Пример урока по обучению написанию личного письма по методике обучения в сотрудничестве

 

Обучение письму требует больших затрат времени и индивидуального подхода к обучающимся, что сложно осуществить в условиях массовой школы и классно-урочной системы. Поэтому применение методики работы в малых группах, где учащиеся выполняют работу сообща, генерируя идеи, помогая друг другу преодолеть так называемый writer's block, осуществляя взаимопроверку работ, может быть одним из эффективных способов оптимизации работы по обучению этому виду речевой деятельности.

Урок рассчитан на обучающихся 6-7 классов.

Цель урока – обучить навыкам написания личного письма-совета. Учащиеся должны разобраться в проблемной ситуации, найти способы ее решения, дать совет, оформить свое высказывание в соответствии с неофициальным стилем речи.

Алгоритм работы учителя и учащихся может быть следующим:

1. Учитель вместе с учащимися определяет цели и задачи урока.

Если у учащихся недостаточно навыка целеполагания, то учитель в начале урока сам формулирует цели и задачи, записывает их на доске, обсуждает их с учащимися, вносит изменения и дополнения.

2. Учитель определяет объем материала, который учащиеся смогут выполнить за отведенное на одном уроке время, учитывая, что при работе в группах учащимся потребуется больше времени, чтобы убедиться, что все в группе поняли задание, договориться о способах его выполнения, дать каждому члену группы возможность завершить его часть работы, обсудить работу. Учитель должен подчеркнуть, что задание не должно выполняться индивидуально или по принципу соревновательности. Группа должна представить общий продукт своей деятельности, и успех всех здесь зависит от успеха каждого.

3. Учитель раздает карточки с заданием:

This is a part of a letter you got from your pen-friend Linda who writes:

I really want to go camping with my friends on summer holiday but my parents won't let me. They say I'm too young and I have to stay at home. But I'm fourteen already and it is so boring at home in summer. What do you think I should do?

Учитель дает информацию о структуре личного письма, основной цели этого вида письменного высказывания и стиле речи, в котором оно должно быть оформлено. Каждая группа также получает раздаточный материал с информацией, предоставленной учителем (в данном случае это будут правила составления письма-совета). В случае возникновения затруднений учащиеся смогут обратиться к раздаточному материалу в любое время, при этом сильные ученики помогут тем, кто слабее. Ниже приводится пример раздаточного материала для учащихся (табл. 1).

Таблица 1 – Пример раздаточного материала к письменному групповому заданию

Part Purpose Notes Useful phrases
First line Greet your friend   Dear...
First main paragraph Thank friend for letter; refer to some important information it contains   How are you? Thanks a lot for your letter. It was great to hear from you... I'm glad to know...
Second main paragraph Mention partner's problem; Say you will be glad to help   I know what you feel... I understand what it means to
Third main paragraph Answer your friend's questions, give advice   I think you should... In my opinion, the best way...
Fourth main paragraph Finish main part of letter; give a reason for ending the letter   Anyway, let me know... I have to go now as...
Closing expressions (1) Final remarks   Write soon! Take care! See you soon!
Closing expressions (2) Express love   Love, / Lots of love, / All the best
Final line Your name only    

4. Учитель задает алгоритм работы, делит учащихся на группы, определяет задание каждой группы и, если это необходимо, помогает распределить задания внутри группы. В данном случае задание будет одно для всех групп, и его можно также записать на доске. Например, роли можно распределить так: один ученик отвечает за содержание письма (идеи, аргументированность, организация), другой – за написание (можно набирать текст и на компьютере), третий – за проверку и редактуру. При этом важно, что работают учащиеся вместе, однако некоторые элементы задания могут выполняться и индивидуально при условии их последующего обсуждения и одобрения всей группой.

Первым этапом работы группы может быть мозговой штурм – аккумуляция идей (варианты решения проблемы). Затем следует работа над лексическими и грамматическими средствами реализации проблемной задачи - создание первого, чернового варианта сочинения. Последним этапом может быть проверка написания и редактура.

5. Подводятся итоги работы. Если темп работы групп позволяет, в конце урока можно попросить учащихся зачитать свои сочинения и общим голосованием определить лучшее. Итоги работы группы должны оцениваться не только исходя из того, удалось учащимся написать грамотное сочинение или нет, должна оцениваться и организация работы в группе, то, как учащиеся слушали друг друга, как помогали друг другу, как вместе решали возникшую проблему. С этой целью учитель во время урока наблюдает за группами, при этом учащиеся заранее осведомлены об этом, и критерии оценки их работы им также хорошо известны. Если учащиеся не справились с задачей, это свидетельствует о том, что практики было недостаточно и им потребуется больше времени для освоения навыка. В этом случае они дорабатывают сочинения дома, и оценка конечного продукта деятельности группы происходит на следующем уроке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: