Некоторые рекомендации по эффективному применению метода обучения в сотрудничестве на уроках иностранного языка

 

Специфика предмета «иностранный язык» состоит в том, что учащиеся должны усвоить не только и не столько теоретические знания, но и овладеть языком практически, приобрести навыки и умения иноязычного общения. Основными трудностями на пути овладения иностранным языком в массовой школе является недостаток устной практики учащихся на каждом уроке. Методика обучения в сотрудничестве предполагает обеспечение необходимых условий для общения учащихся друг с другом и с учителем, причем общение осуществляется на иностранном языке, что позволяет в результате систематической и целенаправленной работы значительно увеличить количество устной речевой практики на уроке для каждого ученика. Метод обучения в сотрудничестве подразумевает совокупность приемов и принципов, которые необходимо соблюдать для обеспечения наивысшего результата. Познакомимся с некоторыми из них.

1. Организация пространства

Приоритетной на уроке является самостоятельная совместная деятельность учащихся. Традиционная расстановка парт предполагает пассивное восприятие информации, то есть слушание. Для того чтобы организовать общение в ходе познавательной совместной творческой деятельности, необходимо, чтобы учащиеся видели друг друга. Мебель в классе должна быть мобильна, чтобы до урока или на любом этапе урока можно было поставить столы под углом друг к другу, или составить вместе, или вообще отодвинуть для презентации результатов работы.

2. Правила работы в малых группах

С этими правилами должны быть ознакомлены все учащиеся, задача учителя - соблюдать их самому и следить, чтобы их соблюдали все. Можно повесить их в классе. Правила могут быть дополнены, лучше их разработать совместно с учащимися. Например:

– взаимодействовать с любым партнером или партнерами;

– вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;

– помнить об ответственности не только перед собой, но и перед своими партнерами;

– помнить, что, помогая другим, мы учимся сами.

3. Принципы формирования малых групп, распределение ролей

Учитель до урока разбивает группу на подгруппы по три-четыре человека. В каждой подгруппе должны быть мальчики и девочки, а также слабые, средние и сильные учащиеся. Такое деление является условным и субъективным. Любой ученик может быть слабым, например, в грамматике, но может быть сильным организатором работы в группе. В течение года состав подгрупп стоит менять, чтобы каждый учащийся мог поработать в различных подгруппах со всеми членами группы.

Обозначив цели и задачи урока, учитель определяет, какие роли придется взять на себя учащимся для выполнения задания. Эти роли обсуждаются с учащимися, и они сами распределяют их между собой. Обязательно стоит предусмотреть такие роли, как организатор активной деятельности (следит за активностью партнеров в группе), редактор (контролирует правильность оформления задания), лидер (организует работу, готовит партнеров к отчету по выполненному заданию), оформитель (отвечает за эстетику представления выполненного задания). Роли могут быть разными в зависимости от задач урока и численности группы.

Общий алгоритм применения методики работы в малых группах для усвоения нового материала на уроке иностранного языка:

1. Учитель объясняет новый материал.

2. Каждая группа получает комплект заданий на закрепление нового материала:

– дается задание на проверку понимания нового правила, которое выявляет тех, кто из слабых или даже средних учеников не понял новый материал. Слабые ученики обращаются за разъяснениями к сильным;

– выполняются упражнения на формирование навыка.

Упражнения могут выполняться индивидуально (каждый ученик выполняет определенное ему лидером группы задание, которое затем проверяется и обсуждается всей группой) или в парах (в этом случае можно использовать специальные упражнения с ключом, то есть правильным вариантом ответа в карточке контролирующего ученика, затем пары вновь объединяются в группу и обсуждают выполнение задания).

3. Учитель просит любого ученика из любой группы показать результаты работы и объяснить, почему задание выполнено именно так. Грамотный аргументированный ответ свидетельствует об успешном результате совместной деятельности учеников по усвоению нового материала.

Таким же образом можно выполнять задания по тексту для чтения, лексические и грамматические задания, задания для подготовки к тесту или контрольной работе.

 


 


Система уроков с применением методики обучения в сотрудничестве на уроках английского языка в школе

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: