Виды и формы дифференцированного обучения

 

По возрастному составу   На различных этапах развития человека характер процесса обучения изменяется. В каждом из возрастных периодов наблюдается сосуществование разных уровней учебной деятельности. При формировании групп по возрастному составу не следует забывать, что полгода в дошкольном возрасте в развитии ребёнка имеет огромное значение. Это различие надо учитывать при планировании учебно-образовательного процесса.  
По полу   Ребёнок в 3 года начинает различать свой пол, начинает воспринимать себя как мальчика или девочку. Соответственно, содержание обучения в некоторых вопросах должно быть различным. До революции и во время ВОВ в нашей стране проводилось раздельное обучение девочек и мальчиков. Раздельное обучение по половому признаку имеет свои плюсы и минусы, и этот вопрос постоянно возникает в обществе
По области интересов   При помощи диагностирования выявляют интересы воспитанников и объединяют их в группы по интересам. Одна из форм обучения в таких объединениях – кружки или спортивные секции.  
По уровню умственного развития   Детей делят на: - малоспособных с аномалиями развития задатков, с ЗПР; -педагогически запущенных детей (при достаточном времени и средствах эти дети способны усвоить материал); -Детей со средним уровнем развития (эти дети составляют большинство, их обучаемость и обученность соответствуют среднестатистической норме); - способных детей (быстро схватывающих материал); -одарённых или талантливых (учатся в более высоком темпе, высший уровень обучаемости).  
По личностно-психологическим типам (типу мышления, темпераменту)   По типу темперамента при обучении детей объединяют в группы холериков, сангвиников, флегматиков, меланхоликов. По типу мышления группируют детей с латентным мышлением (творческим, нестандартным) и вертикальным мышлением (традиционным). Необходимо при организации педагогического процесса по такому признаку подбирать и воспитателей.  
По уровню здоровья детей   Это организация занятий или подвижных игр, других спортивных мероприятий с учётом состояния здоровья детей. Выделяют такие группы: - основная группа здоровья -Подготовительная -спецгруппа  

 

.

 

                 Постановка цели и задач НОД, подведение итогов НОД.

 

При постановке цели и задач непосредственно образовательной деятельности необходимо помнить:

• Цель всегда одна.

• Задачи должны носить триединый характер, т.е. должны включать образовательную, развивающую, воспитательную направленность. При этом самих задач может быть более трех.

 

Формулирование образовательных задач

должно отвечать этапам развития психических процессов, речевых умений и навыков, возрастным программным задачам, современным требованиям ФГОС по реализации задач образовательных областей. Их обязательно начинать с глагола. • Выбор нужного глагола зависит от того, какой характер НОД планируется: по сообщению нового знания, тренировочный или итоговый; от вида НОД: комплексная, интегрированная, традиционная; и т.д. • Образовательные задачи направлены на вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс, на организацию индивидуальной и групповой формы деятельности детей, на выявление умений и способностей детей работать самостоятельно по теме НОД.   Примерные формулировки образовательных задач НОД по сообщению нового знания с позиций современных принципов организации речевого развития в свете ФГОС: 1.расширить знания о….. 2.обогатить представления детей о предметах и явлениях окружающего мира, 3.закрепить,уточнить, обобщить,                   систематизировать, совершенствовать и т.д. (какие-либо программные знания, умения, навыки), 4.«Актуализировать знания детей о...» -«Создать условия для получения детьми знания о...» -«Мотивировать детей к самостоятельному изучению.. -«Дать возможность детям при помощи взрослого узнать о...» -«Стимулировать детей к.» -«Содействовать усвоению,овладению  

Формулирование развивающих задач

Развивающие задачи направлены на развитие высших психических функций,(мышление, память, воображение, внимание), общей, мелкой, артикуляционной моторики, просодических компонентов речи (голос, ритм, темп, интонация), речевого дыхания, на развитие интереса к предмету разговора, на развитие творческих способностей, поисковой активности, на развитие стремления к новизне. Формулирование развивающих задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола.   В зависимости от того, в какой степени у детей сформирована та функция, над которой педагог хочет поработать, или ее компоненты, надо сделать выбор глагола: если функция не сформирована, то задача будет начинаться со слов, «начать работу по развитию...» и т.д. если функция недостаточно сформирована, необходимо закрепить какой - либо навык, то выбор глагола будет следующий «продолжать                         развивать             ...»,                    :                         «продолжать формировать...», «совершенствовать...» и т.д. -«Развивать умение логически излагать..» -«Развивать слуховое внимание при определении слов со звуком -«Способствовать развитию плавности речи... -«Продолжать развивать умение -«Продолжать развивать  

Формулирование воспитательных задач

• Воспитательные задачи направлены, как правило, на развитие личностных качеств ребенка, его эмоционально - волевой сферы. • Формулирование воспитательных задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола.   В зависимости от того, в какой степени у детей сформировано то качество (свойство), над которым педагог работает, будет сделан выбор глагола: - если качество (свойство) не сформировано, то задача будет начинаться со слов «формировать...», «воспитывать...» и т.д. - если качество (свойство) недостаточно сформировано либо необходимо его закрепить, то выбор глагола будет следующий - «продолжать формировать...», «продолжать воспитывать...», «совершенствовать.» и т.д.    

При подведении итога НОД надо помнить:

• Вопросы не должны быть направлены только на пересказ детьми основных этапов образовательного мероприятия: «Где мы были?», «Чем занимались?», «Кто приходил к нам в гости?» и т.д.

• Использовать больше вопросов проблемного характера, типа

«Что позволило нам помочь зайчику?», «Зачем мы это делали?», «Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего это пригодиться в жизни?», «Какое задание было для вас самым трудным? Почему?», «Какое задание больше всего понравилось? Почему?», «Что бы ты хотела сказать ребятам, Маша?», «Что нам нужно будет сделать в следующий раз?», «Что вы расскажите родителям о нашей сегодняшней игре?» и т.д.

• Не хвалить каждый раз всех детей словами «Вы все молодцы!». Отмечать конкретные заслуги КАЖДОГО ребенка: «Дима, ты очень здорово придумал, как надо перейти через речку героям в твоей сказке..», «Мне было очень приятно видеть, как Полина и Саша договорились сами, кто первым будет говорить», «Марина замечательно выполнила трудное задание- составила свою сказку...», «Порадовал сегодня Паша. Хоть у него не очень получилось справиться с заданием..., но он показал настоящий пример того, как нужно преодолевать трудности» и т.д.

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                           

 

 

                                                                              

 

ПРИМЕР

ПОЛОЖЕНИЕ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: