По возрастному составу | На различных этапах развития человека характер процесса обучения изменяется. В каждом из возрастных периодов наблюдается сосуществование разных уровней учебной деятельности. При формировании групп по возрастному составу не следует забывать, что полгода в дошкольном возрасте в развитии ребёнка имеет огромное значение. Это различие надо учитывать при планировании учебно-образовательного процесса. |
По полу | Ребёнок в 3 года начинает различать свой пол, начинает воспринимать себя как мальчика или девочку. Соответственно, содержание обучения в некоторых вопросах должно быть различным. До революции и во время ВОВ в нашей стране проводилось раздельное обучение девочек и мальчиков. Раздельное обучение по половому признаку имеет свои плюсы и минусы, и этот вопрос постоянно возникает в обществе |
По области интересов | При помощи диагностирования выявляют интересы воспитанников и объединяют их в группы по интересам. Одна из форм обучения в таких объединениях – кружки или спортивные секции. |
По уровню умственного развития | Детей делят на: - малоспособных с аномалиями развития задатков, с ЗПР; -педагогически запущенных детей (при достаточном времени и средствах эти дети способны усвоить материал); -Детей со средним уровнем развития (эти дети составляют большинство, их обучаемость и обученность соответствуют среднестатистической норме); - способных детей (быстро схватывающих материал); -одарённых или талантливых (учатся в более высоком темпе, высший уровень обучаемости). |
По личностно-психологическим типам (типу мышления, темпераменту) | По типу темперамента при обучении детей объединяют в группы холериков, сангвиников, флегматиков, меланхоликов. По типу мышления группируют детей с латентным мышлением (творческим, нестандартным) и вертикальным мышлением (традиционным). Необходимо при организации педагогического процесса по такому признаку подбирать и воспитателей. |
По уровню здоровья детей | Это организация занятий или подвижных игр, других спортивных мероприятий с учётом состояния здоровья детей. Выделяют такие группы: - основная группа здоровья -Подготовительная -спецгруппа |
|
|
.
Постановка цели и задач НОД, подведение итогов НОД.
При постановке цели и задач непосредственно образовательной деятельности необходимо помнить: • Цель всегда одна. • Задачи должны носить триединый характер, т.е. должны включать образовательную, развивающую, воспитательную направленность. При этом самих задач может быть более трех.
| |||
Формулирование образовательных задач | |||
должно отвечать этапам развития психических процессов, речевых умений и навыков, возрастным программным задачам, современным требованиям ФГОС по реализации задач образовательных областей. Их обязательно начинать с глагола. • Выбор нужного глагола зависит от того, какой характер НОД планируется: по сообщению нового знания, тренировочный или итоговый; от вида НОД: комплексная, интегрированная, традиционная; и т.д. • Образовательные задачи направлены на вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс, на организацию индивидуальной и групповой формы деятельности детей, на выявление умений и способностей детей работать самостоятельно по теме НОД. | Примерные формулировки образовательных задач НОД по сообщению нового знания с позиций современных принципов организации речевого развития в свете ФГОС: 1.расширить знания о….. 2.обогатить представления детей о предметах и явлениях окружающего мира, 3.закрепить,уточнить, обобщить, систематизировать, совершенствовать и т.д. (какие-либо программные знания, умения, навыки), 4.«Актуализировать знания детей о...» -«Создать условия для получения детьми знания о...» -«Мотивировать детей к самостоятельному изучению.. -«Дать возможность детям при помощи взрослого узнать о...» -«Стимулировать детей к.» -«Содействовать усвоению,овладению | ||
Формулирование развивающих задач | |||
Развивающие задачи направлены на развитие высших психических функций,(мышление, память, воображение, внимание), общей, мелкой, артикуляционной моторики, просодических компонентов речи (голос, ритм, темп, интонация), речевого дыхания, на развитие интереса к предмету разговора, на развитие творческих способностей, поисковой активности, на развитие стремления к новизне. Формулирование развивающих задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола. | В зависимости от того, в какой степени у детей сформирована та функция, над которой педагог хочет поработать, или ее компоненты, надо сделать выбор глагола: если функция не сформирована, то задача будет начинаться со слов, «начать работу по развитию...» и т.д. если функция недостаточно сформирована, необходимо закрепить какой - либо навык, то выбор глагола будет следующий «продолжать развивать ...», : «продолжать формировать...», «совершенствовать...» и т.д. -«Развивать умение логически излагать..» -«Развивать слуховое внимание при определении слов со звуком -«Способствовать развитию плавности речи... -«Продолжать развивать умение -«Продолжать развивать | ||
Формулирование воспитательных задач | |||
• Воспитательные задачи направлены, как правило, на развитие личностных качеств ребенка, его эмоционально - волевой сферы. • Формулирование воспитательных задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола. | В зависимости от того, в какой степени у детей сформировано то качество (свойство), над которым педагог работает, будет сделан выбор глагола: - если качество (свойство) не сформировано, то задача будет начинаться со слов «формировать...», «воспитывать...» и т.д. - если качество (свойство) недостаточно сформировано либо необходимо его закрепить, то выбор глагола будет следующий - «продолжать формировать...», «продолжать воспитывать...», «совершенствовать.» и т.д. | ||
При подведении итога НОД надо помнить: • Вопросы не должны быть направлены только на пересказ детьми основных этапов образовательного мероприятия: «Где мы были?», «Чем занимались?», «Кто приходил к нам в гости?» и т.д.
• Использовать больше вопросов проблемного характера, типа «Что позволило нам помочь зайчику?», «Зачем мы это делали?», «Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего это пригодиться в жизни?», «Какое задание было для вас самым трудным? Почему?», «Какое задание больше всего понравилось? Почему?», «Что бы ты хотела сказать ребятам, Маша?», «Что нам нужно будет сделать в следующий раз?», «Что вы расскажите родителям о нашей сегодняшней игре?» и т.д. • Не хвалить каждый раз всех детей словами «Вы все молодцы!». Отмечать конкретные заслуги КАЖДОГО ребенка: «Дима, ты очень здорово придумал, как надо перейти через речку героям в твоей сказке..», «Мне было очень приятно видеть, как Полина и Саша договорились сами, кто первым будет говорить», «Марина замечательно выполнила трудное задание- составила свою сказку...», «Порадовал сегодня Паша. Хоть у него не очень получилось справиться с заданием..., но он показал настоящий пример того, как нужно преодолевать трудности» и т.д.
|
ПРИМЕР
ПОЛОЖЕНИЕ