Зарождение общественной помощи инвалидам в России, как и в других зарубежных странах, в значительной мере было связано с благотворительными, общественными формами помощи больным и увечным в виде церковно-монастырской и частной помощи. В конце XIX - начале XX в. инициатива по созданию общественных организаций, оказывающих помощь инвалидам, переходит к профессионалам и самим инвалидам.
В 1888 г. Ф.А. Бухмеер, будучи глухим, основал Санкт-Петербургское общество попечения глухих. Деятельность общества была направлена на то, чтобы оказывать глухонемым материальную поддержку, устраивать трудовые мастерские, приюты, заботиться о семьях глухих, содействовать общению между глухими. Различные формы клубов и товариществ глухих начали создаваться и в других городах. Московская организация глухих была создана в 1912 г., а к началу 1917 г. их насчитывалось более 50. В 1917 г. на I Всероссийском съезде глухонемых было принято решение о создании Всероссийского союза глухонемых. Однако правительство отказывалось признавать их права на самоопределение, и только в 1926 г. Совет народных комиссаров РСФСР официально утвердил рождение Всероссийского объединения глухонемых (с 1959 г. - Всероссийское общество глухих, ВОГ). Несмотря на отсутствие финансовой поддержки со стороны властей, ВОГ активно создавало трудовые мастерские и артели, боролось за право глухих на трудоустройство и участие в политической жизни общества, содействовало в получении образования. ВОГ стремилось повышать культурный уровень глухих. Регулярно издавалась газета «Жизнь глухонемых», работали клубы, драматические кружки.
На сегодняшний день ВОГ объединяет 73 организации, в том числе областные, краевые, республиканские. В системе ВОГ созданы и действуют 68 учебно-производственных предприятий различных профилей производства (металлообработка, деревообработка, швейное производство), осуществляющих профессиональную подготовку и трудовую занятость инвалидов по слуху; функционируют 305 клубных учреждений и домов культуры; существуют профессиональный театр мимики и жеста, дом отдыха.
ВОГ решает вопросы повышения образовательного уровня взрослых глухих и организует их обучение мимико-жестовой речи, а также помогает детским дошкольным учреждениям и учебным заведениям для глухих и слабослышащих детей; принимает участие в организации групп глухих в высших и средних специализированных учебных заведениях, содействует инвалидам по слуху в приобретении сурдотехнических средств и приборов, облегчающих обучение, труд и быт.
Аналогичный путь в своем становлении пришлось проделать и Всероссийскому обществу слепых (ВОС), созданному в апреле 1925 г. по инициативе самих незрячих. Сегодня ВОС - это общественная организация, объединяющая в России на добровольных началах 278 тыс. инвалидов по зрению. В структуру общества входят 74 региональные и 932 первичные организации, 192 хозяйственных общества и 20 учреждений.
ВОС возлагает на себя следующие задачи: защиту прав и интересов, социальную реабилитацию и интеграцию, приобщение к труду, культуре и спорту, развитие общественной активности инвалидов по зрению, содействие удовлетворению их материально-бытовых нужд. Предприятия и учреждения ВОС предоставляют инвалидам по зрению возможности для медицинской, элементарной трудовой и социально-психологической реабилитации.
Участвуя в работе ВОС и пользуясь его поддержкой, незрячие получают больше возможностей для социальной адаптации, достижения материальной независимости и восстановления своего социального статуса.
ВОС имеет свои санатории и лечебно-профилактические учреждения, которые выполняют функции медико-реабилитационных центров. Кроме того, 42 организации системы ВОС имеют свои базы отдыха. На предприятиях и учреждениях организованы 121 кабинет здоровья и 297 кабинетов социальной реабилитации.
ВОС издает 11 журналов и альманахов для слепых, из них 9 - брайлевских, 1 - звуковой и 1 - плоскопечатный. Издательско-полиграфический комплекс «Логос» - базовая организация Всероссийского общества слепых по информационному обеспечению инвалидов по зрению. Ежегодно на предприятии записываются и тиражируются на кассетах около 350 литературных произведений, издаются «говорящие», брайлевские и цифровые книги.
Для подготовки руководящих кадров ВОС в 1959 г. организован Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов Всероссийского общества слепых (ИПК ВОС). Это учебное заведение осуществляет учебную, организационно-методическую и научную работу. В 1979 г. институт вошел в общегосударственную систему повышения квалификации кадров народного хозяйства и получил статус высшего учебного заведения. За эти годы в нем обучено свыше 50 тыс. руководящих, инженерно-технических работников, служащих предприятий, учреждений и организаций общества.
После Октябрьской революции был образован комитет «Союз увечных воинов», а в конце Гражданской войны на базе артелей инвалидов постановлением СНК РСФСР было основано Всероссийское производственно-потребительское объединение инвалидов (ВИКО), которое в большей степени оказывало помощь лицам с нарушениями двигательных функций. Главной его задачей было трудоустройство инвалидов путем расширения сети собственных артелей и цехов для надомников, а также строительство детских садов, санаториев, профессиональных школ и спортсооружений. Структура ВИКО предшествовала современной структуре ВОИ, но курировалась Правительством РСФСР. К концу 1950-х гг. промкооперация инвалидов объединяла более 4200 артелей с числом работников 219 тыс. человек. Однако в 1956 г. компартия и правительство приняли постановление, по которому большое число предприятий отходило к государственной промышленности, а в 1960 г. артели были ликвидированы полностью. Это повлекло рост безработицы, ухудшение материального и психологического состояния людей, ведь государство забрало также более 100 школ, 18 санаториев, 41 дом отдыха и др. Самая мощная и влиятельная организация инвалидов была разгромлена.
Общественным организациям инвалидов постоянно приходилось преодолевать сопротивление государственных чиновников в борьбе за свои права на самоопределение. Только в 1988 г. КПСС под давлением инвалидов-«опорников» издала постановление о создании Всероссийского общества инвалидов (ВОИ). Вначале руководство организации было подчинено не инвалидам, а партийным ставленникам, и только через несколько лет организация приобрела истинную самостоятельность.
В настоящее время ВОИ является самой массовой организацией, объединяющей 2,5 млн. человек, 25 176 первичных, 2127 районных и городских, 78 республиканских, краевых и областных организаций по всей России. Заинтересованность общественных объединений в социальной защите своих членов неизбежно приводит к формированию в них достаточно развитых, разветвленных организационных и кадровых структур, определенной социальной и производственной инфраструктуры. В структуре ВОИ создано 1943 предприятия, на которых работают 57 тыс. человек, более 40 % из них - люди с ограниченными возможностями. ВОИ осуществляет конкретные долгосрочные проекты - строительство нескольких реабилитационных центров, спортивных комплексов и жилья, приспособленного для инвалидов.
ВОИ является членом Международной организации инвалидов, сотрудничает с национальными организациями инвалидов 10 стран. Оно учредило 2 общероссийские и около 20 региональных газет и журналов, освещающих проблемы инвалидов, общим тиражом 200 тыс. экземпляров.
В последние десятилетия стала актуальной проблема организации социально-реабилитационной помощи инвалидам в результате боевых действий в Афганистане, Чеченском конфликте и др. Государственные учреждения медико-социальной реабилитации этой категории инвалидов на сегодняшний день не могут удовлетворить их потребности, особенно в плане социально-психологической поддержки. Поэтому во многих регионах России начали возникать группы поддержки, «братства» молодых ветеранов войны, а в 1996 г. была создана Общероссийская общественная организация инвалидов внутренних войск МВД России, в которую входят 3,5 тыс. инвалидов из 64 регионов.
К основным целям этой организации относятся:
- защита прав и интересов, содействие медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, социальная адаптация граждан, ставших инвалидами в период прохождения военной службы во внутренних войсках, приобщение их к труду, образованию, культуре и спорту, развитие общественной активности инвалидов, содействие удовлетворению их материально-бытовых нужд;
- содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, МВД и другим министерствам и ведомствам РФ в решении проблем инвалидов внутренних войск; участие в согласованном порядке совместно с органами государственной власти субъекта РФ в разработке комплексных и целевых программ реабилитации инвалидов, оказание помощи в их реализации.
Достижения общественных организаций в защите интересов и прав своих членов способствовали прогрессивному развитию общественного движения инвалидов. В настоящее время практически в каждом регионе страны на уровне муниципалитетов действуют общественные объединения инвалидов или их отделения, ставящие перед собой разные цели и использующие разнообразные формы работы. Специфические категории инвалидов, такие, как больные диабетом, психическими заболеваниями, онкобольные, перенесшие трансплантацию сердца и др., чаще создают небольшие группы поддержки и самопомощи. Также создаются общественные объединения родственников (психически больных, детей с инвалидностью).
Важно, что организации инвалидов объединяют в своих рядах самих инвалидов или их родственников, следовательно, в работе они напрямую руководствуются своими жизненными интересами, ценностями и приоритетами.
Работа общественных организаций, как ни одного государственного учреждения, построена на основных принципах реабилитации:
- помощь адресуется не тем или иным специфическим клиническим случаям, а конкретным индивидам с их индивидуальными проблемами;
- взаимоотношения строятся только на эмоциональном вовлечении инвалида, тесном контакте и желании помочь;
- избежание профессионального подхода с навешиванием диагностических ярлыков;
- определение естественных социальных ролей и отсутствие дистанции между членами ассоциации.
При создании общественных организаций их члены не руководствуются никакими фиксированными правилами при наборе или отстранении от работы. Главное - гуманистические стандарты: как приспосабливается человек к эмоциональным и социальным отношениям и к правилам сообщества, способен ли человек внести вклад в продолжение групповой традиции и т.д. Общественные организации несут в себе возможность самовыражения, самореализации и социальной активности инвалидов. Это позволяет находить нетрадиционные способы постановки и решения социальных проблем. Деятельность общественных организаций направлена на решение важнейших вопросов социальной защиты не только членов своего общества, но и всех инвалидов Российской Федерации
Общественные организации активно добиваются признания со стороны государственной власти, пытаются доказать, что они способны участвовать в реализации совместных с государством программ по социальной защите и реабилитации инвалидов. Общественные организации лучше знают социальные проблемы и потребности инвалидов, поэтому могут и должны выступать в роли экспертов при разработке и принятии нормативно-правовых решений по проблемам инвалидов органами государственной власти или в качестве потребителей государственных программ, затрагивающих права и интересы инвалидов. В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов» отмечено, что решения, касающиеся интересов инвалидов, принятые органами власти без полномочных представителей общественных объединений инвалидов, могут быть признаны недействительными в судебном порядке. Поэтому ВОИ, ВОС, ВОГ активно участвуют в общественной и политической жизни страны, в формировании законодательной базы. Так, по инициативе и при активном участии ВОИ принято более 20 законов РФ, 11 указов Президента РФ, 26 постановлений Правительства РФ, более 300 законов и постановлений органов власти регионов. ВОИ имеет Специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете ООН. Традиционными стали такие формы участия общественных объединений инвалидов в политическом процессе, как создание и работа общественных советов при депутатах парламентов, конференции и «круглые столы» с участием специалистов, представителей общественных организаций и представителей исполнительных органов власти.
Государство оказывает материальную поддержку общественным организациям инвалидов, передавая им имущество, предоставляя социальные льготы их членам, или финансирует отдельные программы, осуществляемые общественными объединениями (гранты).
К сожалению, не на всех уровнях власти и не во всех регионах государство признает общественные организации в качестве равноправного, независимого социального партнера. Отсутствует комплексная нормативно-правовая база взаимодействия органов власти и общественных объединений инвалидов. Нередко из-за отсутствия финансово-экономической поддержки со стороны государственных органов многие общественные объединения не могут эффективно выполнять свои функции и вынуждены направлять основные усилия на свое финансовое выживание. Практика финансовой поддержки организаций инвалидов государством в той или иной форме широко распространена в зарубежных странах. Организации инвалидов в России в этом смысле находятся в значительно более сложном положении и вынуждены обращаться за помощью к зарубежным благотворительным организациям, прибегать к коммерческой деятельности.
Хотя общественные объединения инвалидов предпочитают обходиться без посторонней помощи, зарубежный и отечественный опыт показывает, что профессионалы, в том числе и социальные работники, могут органично вписаться в деятельность этих организаций в качестве советников, консультантов, администраторов программ, экспертов. Знания и опыт профессионала могут стать особенно полезными в период становления новой организации, оказывающей помощь инвалидам.
Эта помощь может быть следующей:
- подготовка управленческого аппарата организации;
- изучение социальных проблем и потребностей инвалидов и разработка на этой основе программ, которые бы позволяли повысить качество жизни инвалидов и активизировать их собственную деятельность;
- разработка стратегии экономического и социального развития организации;
- совместное с руководством организации посредничество в установлении контактов с государственными и другими общественными структурами;
- участие в поиске спонсоров и ресурсов финансирования и других видов поддержки организации;
- участие в мероприятиях по повышению авторитета общественной организации, пропаганде ее деятельности;
- проведение тренинговых программ для инвалидов, направленных на личностный рост и социальную компетенцию;
- участие в привлечении волонтеров и обучении их навыкам по Уходу и оказанию социальной поддержки инвалидам и их семьям;
- оказание консультативно-методической и информационной помощи в разрешении индивидуальных проблем членов организации при установлении межличностных отношений в организации и семьях инвалидов;
- содействие в трудоустройстве инвалидов;
- участие в организации, координации (с государственными и общественными ассоциациями) и проведении массовых мероприятий, направленных на повышение социальной активности и правовой защищенности инвалидов: конференций, выставок, спортивных соревнований, кинофестивалей, акций с целью привлечения внимания общественности к нуждам и правам инвалидов;
-участие в акциях, направленных на обеспечение доступности для инвалидов окружающей среды (бытовой, территориальной).
Контрольные вопросы:
1. Каково определение социально-бытовой реабилитации?
2. Какие существуют технические средства реабилитации индивидуального и бытового предназначения?
3. Какими мерами осуществляется социально-средовая реабилитация?
4. В чем заключается концепция независимой жизни?
5. Каковы основные программы Центров независимой жизни?
6. В чем заключается отличие реабилитационной модели от модели независимой жизни?
7. Какие существуют ведущие общественные организации инвалидов и в чем состоят основные задачи их деятельности?
8. Какую помощь социальный работник может оказать общественным объединениям инвалидов?
9. Какие средства культурной среды могут использоваться в социальной реабилитации инвалидов?
10. Как решается проблема доступности объектов и средств культуры для инвалидов?