Принцип народности в воспитании (К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой) и идеи общечеловеческого воспитания в педагогическом наследии Н.И. Пирогова

  К. Д. Ушинский считал, что народ нужно развивать духовно, опираясь на культурно-исторические традиции народа, на особенности его национального характера. Многие его работы, в том числе «Родное слово» (1864 г.), были посвящены рассмотрению этой проблемы. Основой в педагогической теории К. Д Ушинского была мысль о народности воспитания

Начало духовного развития человека положила статья «О на­родности в общественном воспита­нии» (1857 г.), в которой К. Д. Ушинский говорил о том, что воспитание, созданное самим народом и ос­нованное на народных началах, имеет воспитательную силу, которой нет в педагогических системах, постро­енных на абстрактных идеях

К. Д. Ушинский доказывал, что система воспитания, построенная интересам народа, развивает и укрепляет в детях важные психологические черты, такие как: патриотизм и национальную гордость, любовь к труду

Л.Н. Толстой высоко ценил народную педагогику, защищал в своих педагогических статьях принцип народности в воспитании детей, подчеркивал важность здорового семейного уклада, необходимость тесного общения родителей с детьми. Данные подходы были реализованы им в практической деятельности в Яснополянской школе, где создавалась атмосфера бережного, внимательного, заботливого отношения педагогов к личности ребенка, его потребностям и интересам, к его творчеству и любознательности.

В статье «Вопросы жизни» и в других своих педагогических сочинениях Н. И. Пирогов резко выступил против сословной школы и ранней утилитарно-профессиональной выучки, которую стремилось ввести царское правительство за счет снижения уровня общего образования молодежи. Он противопоставил официальному курсу образования идею общечеловеческого воспитания, которое должно подготовить к общественной жизни высоконравственного человека с широким умственным кругозором. «Быть человеком — вот к чему должно вести воспитание»,— писал Пирогов. Он восстает против ранней, преждевременной специализации детей, которая суживает их кругозор и тормозит их нравственное развитие.

 

Понятие авторской педагогической системы.

 Понятие «авторские педагогические системы» тесно связано с понятием «авторская школа». Авторские школы – это экспериментальные учебные заведения, деятельность которых построена на основе оригинальных педагогических идей. Они представляют собой новую образовательную систему (или систему с элементами новизны) и создают ранее не известную образовательную практику. Создателем, автором-организатором такой школы чаще всего является талантливый педагог, выдвинувший оригинальные философские и педагогические идеи и ведущий вместе с коллективом поиски путей их воплощения.

В отдельных случаях авторство может принадлежать группе лиц. Для авторской школы характерно создание собственных концепций развития, в основу которых положены идеи и замыслы автора.

Отличительные характеристики «Авторские педагогические системы»: инновационность, альтернативность, концептуальность, систематичность и комплексность преобразований, социально-педагогическая целесообразность, реальность и эффективность)

 

Классно – урочная система Коменского

Авторская педагогическая система Я.А. Коменского, описанная в его труде «Великая дидактика» совершила переворот в традиционной педагогике. Это связано с тем, что ранее использовался индивидуальный подход в обучении и воспитании, а классно-урочная система обучения значительно облегчала труд педагога, позволяла охватить большее количество детей, планировать педагогическую деятельность. В рамках данной системы, Я.А. Коменский разработал и описал принципы обучения и воспитания, которые остаются актуальными и в настоящее время:

Принцип социальной полезности образования – предполагает, что основной задачей учебного заведения является процесс обучения людей («школа – это мастерская людей»). Принцип равенства и справедливости в образовательной политике – согласно данному принципу, доступ к получению образования должны иметь все без различия пола, расы, сословия, достатка и т.д. Принцип иерархичности целей образования – процесс обучения должен быть не просто интересен детям, а побуждать их к самостоятельной постановке целей и их последующему достижению. Принцип универсальности знаний – основан на том, что невозможно знать все и обо всем, в процессе обучения детям необходимо дать основу (фундамент) знаний, которые будут способствовать расширению их кругозора и представлений об окружающем мире. Принцип ориентации на человека (учащегося) – согласно данному принципу, обучения должно в первую очередь быть направлено на развитие человека, удовлетворение его потребностей в знаниях, а не на благо отдельного государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: