Методические требования к организации сотрудничества на уроках иностранного языка

 

Среди требований, предъявляемых к организации сотрудничества на уроках иностранного языка в начальной школе, можно выделить такие, как:

– создание условий совместной деятельности;

– учет психолого-педагогических особенностей данного возраста при формировании групп;

– психологическая совместимость участников группы;

– постановка конкретной учебно-познавательной задачи для группы;

– распределение социальных ролей в группе;

– наличие разнообразных способов стимулирования совместной деятельности. [5, с. 93]

Рассмотрим их более подробно. Для обеспечения эффективного сотрудничества и взаимопомощи между учащимися необходимо создать условия совместной деятельности. Но как можно вместе что-то решать, общаясь друг с другом, если, как справедливо отмечает Е.С. Полат, «трехрядная планировка парт в классах, когда дети целый день вынуждены видеть лишь затылки друг друга... полностью приспособлена для того, чтобы «внимать» и не отвлекаться, не общаться друг с другом». [2, с. 84] Поэтому расстановке мебели (размещению столов так, чтобы дети могли видеть лица друг друга, работая малыми группами) уделяется большое внимание.

Организация взаимодействия учащихся требует учета целого ряда разнообразных факторов при формировании малых групп сотрудничества. Прежде чем мы перейдем к рассмотрению данного вопроса, необходимо отметить, что «малая группа» традиционно находится в центре внимания психологов и определяется как «объединение взаимодействующих лиц, находящихся в непосредственном контакте друг с другом». Интеграция группы высокого уровня развития, то есть возникающее в ней внутреннее единство, обнаруживается в таком понятии, как «внутригрупповая идентификация», представляющим собой особый характер мотивации поступков, когда субъект, исходя из нравственных принципов, относится к другим членам группы, как к самому себе, и к себе - как ко всем другим в своем сообществе. Во внутригрупповой идентификации противопоставление «я» и «они» снимается понятием «мы». Гуманность, забота о товарище, взаимовыручка и одновременно требовательность к товарищу, культура общения – вот норма таких взаимоотношений.

При формировании групп важно учитывать:

– половую и национальную принадлежность (в группу должны входить как мальчики, так и девочки разных национальностей);

– уровень языковой подготовки (в условиях гетерогенного взаимодействия неудача одного из членов группы, например «слабого» ученика, как правило, выступает в качестве своеобразного стимула, подстегивающего мыслительную активность другого, более подготовленного, мобилизующего его на поиск оригинальных, самостоятельных решений; при этом срабатывает эффект «сила слабости», при котором не только «сильный» ученик оказывает положительное воздействие на «слабого», но и «слабый» на «сильного»);

– темперамент каждого ученика (группа может развалиться, если в нее вошли ученики с несовместимыми темпераментами: сангвиники с флегматиками, или холерики с меланхоликами, или в группу собрались дети одного темперамента, например меланхолики);

– склонность детей к тому или иному виду деятельности (при распределении ролей необходимо стремиться к разносторонней деятельности каждого ученика; нельзя одному ученику предлагать на протяжении ряда уроков одну и ту же роль);

– понятие «психологическая совместимость» включает в себя характер взаимоотношений учащихся, их симпатии и антипатии, готовность к сотрудничеству. [16, с. 103]

Если у учителя нет данных диагностического обследования детей, то он может формировать группы сотрудничества, опираясь на собственный опыт, а также простейшие рекомендации психологов и педагогов Г.И. Щукиной, А.К. Дусавицкого, Л.К. Максимова, А. К. Марковой, J. Sheils и др. [4, с. 48] Самый простой способ – выделить «слабых» учащихся, которых учитель, конечно, знает. И вокруг каждого «слабого» ученика прописать одного «сильного», одного «среднего» (или двух «средних») с учетом их психологических особенностей и темперамента. Группы могут быть базовыми, то есть постоянными на долгий период, если работа складывается удачно. Состав групп может меняться от урока к уроку, пока не сложится команда. Но в любой ситуации важно добиваться результативного взаимодействия и культуры общения.

Результативному взаимодействию группы способствует также четкая формулировка задания, постановка конкретной, а не абстрактной проблемы, выносимой на обсуждение группой (группами), описание последовательности действий, наличие обратной связи.

Выбор социальных ролей и их распределение зависят от численности малой группы и типа задания:

– ведущий (отвечает за выполнение задания);

– редактор (проверяет правильность выполнения);

– оформитель (отвечает за чистоту и эстетику оформления задания);

– докладчик (докладывает о результатах). [5, с. 83]

Это очень важные роли, различные по статусу и содержанию, и ученики должны выполнять их наряду с академическими заданиями. Выполнение подобных ролей обеспечивает четкое функционирование группы и дает возможность каждому почувствовать свою значимость и ценность для всей группы в целом. Каждый раз роли внутри группы могут меняться, в результате чего учащиеся овладевают различными социальными ролями, учась, наблюдая за тем, как выполняют это другие члены группы, то есть как бы перенимая опыт работы и общения. Важно заметить, что все ученики, независимо от того, какую роль выполняют, должны активно участвовать в выполнении задания.

Для того чтобы работа в группе была эффективной и действительно совместной, необходимо предусмотреть различные способы стимулирования совместной деятельности, а именно:

– зависимость всех учащихся группы от одной задачи, которая поставлена перед ними для общего решения. Осознавая конечную цель, все понимают, что достижение результата возможно только совместным трудом;

– зависимость учащихся друг от друга, когда каждый является носителем только одной части общей информации, необходимой для достижения конечного результата. Решение общей задачи достигается в том случае, когда каждый вносит свою лепту, предварительно разделив направления деятельности;

– зависимость от одного на всех учащихся комплекта инструментов или оборудования, учебного пособия, распределенного между всеми;

– зависимость от одной на всех награды, поощрения. При этом следует иметь в виду, что учащиеся должны быть одинаково отмечены, либо, при невыполнении поставленной задачи, не отмечены вовсе. [20, с. 72]

Совместная учебная деятельность предполагает момент социализации. Работая в малой группе, учащиеся смогут получить полезные навыки общения, ощутить дух сотрудничества, радость взаимопомощи и желание продолжить саморазвитие. На уроке иностранного языка, где обучение общению является целью, средством и основой организации обучения иностранной речи, учебному взаимодействию придается большое значение. Выбор той или иной модели взаимодействия зависит от решения конкретных методических задач, исходя из логики познавательной деятельности.

На этапе формирования лексических и грамматических навыков, когда требуется предоставить устную практику каждому ученику группы и при этом обеспечить обратную связь, чтобы ученик, выполняя задание, знал, правильно он его выполняет или нет, если нет, то почему и как следует выполнить правильно, методически оправдано использовать малые группы сотрудничества. Наиболее адекватными моделями учебного взаимодействия на данном этапе являются парная работа (при формировании лексического навыка) или работа в малых группах сотрудничества (при формировании грамматического навыка). На данном этапе предполагается использование модели учебного взаимодействия «Вертушка» (состав группы 3 человека: «сильный», «средний» и «слабый»), так как данная модель предполагает проговаривание, объяснение, аргументацию, закрепление своих знаний каждым членом группы (каждое последующее задание выполняется следующим учеником с объяснением и текущим контролем со стороны всей группы). При таком виде взаимодействия, как правило, задание начинает выполнять «слабый» ученик (если речь не идет о трудном грамматическом явлении) под контролем со стороны «сильного» ученика, причем, если учеником допускается ошибка, «сильный» ученик не спешит исправлять, не дает моментальный готовый ответ, а просит объяснить правило и исправить себя самому. Данная модель взаимодействия применяется не только для формирования лексических и грамматических навыков, но также навыков правописания, при проверке правильности выполнения домашнего задания или подготовке к тестированию. Развивается обучающая функция самого ученика, так как общеизвестно, что обучение других способствует более прочному и глубокому запоминанию языкового материала со стороны самого обучающего.

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: