Воспитание джентльмена Дж. Локк

Локк изложил свои педагогические взгляды в книге «Мысли о воспитании». Задачей воспитания он считал воспитание джентльмена, а не простого человека, — джентльмена, умеющего «вести свои дела толково и предусмотрительно».

Локк выступал противником телесных наказаний, считая, что «рабская дисциплина создает и рабский характер». Но в случаях упорного нежелания ребенка проявить беспрекословное послушание вполне допускал телесные наказания.

Локк придавал значение религиозному воспитанию, но считал, что главное — не приучать детей к обрядам, а вызывать любовь и почтение к богу как высшему существу.

Содержание обучения джентльмена, по Локку, значительно шире, чем это было принято в то время. Джентльмена надо обучать чтению, письму, рисованию, родному языку, французскому языку, латинскому языку (латынь не для всех; для тех, кто будет заниматься торговыми делами, сельским хозяйством, этот язык не нужен), географии, арифметике, геометрии, астрономии, хронологии, этике, а также следует дать ему основные сведения по истории и законоведению, бухгалтерии, обучать верховой езде и танцам. Каждый из предлагаемых Локком предметов должен принести его воспитаннику определенную пользу, готовить его к жизни. Знаниям следовало придать практический характер.

Необходимость трудового воспитанияон мотивировал тем, что труд на свежем воздухе полезен для здоровья, а знание ремесел может пригодиться деловому человеку как предпринимателю.

 

Реализация идеи природосообразного развития в педагогической деятельности Песталоцци

    Идея природосообразности в понимании Песталоцци — это развитие «сил и задатков человеческого сердца, человеческого ума и человеческих умений». Сама человеческая природа определяет естественный ход развития. Методы обучения Песталоцци вытекают из понимания им воспитания как последовательного развития ребенка путем соответствующих упражнений, подобранных так, чтобы обеспечить гармонию в проявлении его природных задатков. Песталоцци выделил простейшие элементы, которые считал основой — это число, форма, слово, а элементарное обучение должно научить ребенка считать, измерять, владеть речью. Путем усложняющихся упражнений осуществляется развитие природных задатков ребенка. Упражнения следует связывать с изучением предметов, а не с наблюдением за предметами. Отсюда — необходимость. предметного урока, но не ради развития наблюдательности, а ради умственного воспитания в целом. Дитя учится, развивается благодаря чувственному восприятию и собственному опыту деятельности, «получая впечатления и обогащаясь опытом».Его опыт должен найти ясное выражение в словах.
Но если не руководить этими природными потребностями, предоставив их самим себе, то развитие пойдет чрезвычайно медленно.                                                                               Необходимо искусное направление воспитателем развития задатков и способностей детей.
При этом «не воспитатель вкладывает новые силы и способности в человека и вдыхает в него жизнь», воспитатель лишь заботится о том, чтобы негативное влияние не нарушало естественного хода развития, поддерживает усилия ребенка, которые он сам проявляет для собственного развития. Моральные, умственные и практические силы человека «должны воспитываться внутри его». Педагогическая концепция и детские дома Корчака

 Согласно теории Корчака, все общество подразделялось на взрослых и угнетаемых ими детей Основа концепции Корчака – абсолютная ценность детства. Он отмечал важное значение счастливого, наполненного радостью детства в формировании личности. Главный принцип воспитательной системы Корчака - уважение личности и прав ребенка, а также доверие к маленькому человеку согласно теории, ребенок имеет законом закрепленное право на уважение.

Право ребенка быть тем, кто он есть, согласно концепции, не уменьшает значения воспитания в формировании личности ребенка. Теория Корчака – это не теория свободного воспитания. В воспитании, по его мнению, не должны превалировать запреты и в то же время вседозволенность. Это скорее направление в сторону разумного воспитания. Главной установкой в теории воспитания Корчака было «не навредить». Корчак считал, что воспитания без участия в этом процессе самого ребенка существовать не может. Именно поэтому в его детских домах прививались навыки самовоспитания, самопознания, самообладания и самостоятельности. Свои педагогические принципы Корчак воплотил в воспитательном процессе его детских учреждений – «Доме сирот» и «Нашем доме».В этих домах были созданы места проживания, отдыха, товарищеский суд и мн. др.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: