если в вашем городе уже работает другой владелец метро.

6. Высококачественные продукты - быстрое питание высшей категории. Только свежие ингредиенты, даже сэндвич-хлеб и выпечка, готовятся прямо в ресторане.

Кроме того, обучение, как сотрудников, так и франчайзи прошло безупречные испытания, что неоднократно подтверждалось успешным началом бизнеса с новыми филиалами в регионах.

«Subway» - единственная франчайзинговая компания на рынке СНГ, по инициативе которой при поддержке Союза российских журналистов уже дважды проводился франчайзинговый конкурс журналистских работ, и компания присудила российским журналистам значительные денежные призы.

Чтобы сформулировать конкретные предложения по улучшению франчайзинговой деятельности компании, необходимо оценить внутреннюю среду подземных ресторанов. Мы оценим внутреннюю среду, используя метод SWOT-анализа.

Методология SWOT-анализа включает, с одной стороны, выявление внутренних сильных и слабых сторон компании, а также внешних возможностей и рисков, а с другой стороны, установление связей между ними.

SWOT-анализ помогает ответить на следующие вопросы:

- Использует ли компания внутренние сильные стороны или особые преимущества в своей стратегии? Если у компании нет особых преимуществ, какими из ее потенциальных преимуществ они могут стать?

- Являются ли слабости компании ее конкурентными слабостями и / или они не позволяют использовать определенные благоприятные обстоятельства? Какие недостатки необходимо исправить из-за стратегических соображений?

- Какие возможности есть у компаний для реального успеха, если они используют свои навыки и имеют доступ к ресурсам? (Благоприятные возможности без вариантов реализации - иллюзия. Сильные и слабые стороны компании делают ее лучше или хуже приспособленной к использованию более благоприятных возможностей, чем другие компании).

- Каких угроз должен бояться менеджер больше всего, и какие стратегические меры он должен предпринять для обеспечения хорошей защиты?

В результате анализа, проведенного в данной работе, были определены внутренние сильные и слабые стороны компании, а также внешние возможности и риски ресторана «Subway» и связи между ними (Таблица 19).

 

 

Таблица 19 – SWOT-анализ компании

 

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ (S): - всегда качественная и свежая продукция; - позитивный имидж компании - бренд «Subway», ведущая мировая франчайзинговая сеть; - предложения ресторана, связанные с интересами потребителей; - приемлемые цены; - высокая квалификация обслуживающего персонала; - хороший уровень обслуживания. СЛАБЫЕ СТОРОНЫ (W): -низкая рентабельность предприятия; -недостаточно организована рекламная кампания в городе; -недостаточно знают ресторан, находящийся в торговом центре «Мега Планета»; -высокая себестоимость продукции; -ценовое соревнование с конкурентами постоянно угрожает прибыли компании; -текучесть кадров.
ВОЗМОЖНОСТИ (О): -ухудшение позиций конкурентов в связи с кризисом; -изменение потребительских вкусов и прививание культуры потребления качественных продуктов; -подбор более квалифицированного персонала; -создание больше новых продуктов, развитие новых каналы рекламы, например мобильные сообщения. УГРОЗЫ (Т): -рост уровня инфляции; -нестабильная экономическая ситуация в стране; -повышение цен; -высокие инвестиции в рекламу снижают доходы компании; -наличие ресторанов быстрого питания, находящихся по близости, например компания McDonald's.

 

Проанализировав данные матрицы SWOT, можем оценить вероятность успеха компании и наметить меры по улучшению ее положения.

1. Используем возможности:

- Создать сильную рекламную кампанию, ориентированную на качество блюд и специфику бренда Subway.

- Использовать позитивный имидж компании: приглашение от звезд, положительные отзывы, интервью;

- Обеспечить доставку ресторанной продукции в офисы. Сосредоточиться на рекламе об этом;

- Сделать акцию от 12 до 14 часов со студентами во время обеденного перерыва.

- Фокусироваться на продвижении скидок.

- Сосредоточиться на продвижении скорости и качества обслуживания в ресторане.

Чтобы увеличить свою долю на рынке и увеличить приток клиентов, компания должна принять меры для развития рекламы. Надо выделяться на фоне конкурентов. Для этого должны быть созданы условия, чтобы клиенты могли посетить ресторан «Subway». Поэтому реклама должна сосредоточиться на сильных сторонах компании и интенсивно их развивать, чтобы обеспечить стабильное финансовое и материальное положение ресторана.

По результатам аналитической главы следует отметить, что ресторан имеет очень низкую доходность. Поскольку бюджет не позволяет планировать всю рекламную кампанию, это является основным требованием для разработки отдельной рекламы для ресторана. Эта кампания призвана привлечь новых клиентов и сделать ресторан известным на рынке Актобе.

Акция должна состояться в начале июня, так как 1 июня - день защиты детей и первый день долгожданных школьных каникул. В этот день каждый ребенок традиционно ждет праздника, конкурсов, подарков, особенно в сопровождении самых близких людей, родителей, друзей. И большинство родителей не экономят время и деньги, чтобы дать своему ребенку дополнительную прогулку на свежем воздухе, в парке, с угощением, игрой, подарком. В нашем городе многие предприниматели организуют такие развлекательные праздники в самых популярных местах города, а также в собственных заведениях, магазинах и ресторанах.

Акция будет очень актуальна в день детских каникул, так как программа может быть разработана для всех возрастов: детям понравятся конкурсы, фейс арт, сувениры, подарки, а актуальность акции в «День детей» также основана на том, что согласно статистическим данным семья становится «моложе», а средний возраст молодых родителей - от 18 до 20 лет. Обычно это студенческая среда. Поэтому ресторан быстрого питания должен учитывать преобладающие особенности своего перспективного сегмента, а именно студенческую среду в статусе молодых родителей.

Чтобы событие запомнилось с точки зрения организатора, предлагается использовать символы ресторана в сувенирах и украшениях (воздушные шары, футболки, шапки и т. д.). Слоган праздника должен включать поздравления детям и их родителям с праздником, а также приглашение принять участие в совместных кулинарных, дегустационных, закусочных, подарочных и развлекательных предложениях.

Как ни парадоксально это звучит, кризис - лучшее время для повышения прибыльности и привлечения клиентов, так как многие люди больше не могут позволить себе посещать более дорогие рестораны, и не каждый может самостоятельно готовить еду для обеда на работе дома. Поэтому очень полезно покупать здоровые, но быстрые блюда быстрого питания со средним чеком в пределах 2000 тенге.

 

 


 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В последнее время количество участников рынка неуклонно растет, что приводит к усилению конкуренции. Препятствия, создаваемые рынком, не позволяют малым предприятиям выходить на рынок. Однако крупные компании сталкиваются с некоторыми трудностями. Использование практически идентичных методов торговли позволяет приблизить позиции всех участников, и лишь немногие способны эффективно выполнять свою деятельность и удерживать свои позиции. Это достигается тем, что эти компании имеют конкурентное преимущество, которое обычно выражается либо в уникальности характеристик и свойств продукта, в предоставляемых услугах, либо просто в фирменном наименовании компании. Это, в свою очередь, вынуждает многие компании прибегать к новому бизнес-методу или менять свой подход в целом, поскольку в компании и за ее пределами преобладают факторы. Одним из таких направлений считается франчайзинг. Популярность франчайзинга в настоящее время недостаточно высока. Однако это только вопрос времени. Действительно, многие предприниматели постепенно приходят к выводу, что взаимовыгодное сотрудничество, основанное на договоре франшизы или франшизе, оказывает большее влияние, чем самостоятельное развитие конкретного вида деятельности.

Франчайзинг можно рассматривать как универсальный метод ведения бизнеса. Его можно одинаково эффективно использовать в самых разных областях, от авиастроения до продажи мороженого. Однако использование не всегда дает желаемый результат. Прежде всего, следует отметить, что франчайзер (то есть владелец бизнес-метода на рынке называется так) должен сосредоточиться на больших перспективах и иметь большой потенциал для создания разнообразных бизнес-технологий, чтобы иметь возможность эффективно осуществлять франчайзинговую деятельность. Таким образом, он может не только применять свои проекты на практике, но и предлагать их компаниям и работать с ними на взаимовыгодной основе. Большой эффект может быть достигнут, если франчайзер выходит на зарубежные рынки. Тем не менее, влияние деятельности франчайзера на них может варьироваться. Рыночные условия конкретной страны могут отличаться от рыночных условий страны, представленной франчайзером. Таким образом, нет необходимости предлагать десятки разработанных технологий сразу для продажи, а попробовать их в самом начале. Если вы добились успеха, вы можете вывести бизнес на этот рынок в широких масштабах и развивать его очень интенсивно, и даже можно стать одним из лидеров рынка в этой стране.

Основным преимуществом франчайзинга для растущей компании является то, что она экономит время и усилия на «измельчение» ключевых деталей нового бизнеса - цепочки поставок, продаж, маркетинга и персонала. В то же время риски, связанные с выходом на рынок, значительно снижаются.

Как правило, отношения между франчайзерной компанией и ее партнером-франчайзи таковы. Франчайзи вносит предоплату. Он демонстрирует серьезность своих намерений и присоединяется к корпоративной семье, которая работает под единым брендом и вместе с «фамилией» получает от нее приданое - технологию и ноу-хау. Специалисты из материнской компании обучают своих сотрудников и менеджмент и предоставляют пошаговый план действий, необходимый для создания компании.

С самого начала бизнес франчайзи находится в центре внимания его старшего партнера, который тщательно следит за соблюдением всех стандартов, установленных его компанией. Чтобы оплатить все эти льготы, материнская организация регулярно взимает лицензионные сборы со своего партнера.

Эта схема имеет десятки вариантов, некоторые из которых полностью исключают один из его компонентов.

Франчайзинг может быть выгоден для экономики Казахстана в целом, потому что:

- способствует развитию малого бизнеса в стране и положительно влияет на уровень развития отдельных секторов экономики, внедряя новые идеи, методы и технологии в малый бизнес и повышая эффективность положительного государственного влияния;

- создает комплексную систему практического обучения для малых предприятий без создания специальных учебных структур и программ, способствуя тем самым общей культуре предпринимательских отношений;

- помогает решить проблему занятости путем создания новых рабочих мест;

- способствует развитию внешней торговли и привлекает иностранные инвестиции за счет использования международного франчайзинга.

Конкретная сфера общественного питания претерпела значительные изменения за годы реформ и в целом продемонстрировала высокую мобильность и конкурентоспособность. Качество продукции и обслуживания клиентов в этом секторе заметно улучшились в последнее время.

Можно ожидать, что в ближайшее время борьба за казахстанского покупателя будет довольно жесткой, и задача наших торговых компаний - сохранить цивилизованную внутреннюю торговлю и национальную культуру питания.

Казахстан неизбежно будет повторять мировые тенденции в своем развитии: роль и значение сектора услуг в его экономике будут возрастать, а малый бизнес будет нести основную ответственность за повышение уровня жизни населения.

В результате неизбежное увеличение числа и влияния малых предприятий требует активного использования франчайзинга в самых неожиданных областях бизнеса.

Ресторанный бизнес - один из трех самых быстрорастущих видов услуг и один из самых известных представителей малого бизнеса. В развитых странах менее 20 человек работают на 7 из 10 предприятий, однако рестораны обеспечивают до 9% рабочих мест в странах с развитой экономикой.

Экономическая ниша ресторанного бизнеса неуклонно растет. Поэтому, если в середине прошлого века среднестатистический американец тратил 25% средств семейного бюджета, предназначенных для покупки продуктов питания в заведениях общественного питания, то эта доля выросла до 53% в начале текущего столетия. Та же тенденция прослеживается в азиатских странах. Таким образом, в целом Казахстан идет по тому же пути: по мере роста и стабилизации отечественной экономики наши люди все больше и больше оставляют деньги на различных предприятиях общественного питания.

В то же время статистика показывает, что ресторанный бизнес является бесспорным лидером мирового рынка, когда речь заходит о франчайзинге: 35% ресторанов с полным спектром услуг и 60% предприятий быстрого питания используют этот тип организации.

Перечисленные факторы являются ключевыми для успешного развития общественного питания в городе в соответствии с лучшими международными стандартами. Франчайзинг ресторанного бизнеса внесет значительный вклад.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: