Обучение в сотрудничестве как способ активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках иностранного языка

Особенности обучения иностранному языку

На основе метода «обучение в сотрудничестве»

Курсовая работа

 

Выполнила:

учащаяся 727 группы

Архипова Анастасия Викторовна

Руководитель:

Кольцов Иван Анатольевич

К. пед. н.

Защищена «____________» 2020 с отметкой «___ ____»

 

г.Горно-Алтайск, 2020


 

Содержание

 

Введение. 3

1 Теоретические основы метода обучения в сотрудничестве на уроках иностранного языка в школе. 5

1.1 Обучение в сотрудничестве как способ активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках иностранного языка. 5

1.2 Методические требования к организации сотрудничества на уроках иностранного языка. 10

2 Оценка эффективности метода обучения в сотрудничестве на уроках иностранного языка в школе. 15

2.1 Анализ различных вариаций метода обучения в сотрудничестве. 15

2.2 Некоторые рекомендации по эффективному применению метода обучения в сотрудничестве на уроках иностранного языка. 20

3 Система уроков с применением методики обучения в сотрудничестве на уроках английского языка в школе. 23

3.1 Пример урока по обучению написанию личного письма по методике обучения в сотрудничестве. 23

3.2 Организация работы по применению метода обучения в сотрудничестве в проектной методике. 26

Заключение. 33

Список литературы и использованных источников. 35

 

 


 



Введение

 

В связи с тенденциями современного образовательного процесса перед учителем иностранного языка стоит задача формирования универсальных учебных действий. Учащиеся должны научиться самостоятельно усваивать новые знания, умения и компетенции. В этой связи коммуникативные универсальные учебные действия выступают в качестве важного компонента в развитии умения устанавливать необходимые контакты с окружающими и согласовывать действия с учетом мнения собеседников. Коммуникативные универсальные учебные действия занимают важное место в процессе обучения средних школьников, для которых межличностное общение становится ведущей деятельностью. Требования Федерального государственного образовательного стандарта к формированию коммуникативных универсальных учебных действий и осуществлению личностно-ориентированного подхода предполагают использование групповых форм работы на уроке, способствующих «активизации» ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности.

На сегодняшний день наблюдается противоречие между выдвигаемыми требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по формированию коммуникативных универсальных учебных действий и недостаточностью соответствующих упражнений в учебно-методических комплексах, обеспечивающих этот процесс. Как следствие, наблюдается недостаточная сформированность коммуникативных универсальных учебных действий у школьника.

Данное противоречие позволяет сформулировать основную проблему исследования, заключающуюся в поиске групповых форм работы, направленных на эффективное формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся на среднем этапе обучения в школе. Одной из таких форм и является метод обучения в сотрудничестве, которому посвящено данное исследование.

Цель работы – на основе анализа научно – педагогической литературы выявить особенности организации сотрудничества учащихся на уроке, изучить методические приемы, варианты организации обучения в сотрудничестве, используемые на уроках иностранного языка.

Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

– рассмотреть обучение в сотрудничестве как способ активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках иностранного языка;

– изучить методические требования к организации сотрудничества на уроках иностранного языка;

– провести анализ эффективности различных вариаций метода обучения в сотрудничестве;

– изучить рекомендации по эффективному применению метода обучения в сотрудничестве на уроках иностранного языка;

– разработать систему уроков с применением методики обучения в сотрудничестве на уроках иностранного языка в школе.

Объект исследования – процесс обучения иностранному языку с использованием метода обучения в сотрудничестве.

Предмет исследования – формирование умений и навыков при обучении иностранному языку с использованием метода обучения в сотрудничестве.

Методы исследования: анализ научной литературы по методике преподавания иностранных языков по проблеме исследования; анализ учебно-программной документации и интегрирование в учебный процесс по обучению.

Структурно работа состоит из введения, двух глав с подпунктами, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.


 


Теоретические основы метода обучения в сотрудничестве на уроках иностранного языка в школе

 

Обучение в сотрудничестве как способ активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках иностранного языка

 

Психологический словарь дает следующее определение термина «сотрудничество»: «Сотрудничество – это такой тип взаимодействия, при котором люди содействуют удовлетворению интересов друг друга, соблюдая примерный паритет. В процессе сотрудничества чередуются субъект-субъектные и субъект-объектные отношения, которые периодически сменяются. На основе отношений сотрудничества строится система внешне задаваемой деятельности, дающей возможность максимально проявить интеллектуальную и социальную активность». [8. c. 54] Для обозначения учебной работы, основанной на непосредственном взаимодействии обучаемых, в дидактике также принято использовать термин «сотрудничество». Сотрудничество предполагает равенство психологических позиций участников, личностно-ролевое участие, реализующее социальные стимулы и мотивы деятельности.

Обучение в сотрудничестве, являясь технологией личностно-ориентированного подхода, гуманно по своей сути, так как предполагает наличие в центре обучения ученика с его индивидуальностью, интересами, мотивами, уровнем знаний и умений, то есть ученика как личности. Необходимость пристального внимания к развитию каждого ребенка означает, что в педагогическом процессе ученик становится центральной фигурой, а его деятельность приобретает характер активный, познающий.

Обучение в сотрудничестве отличает не только возможность придать процессу языкового образования личностно-ориентированный характер, но и его гибкость. При существующей классно-урочной системе занятий обучение в малых группах сотрудничества легко вписывается в учебный процесс, не затрагивая содержание обучения, определенного Государственным образовательным стандартом. [16. c. 48]

Помимо достижения чисто академических целей обучение в сотрудничестве способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, раскрытию их умственного потенциала. Своей целенаправленно организуемой деятельностью оно обеспечивает формирование и развитие механизмов мышления, умение работать с информацией, позволяет включить ученический интерес в решение учебной задачи. При этом достигается такое построение учебного процесса, при котором усвоение содержания учебного материала и развитие интеллекта являются единым процессом.

Принимая во внимание приоритет устной речевой практики младших школьников, ориентированной на овладение коммуникативными компетенциями (лингвистической, речевой и социокультурной), обучение в сотрудничестве, исходя из своей специфики, способствует значительному увеличению времени языковой практики на уроке для каждого ученика. Организация обучения с использованием малых групп сотрудничества позволяет значительно активизировать деятельность каждого ученика на этапах формирования и совершенствования навыков, также на этапе творческого применения речевого материала, предоставив каждому члену группы максимальную возможность общения на иностранном языке в ходе выполнения совместного задания или решения проблемы.

Данная педагогическая технология подтверждает научные доказательства педагогов-гуманистов о роли активной самостоятельной деятельности детей младшего школьного возраста в развитии личностных качеств: самостоятельности, ответственности, коммуникабельности за счет:

– активного включения самого ученика в учебно-познавательную поисковую деятельность, организованную на основе внутренней мотивации;

– организации совместной деятельности, партнерских отношений обучающих и обучаемых, включения детей в педагогически целесообразные воспитательные отношения в процессе учебной деятельности;

– обеспечения диалогического общения между учащимися в процессе добывания новых знаний. [19, c. 105]

В силу своей специфики обучение в сотрудничестве затрагивает вопрос индивидуализации и дифференциации процесса обучения, так как, работая в малой группе, учащиеся могут работать с посильным по объему и сложности материалом, продвигаясь в свойственном каждому ученику темпе.

Обучение по технологии сотрудничества своей целенаправленно организуемой деятельностью обеспечивает формирование и развитие механизмов мышления, умение работать с информацией, позволяет включить ученический интерес в решение учебной задачи, развивает социальные умения (умение контактировать с любым партнером, договариваться о совместных действиях, быть членом команды, налаживать деловые контакты с другими группами).

Обучение в сотрудничестве способно также помочь в формировании у учащихся общеучебных интеллектуальных умений: самостоятельно добывать дополнительный материал по изучаемому вопросу, критически осмысливать получаемую информацию, делать выводы и умозаключения, аргументировать их и т. д., что является своего рода подготовкой к более сложным видам деятельности с информацией (например, проектной деятельности).

Однако обучение в сотрудничестве требует не только пересмотра роли учителя, но и кардинального изменения устоявшейся парадигмы образования – отношений учителя и ученика в учебном процессе, стиля поведения педагога таким образом, чтобы имела место ситуация, в которой ученик учится сам, а учитель осуществляет всестороннее управление его учением, то есть учитель приобретает роль организатора самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся.

Радикально меняется психологическая обстановка в классе, для многих детей процесс обучения становится радостным и желанным. Изменяется стиль взаимоотношений между всеми участниками учебного процесса.

Организуя работу учащихся в малых группах сотрудничества, учитель воспитывает в детях доброжелательность, сопереживание, чувство взаимопомощи и поддержки друг друга, уважение к чувствам и мыслям других людей, то есть те общепризнанные ценности и качества личности, которые наиболее востребованы в современном мире.

Итак, принципиальное отличие данной педагогической технологии от традиционной системы организации занятий, в основном ориентированной на фронтальные виды деятельности на уроке, заключается в том, что обучение в сотрудничестве направлено на переориентацию процесса обучения с усвоения учащимися готовых знаний на самостоятельность решения конкретных учебных задач, овладение способами и приемами учебной деятельности во всех ее видах, предоставлении на уроке иностранного языка устной практики каждому ученику с учетом его способностей, возможностей и задатков.

Отсюда следует, что обучение в малых группах сотрудничества и традиционная групповая работа – это не одно и то же. Основные отличия заключаются в следующем:

– взаимозависимость членов группы;

– личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи своих товарищей;

– совместная учебно-познавательная, творческая и прочая деятельность учащихся в группе;

– социализация деятельности учащихся в группах;

– общая оценка работы группы, которая складывается из оценки формы общения учащихся в группе наряду с академическими результатами работы. [11, c. 82]

Обучение в сотрудничестве сводится к принципам, которые являются основополагающими для данной технологии, а именно:

1. Одна награда на группу/команду в виде балльной оценки сертификата, значка отличия, похвалы, аплодисментов, дополнительного времени для отдыха, дополнительных очков, какого-либо приза (список призов обговаривается с учащимися заранее) и т. д. Чтобы получить награду группе/команде необходимо совместно успешно выполнить одно задание.

Процесс соревнования за ограниченное количество призов, соперничество групп друг с другом полностью исключаются, так как учащиеся соревнуются со своими же успехами (результатами), достигнутыми ранее (на предыдущих уроках).

Принцип награды успешно срабатывает на начальной стадии включения в работу по технологии сотрудничества. Постепенно учащиеся втягиваются в процесс совместной работы, и, если учитель видит, что ребята работают с удовольствием и желанием, награду можно исключить. Награда также не присуждается, если группа не достигает поставленной задачи (цели) или выполняет задание не вполне успешно. Другими словами, если речь идет о балльном вознаграждении, то отметка ставится группе в том случае, если она не ниже «хорошо». Если работа группы не дотягивает до этого уровня, никакой оценки не ставится вообще. В этом случае группа получает возможность для повторного выполнения аналогичного задания.

2. Персональная ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. Это стимулирует всех членов команды следить за успехами друг друга и всей командой приходить на помощь своему товарищу в усвоении, понимании материала так, чтобы каждый член команды мог выполнить любое проверочное задание (тест), ответить на любой поставленный учителем вопрос, но уже без помощи членов команды.

3. Равные возможности достижения успеха означают, что каждый учащийся приносит очки своей группе, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Таким образом, продвинутые, средние и отстающие учащиеся имеют равные возможности улучшить свои же собственные показатели предыдущего опроса, тестирования, зачета и т. д. и принести команде равное количество баллов. [9, c. 106]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: