Что касается постоянных покупателей продукции предприятия, то таким покупателем, является, прежде всего, государство и предприятия оборонно-промышленного комплекса, существуют устойчивые связи и со многими частными организациями, такими как химические и медицинские лаборатории, поликлиники и больницы. С этими постоянными покупателями в основном и заключаются повторные контракты. Безусловно, у предприятия имеются свои люди в организациях, взаимодействующих с ЛОМО, но информация о том, сколько таких людей и в каких организациях они работают, является конфиденциальной.
Оценка объёма рынка. В России рынок производства оптических приборов, фото и кинооборудования, часов, медицинских изделий, средств измерений, контроля, управления и испытаний оценивается в 264 млрд рублей. Рынок оборонной продукции оценивается в $21,2 млрд, из них $13 млрд приходилось на государственный заказ, $8,2 млрд — на экспорт. И на рынке гражданской продукции и на рынке оборонной продукции наблюдается возрастающая тенденция и увеличение объёма рынка, особенно это касается оборонной сферы. Потенциальный спрос на продукцию предприятия в ближайшие несколько лет можно оценить с учётом мнения экспертов. На 2010 год планируется получить выручку от деятельности в размере 3,2 млрд. рублей, а эксперты утверждают, что в период с 2011 по 2015 гг. предприятие могло бы реализовать продукции с учётом рыночной конъюнктуры на сумму 5-7 млрд. рублей по пессимистическому варианту и 8-10 млрд. рублей по оптимистическому варианту. Всё это говорит о том, что доля рынка, занимаемая предприятием пока, что недостаточна для его стабильного функционирования и получения устойчивой прибыли.
Конкуренты предприятия. Большая часть гражданской продукции, выпускаемой ЛОМО и реализуемой на внутреннем рынке, является бюджетоориентированной. К ней относится медицинская техника, исследовательские микроскопы, некоторые наблюдательные приборы, аэродромное оборудование. Поэтому предприятие всё чаще участвует в конкурсных торгах бюджетов различных уровней, как в Российской Федерации, так и других странах ближнего и дальнего зарубежья.
В России ЛОМО является ведущим и, пожалуй, единственным предприятием такой специфики и уровня. Киевский “Арсенал” и минское “БелОМО” теперь зарубежные фирмы. Сравнительно старое (1971 год) Вологодское оптико-механическое объединение перешло на выпуск конверсионной и комплектующей продукции. Сравнительно молодое (1991 год) “Люмэкс” специализируется на аналитическом приборостроении.
По большинству групп выпускаемой продукции основными конкурентами ОАО "ЛОМО" не только на внешнем, но и на внутреннем рынке являются иностранные компании.
Среди производства микроскопов биологических: Leica Microsystems (Германия), Zeiss (Германия).
Среди производства микроскопов операционных и стереомикроскопов: Zeiss (Германия), Leica Microsystems (Германия), Topcon (Япония).
Среди производства эндоскопов: Olympus (Япония), Pentax (Япония).
Среди производства спектральных приборов: Perkin Elmar (США), Загорский ОМЗ (Россия), Люмэкс (Россия).
Среди производства поляризационных и металлографических микроскопов: Zeiss (Германия), Leica Microsystems (Германия).
Анализ конкурентоспособности продукции ОАО "ЛОМО" на внутренних рынках осуществляется по отраслевым рынкам, и сравнение объемов реализованной продукции производится в рублях.
Позиционирование фирмы на внутренних и внешних рынках в настоящее время не претерпевает значительных изменений.
Перечень факторов конкурентоспособности эмитента с описанием степени их влияния, по мнению предприятия, на конкурентоспособность производимой продукции (работ услуг):
Перечень факторов конкурентоспособности предприятия
Таблица6
| Наименование фактора | Рейтинг важности фактора (степень влияния фактора) |
| Цена | 0,8 |
| Качество продукции | 0,7 |
| Сервисное обслуживание | 0,7 |
| Функциональные возможности | 0,5 |
Основным фактором конкурентоспособности продукции предприятия, при равных других условиях, признается ее цена. Однако в этом направлении требуется предпринимать постоянные усилия по увеличению ее конкурентоспособности.
Вторым по важности фактором является качество производимой продукции. Этот фактор следует рассматривать всочетании с техническими характеристиками, так как продукция предприятия занимает определенную нишу на соответствующих отраслевых рынках.
В настоящее время для покупателя при выборе производителя продукции все большее значение имеет сервисное обслуживание. В будущем прогнозируется рост значения этого фактора, и все большее внимание уделяется созданию разветвленной сети по обслуживанию продукции предприятия.
Фактор функциональных возможностей также в последнее время приобретает все большее значение, так как учитывает возможности обработки полученных результатов.
Резюмируя всё вышесказанное можно сказать, что основными конкурентами предприятия являются крупные зарубежные фирмы. К сильным сторонам конкурентов ЛОМО относится высокое качество и функциональность продукции, а к слабым высокая цена и транспортные издержки.
Перспективная сбытовая политика и ниша компании. Главной задачей предприятия в рамках сбытовой политики является повышение узнаваемости бренда и торговой марки ЛОМО, что повлечёт за собой увеличение портфеля заказов и как следствие повышение объёма выручки и прибыли. Предприятие может это сделать с помощью СМИ. Кроме того необходимо повышать качество и конкурентоспособность продукции. В целом же потенциальные сбытовые возможности компании выглядят неплохо на ближайшую перспективу. (3-5 лет) Рыночная ниша занимаемая предприятием – это ниша по производству и реализации высокотехнологичных оптико-электронных приборов. Пока, что конкуренция на этой ниже не столь высока из-за сложности технологического процесса и нехватки интеллектуального капитала.
Структурный капитал






