Эмпирическая школа полит. исследований

Ч.Мерриам (1874 – 1953). Современники в Чикагском университете: Э.Смолл (социолог.понятия), Т.Веблен (истор. полит.экономики.

Ч.Мерриам: «политическое благоразумие»

Бихевиоризм – методологическая ориентация на изучение политических явлений через наблюдение поведения индивидов и групп.

Переход от изучения сознания к анализу взаимодействия и поведения людей

Это любое поведение субъекта - (не) вербальное, которое характеризует его как члена полит.общности

Достоинства бихевиористского подхода:

ü Учёт психологического аспекта политики

ü Ориентация на количественные методы исследования (выборочный опрос, контент-анализ, мат.обработка, теория игр)

Б.Берельсон, П.Лазарсфельд, У.Макфи "Голосование" (1954)

Лазарсфельд "Выбор народа" 1963

Алмонд и Верб "Градланская культура" 1963

Недостатки бихевиористского подхода:

ü Акцент на количественном анализе (выборы, ОМ) – всё остальное выходило из поле зрения

ü Отсутствие теоретического видения политики в целом

ü Сфокусированность на решении задач, связанных с полит. процессом в США

Полит рынок власти:

  • Политическая жизнь складывается из поступков и отношений людей
  • Главная фигура политики – индивид, стремящийся к власти ("полит атом")
  • Он обладает потенциалом "полит энергии"
  • Путем концентрации, слияния, борьбы, балансирования множества индивид-х сил складываются государство, партии, др. полит институты.

Полит рынок власти:

  • Действует "рынок власти"
  • Игровой характер полит. процесса
  • Государство как разумная упорядочивающая сила
  • Большая роль государственной пропаганды и просвещения в упорядочении поведения индивидов.

Г. Д. Лассуэл был последователем Мерриама. "Техника пропаганды в мировой войне" (1927), "Анализ полит поведения" (1947), "Язык политики: исследования в области количеств семантики" (1949)

Типология политических личностей:

1) Администратор

2) Агитатор

3) Теоретик

Большая роль психологических факторов в политике

Отличие элиты демократии от олигархии её открытый и представительный характер.

Теория пропаганды

Цель пропаганды – оказать влияние на поведение масс" с помощью "продуманного отбора символов", внести порядок в стихию человеческих страстей

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: