Основное содержание и направления дополнительного образования

Лекция 4: Содержание дополнительного образования школьников

ПЛАН:

1. Основное содержание и направления дополнительного образования.

2. Модели организации дополнительного образования детей в современной школе, их содержание.

3. Практические рекомендации по организации дополнительного образования школьников

 

Основными направлениями системы дополнительного образования являются:

 

Основное содержание и  направления дополнительного образования

Содержание дополнительного образования детей должно:

– базироваться на достижениях общемировой культуры и на культурных российских традициях, отвечать задачам становления гражданского общества и правового государства, культурно-национальным особенностям регионов;

– учитывать уровень развития детей;

– иметь методы оценки результатов освоения программы;

– включать концептуальные основания образовательного процесса, планирование с изложением последовательности и тематики материала;

– раскрывать условия организации образовательного процесса, а также материально-техническое, информационное, методическое обеспечение образовательного процесса.

Направления дополнительного образования детей делятся на 6 основных профилей: социально-педагогический; художественный; естественно-научный; технический; туристско-краеведческий; физкультурно-спортивный. В каждый из них входят более узкие сегменты. Например, программы дополнительного образования художественной направленности могут ориентироваться на музыкальную или хореографическую подготовку, обучение изобразительному или актерскому искусству. Конкретные направленности программ дополнительного образования для реализации выбирают сами общеобразовательные учреждения (детские сады, школы) или специализированные организации ДО, право которых на ведение учебной деятельности подкреплено соответствующей государственной лицензией.

Содержание дополнительного образования реализуется в следующих направлениях:

· Техническое направление. Начало положило открытие в 1926 г. в Москве Станции юных техников. Впоследствии техническое направление во внешкольном, а затем и в дополнительном образовании развивается через организацию специализированных детских образовательных учреждений – центров технического творчества, отделов техники в многопрофильных учреждениях внешкольного (дополнительного) образования. Техническая направленность в настоящее время признана приоритетной и стратегически важной на высшем правительственном уровне. Поддержка и развитие потенциала подрастающего поколения в этой сфере, повышение престижа профессий технической области соответствует стратегическим интересам страны. Техническое дополнительное образование реализуется по многим направлениям, в числе которых автомоделирование, робототехника и интеллектуальные системы, рационализаторство и изобретательство, технические виды спорта, авиа- и авто и судомоделирование, медиа-творчество и электронные СМИ, компьютерная техника и программирование плюс масса других интересных профилей.

· Эколого-биологическое направление. Программы отражают богатейший опыт юннатского движения, поиск методов повышения экологической культуры учащихся. Программы, имея своей целью развитие навыков изучения, исследования, сохранения живой природы, чрезвычайно многообразны по тематике, носят как теоретический, так и прикладной, практический, опытническо - исследовательский характер. Они обеспечивают деятельность клубов юннатов, юных экологов, биологов, объединений исследователей природы. Программы естественно-научной направленности дополнительного образования нацелены на решение следующих задач: сформировать у учеников научную картину окружающего мира; развить познавательную активность в сфере естественных наук; вызвать интерес к изучению объектов природы, особенностей их функционирования и взаимодействия с другими элементами окружающей среды; на практике продемонстрировать рациональное использование даров природы и их охрану; экологическое воспитание.

· Туристско-краеведческое направление. Сложившееся в практике работы внешкольного, а затем и дополнительного образования туристско-краеведческое направление достаточно условно разделяет сходные по содержанию формы вовлечения детей в практическое познание окружающего мира. Туризм и краеведение – два взаимодополняющих способа постижения человеком природных и культурных особенностей среды проживания (региона, страны). В основе туризма как направления дополнительного образования лежит организация походов и путешествий разной степени сложности с использованием спортивного оборудования. Краеведение как направление предусматривает, как правило, теоретическую познавательную исследовательскую деятельность учащихся по изучению природы, истории, культуры родного края. Спектр программ, относящихся к туристско-краеведческому направлению, тяжело поддается перечислению. К ним относятся туризм (пеший, водный, горный и др.), краеведение, музееведение, альпинизм и прочие профили, основу которых составляют исторические исследования.

· Художественное направление. Программы проектируются для детей всех возрастных категорий: дошкольников, учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста, подростков. Программы ориентированы на развитие общей и эстетической культуры учащихся, художественных способностей и склонностей в избранных видах искусства. Все программы носят ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации. В современной практике дополнительного образования закрепилось несколько наиболее широко представленных программ: программы музыкального творчества, программы театрального творчества, хореографического творчества, программы изобразительного и декоративно-прикладного творчества. Самая масштабная направленность – «изо и декоративно-прикладной профиль». Такие программы рассчитаны на организацию огромного количества видов деятельности. Обучение работе с природными материалами, лепка, керамика, флористика, кружевоплетение, витраж, изготовление кукол или бутафории – лишь малая часть того, с чем ребенок может познакомиться в художественных кружках.

· Социально-педагогическое направление представлено программами социально-педагогической адаптации и профессиональной ориентации. Эти программы получают в практике дополнительного образования все большее распространение. Они охватывают широкий возрастной диапазон, многофункциональны по целевому назначению. Сложный комплекс программ, помогающих детям социализироваться и самореализоваться в обществе, относится к направлению социальной педагогики. Задачи этого профиля ДО:

– Помочь ребенку определиться с будущей профессией и создать условия его роста как личности.

– Привить нормы морали, общечеловеческие ценности.

– Дать ученику понятие о его правах и обязанностях как члена общества.

– Научить взаимодействовать с окружающим миром и подстраиваться под происходящие в нем изменения.

– Развить у ребенка социальные способности и одаренность (интеллект, активность, творчество).

Из-за многоаспектности взаимодействия ребенка с обществом социально-педагогическая направленность дополнительного образования имеет сложную градацию. Программы этого профиля бывают: управленческие, гуманитарные, гражданско-правовые, профориентационные, финансово-экономические, социокультурные.

· Спортивно-физическое направление Программы спорт-направленности ставят своей главной целью физическое совершенствование учащихся. Развитие достигается через приобщение к здоровому образу жизни. Из самых перспективных и одаренных детей в будущем формируется национальный резерв спорта больших достижений. Физкультурная направленность включает комплексы программ спортподготовки (по всем существующим видам спорта), ЛФК (лечебной физкультуры, йоги) и общего физического профиля. Отдельную группу в направлениях и направленностях дополнительного образования составляют программы цикла «Интеллектуальные игры». Они предназначены для того, чтобы в интересной детям форме развить мышление, внимание, эрудицию и логику. В занятия легко вовлекаются участники любых возрастов, а правильно организованное взаимодействие между игроками помогает им совершенствовать коммуникативные навыки.

В целом направления программ дополнительного образования полностью учитывают потребности и интересы подрастающего поколения. Занятия по выбранному профилю нередко помогают определиться с будущим призванием ребенка (что особенно актуально для спортивной и художественной направленности).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: