Алгоритм составления конспекта занятия

Деятельность педагога дошкольного образования, для достижения более высоких результатов своей профессиональной деятельности должна носить размеренный, планомерный характер. С этой целью в обязанности каждого педагога входит не только владение умениями составления календарного планирования на каждую неделю, но и обдуманное поэтапное планирование каждого занятия.

В настоящее время все занятия строятся на принципах интеграции. Что такое интеграция? Это, когда один основной вид деятельности входит в другой вид деятельности, то есть смешивается - интегрируется. Например, педагог провел занятие по ознакомлению с окружающим миром по теме «Первоцветы», где объединила разные дидактические методы: беседа, рассматривание репродукций или картин, опытно-экспериментальная или исследовательская работа, использование схем или карт и т.д. Здесь же включила задачи безопасности, сохранения здоровья детей. Используя разные дидактические методы и приемы, педагог еще и предлагает детям через рисование, либо аппликацию изобразить подснежник или сделать коллективную работу, например, «Первоцветы». Получилась интеграция двух доминирующих образовательных областей: «Познавательного развития» и «Художественно-эстетического развития».

Таким образом, можно строить занятия, где педагог, используя интеграцию, решает образовательные задачи и психолого-педагогическое содержание образовательных задач образовательной программы дошкольного образования. Занятия, построенные на принципах интеграции, позволяют повышать интерес детей, желание заниматься и активность детей, как правило, всегда высокая. Занятия можно построить и в интеграции двух доминирующих образовательных областей, например, в союзе воспитателя и музыкального руководителя.

Остановимся на общих ошибках, допускающихся в правильном составлении конспекта. При составлении программного содержания занятия обычно допускаются распространенная ошибка - отсутствие триединства в составлении программного содержания. Нет целостности, четкости в составлении программного содержания в определении образовательных, развивающих и воспитательных задач. Значит, при составлении программного содержания необходимо всегда продумать образовательные, развивающие и воспитательные задачи.

• Во многих конспектах не соответствует программное содержание поставленным целям и задачам, то есть в программном содержании прописываются определенные задачи, а в занятии их реализация отсутствует или о решении каких-то задач ничего не говорится, а в занятии воспитатель их решает. Например, в программном содержании поставлены задачи: познакомить детей с математическими знаками «плюс», «минус» и «равно», а в ходе занятия выявилось, что дети знаки знают, воспитатель их только закрепляет. В программном содержании ничего не говорится о знаках «больше» и «меньше», а в течение занятия идет ознакомление с данными математическими знаками.

Не четко обозначены методы и приемы, посредством которых будут выполняться поставленные цели и задачи. Объем и отбор методов и приемов должны иметь оптимальное содержание для решения программных задач и должны соответствовать уровню развития и возрастным особенностям детей. Методы и приемы должны подбираться так, чтобы они были интересными, разнообразными, плавно вытекали один из другого, и занятие тогда будет иметь единый сюжет, дети не устанут, так как смена интересных видов деятельности и продуманная двигательная активность, изменение статической позы ребенка повысят их активность и сохранят повышенный интерес в течение всего занятия. Но главное, должна соблюдаться интеграция образовательных областей. Итак: необходимо обязательно в конспекте обозначить основные методы и приемы, посредством которых будет реализовано программное содержание и интеграция видов образовательных деятельности.

• Конспект следует продумать так, чтобы в основном говорили дети. Надо помнить, что педагог должен говорить 25 - 30 %, а остальное время говорят дети. Наблюдается обычная ошибка, когда очень много готовой информации получают дети от педагога. Необходимо дать возможность детям добывать знания, делать открытия, радоваться своим открытиям и успехам, делать выводы, а педагог лишь дополняет знания новой информацией. Необходимо давать возможность детям использовать свой приобретенный жизненный опыт, то есть реализовать знания, полученные ранее не только на занятиях в детском саду, а и посредством самостоятельных наблюдений, знаний, полученных в общении с родителями, со сверстниками; через просмотр познавательных фильмов, изучения с помощью взрослых энциклопедий, чтения художественной литературы, рассматривания картин, из своих наблюдений и т. д. Воспитателю необходимо следовать за ребенком, а не вести его за собой.

• Наблюдения показывают, что в использовании элементов проблемности в обучении чувствуется недоработка. Многие конспекты, составленные воспитателями, скучные, в них не решаются, не выдвигаются проблемы. В некоторых конспектах вроде поставлена проблема, присутствует вопрос «Как вы думаете?», а воспитатель в занятии решает ее без особого участия детей. Мало вопросов характера «почему», «как ты думаешь», «как можно доказать»... Например, воспитатель использовал проблемную ситуацию, но стоит только одному из детей найти правильное решение и воспитатель сразу с ним соглашается. А для Маши и Коли, например, не понятно, они остались при своем мнении, это потому, что воспитатель вместе с детьми не выяснил, почему именно это решение правильное, может быть есть и другой способ решения проблемы? Педагог должен быть уверен, что каждый ребенок понял правильность решения задачи, усвоил материал.

Итак: выбор наиболее рациональных методов и приемов обучения, развития и воспитания, в зависимости от образовательных задач, обеспечивает развивающий характер занятия (развитие познавательной активности ребенка, его самостоятельности мышления, включения в поисковую ситуацию и др.).

• Необходимо в конспектах занятий продумать, обозначить предварительную работу по определенной теме, то есть, обозначить степень связи изучаемого материала с предыдущим и последующим, соотношение нового и пройденного материала. Без предыдущей работы невозможно добиться высоких результатов в качестве образовательной работы.

• Встречается еще одна очень распространенная ошибка. В программном содержании занятия продумана работа по обогащению словарного запаса детей или активизация словаря, а в ходе занятия данная работа совершенно отсутствует. Между тем, мы четко должны помнить, что развитие речи детей идет в каждом виде деятельности, как в организованном, так и в свободное от занятий время. К сожалению, во многих конспектах на словарную работу уделяется крайне мало внимания.

 В большинстве конспектов не обозначается индивидуально - дифференцированный подход в обучении детей. В последнее время говорится о том, что работа в дошкольном учреждении строится на личностно­-ориентированном подходе к детям. В индивидуально-дифференцированном подходе как раз есть большая возможность реализовать личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении детей. Очень важно воспитателю учитывать психологические и физические особенности каждого ребенка, помочь детям, которые менее способны или способны, но медлительны. И очень важно учитывать детей, которые быстро и правильно справляются с заданием, одаренных детей. Их необходимо загружать дополнительной работой, давать возможность развиваться и исключить возможность потери интереса к занятию. Итак, индивидуальная работа с детьми проводится до занятия с целью облегчить ребенку его старания, вселить в него уверенность, но и на занятии нуждающиеся дети в помощи не должны оставаться в стороне. О дифференцированном подходе обычно педагоги забывают.

Необходимо также отметить еще ряд недостатков в продумывании занятия, а также некоторые ошибки, которые встречаются в составлении конспекта:

• Допускаются грамматические ошибки;

• Не конкретно продумываются вопросы;

• Не четко и последовательно даются детям задания;

• Мало используется музыкальное оформление занятия и познавательные фильмы или фрагменты познавательных фильмов, то есть средств ТСО, ИКТ. Мы не должны забывать, в какое время живем.

• Допускается неверная подача информации. При продумывании занятия педагог прежде всего сам должен знать, что целесообразно показать и рассказать детям, а самое главное, материал должен быть исторически верным и адаптирован для детского восприятия. Педагог должен и обязан доводить до детей достоверную информацию. Например, педагог дает информацию детям, что море не способно самоочищению. Морю помогают спасатели, ученые, экологи, а в чем заключается их помощь, ничего не говорится детьми и воспитателем детям. Да, это - верно, морю помогают ученые, если в нем гибнут рыбы и исчезают редкие особи. Спасатели помогают морским обитателям, если их выбросило волной на сушу, экологи запрещают отлов или отстрел, например, белых тюленей и т.д. Но море как раз - то и имеет способность к самоочищению, если бы оно не имело такую способность, то за короткое время превратилось бы в большую мусоросвалку. Происходит это так: волной к берегу выбрасывает все, что плавает на поверхности (пластиковые бутылки, куски бревен, надувные матрасы, сигаретные упаковки, окурки, панамы, шарфики, что ветром сдувает, срывает). А волна же образуется в связи с движением воздуха. Это и есть - ветер. Чем больше или сильнее ветер, тем больше волна, которая прибивает воду к берегу. Это явление называется «прибой», а не то, что говорит воспитатель. А педагог говорит детям, что «прибой - это волна, которая выбрасывает мусор на берег».

• Обычно при составлении занятия по физическому развитию детей, часто имеют инновационный характер. Вместе с тем, встречаются ошибки при составлении конспекта, не даются разъяснения такого характера, например:

- комплекс упражнений изучен ранее или идет закрепление;

- какое из основных движений на сегодня новое;

- каким способом выполняются основные движения: поточным методом или в подгруппах;

- знакома ли подвижная игра для детей или она новая*. И, если даже эта игра детям знакома, то по методике все равно необходимо повторить правила или сделать акцент на правило, которое дети чаще всего нарушают. А, если эта игра для детей новая*, необходимо показать, как педагог преподносит детям правила игры;

- не показана индивидуальная работа с детьми, и самое место на таких занятиях, особенно в основных видах деятельности, использовать дифференцированный подход;

- не показана роль воспитателя на занятии.

• Каждый конспект занятия, либо сценарий какого-то праздника или развлечения, направлены на то, чтобы делиться опытом работы и, кроме основных требований к оформлению конспекта, было бы хорошо сопровождать его приложениями или сопровождать иллюстративным материалом, обеспечить дидактическим материалом (например, схемы, карточки, движения какой-то игры, музыкальные композиции и др.)

Итак: При составлении и оформлении конспекта занятия педагог должен знать, что от качества разработки конспекта будет зависеть качество образовательной работы с детьми. Конспект надо продумать так, чтобы, взяв его в руки, самый неопытный педагог сразу имел бы представление, какого вида это занятие, в какой форме оно построено, какие методы и приемы будут использованы, где проводится занятия, какой материал будет использован на занятии.


Указания к составлению конспекта занятия

Само занятие начинается с первой (вводной или вступительной) части, которая длится 3-5 минут и включает в себя:

- Организационный момент (привлечение внимания детей к воспитателю, отвлечение от тех видов деятельности, которыми дети были заняты ранее; напоминание правил дисциплины; приведение в порядок внешнего вида детей и т.п.).

- Сюрпризный или заинтересовывающий момент (появление героя, персонажа, конверта, картины, игрушки, прочтение стихотворения, отгадывание загадки и др.)

- Разворачивание сюжета занятия, если он предусмотрен.

- Сообщение цели занятия.

✓ На одном занятии во вводной части могут присутствовать не все выше перечисленные компоненты;

✓ очень желательно, чтобы занятие было сюжетным или проходило в игровой форме;

✓ при оформлении конспекта обязательно отмечать цифрой I начало первой части, полностью слова «вводная часть» и т.п., указывать не следует.

Таким образом, цель данной части занятия - вызвать интерес к занятию, желание, потребность в предстоящей деятельности, активизировать познавательный интерес, соответствующие эмоциональные проявления.

Вторая часть - основная состоит из последовательно сменяющих друг друга игр и заданий, связанных одним сюжетом или целью. Длительность её определяется соответственно возрастной группе. (Посчитайте сами, не забудьте от времени занятия отнять время итоговой и вводной части).

✓ При оформлении конспекта обязательно отмечать цифрой II начало второй части, полностью слова «основная часть» и т.п., указывать не следует..

✓ Необходимо, чтобы перед каждым заданием воспитатель формировал перед ребенком мотив для деятельности (поможем Незнайке, расколдуем город, узнаем, кто из нас самый ловкий, порадуем маму).

✓ Во время хода основной части необходимо предусмотреть смену видов деятельности противоположных друг другу по степени активности и по участвующим анализаторам,

✓ По мере утомления детей проводится физкультминутка, которая так же должна (желательно) согласовываться с темой или сюжетом занятия.

✓ Так же одним из требований к занятию является степень активности детей - больше делают, думают, догадываются, рассуждают, говорят дети, а не воспитатель. Воспитатель создает условия, чтобы ребенок почти все смог сделать сам.

✓ Рекомендуется включение в деятельность как можно большего количества анализаторов - в данном случае усвоенная ребенком информация будет более системной, разносторонней и прочной. Например: разучивание артикуляции - смотрим в зеркало, слушаем что произносим, рукой контролируем силу выдоха или вибрацию голосовых связок.

Общая цель основной части решить все задачи, поставленные в программном содержании, и реализовать запланированную индивидуальную работу с детьми.

Третья часть - итоговая (до 3 -5 минут) Включает в себя:

- Обобщение - вспоминание что делали, чем занимались, которое в младших группах делает воспитатель, а в старших, сами дети, по вопросам воспитателя. «Что больше всего понравилось... Какое задание было самым трудным... В какую игру научим дома играть папу., Что запомнилось,., Что удивило.?) Воспитатель обобщает ответы детей. Пример. Восп: «какое задание мы выполняли первым?». Дети: «Мячик кидали.». Восп.: «Правильно, мячик кидали и вспоминали названия домашних животных».

- Общая и поименная оценка детей в виде анализа (то есть не просто «молодец», а потому что громче всех отвечал, руку поднимал, не выкрикивал и т.п.). Начиная со старшей группы, детей не только хвалим, но и указываем на некоторые их недостатки и советуем, как справиться с ними.

- Создание   благоприятного ________ эмоционального _______ состояния (игра, художественное слово, прослушивание музыкального произведения), вызывающего желание еще раз побывать на таком занятии, пережить подобный сюжет; устойчивый познавательный интерес к данной тематике, посредством поручений, рекомендаций, советов.

- Выход в другой вид деятельности. Например: «К нам сегодня приходили веселые зайчата, они нам очень понравились, а давайте, чтобы они к нам еще вернулись, сделаем для них домики из строительного материала».

✓ При оформлении конспекта обязательно отмечать цифрой III начало третьей части, полностью слова «итоговая часть» и т.п., указывать не следует..

 Особое внимание следует уделять аккуратности, наглядности, доступности оформления конспекта занятия.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: