Становление государственной системы образования и реформы школы в России 19-20 вв. Первый гимназии в России. П.Ф. Лесгафт о гуманистической школе

 

Принятие школьных уставов в 1786 и 1804 гг., деление страны на учебные округа и создание первого в истории страны Министерства народного просвещения (1802), превращение университетов в лидеров всех других учебных заведений означало становление государственной системы народного образования. Реформа несколько ослабила, но сохранила сословную систему воспитания.

   Крупнейшая и самая эффективная школьная реформа России проводилась в 1864 г..Она удалась, потому что опиралась на хорошо организованное общественно-педагогическое движение. Власти были поставлены перед необходимостью делать выбор: революция или серьезные реформы. Появился новый тип школы – земскаяшкола.                                                                                                                                                                                    Реформой 1915 г. руководил министр просвещения П.Н. Игнатьев. Он искал способы привлечения молодежи к знаниям, науке, считая, что это укрепит ее веру в царя и отечество. За два года было создано 20 высших учебных заведений.

    В России первые гимназии появились в Петербурге при Академии наук в 1725 г. и в Москве при университете в 1755 г. В 1852 г. было создано три типа гимназий, каждый тип имел свой учебный план: гимназии, в которых сохранились древние языки, однако, изучение античных авторов заменялось изучением сочинений православных писателей: гимназии, в которых оставался латинский язык, а вместо учебных предметов классического цикла вводилось изучение естествознания в описательном духе; гимназии, в которых основное место отводилось законоведению.

Гуманистические идеи Лесгафта провозглашали освобождение женской и детской личности, мягкость в отношении к детям, предоставление им возможной свободы, требование правды и справедливости как высших идеалов нравственного воспитания. Особую роль в системе естественных движений он отводил подвижным играм. Он ценил их за многосторонность, так как в них есть физические упражнения для различных групп мышц, они формируют характер, содействуют нравственному и умственному развитию. Благодаря П.Ф. Лесгафту в новых школах России было принято решение о сокращении времени учебных занятий для введения физкультурных пауз между занятиями и выделения целого часа в неделю для занятия физкультурой.

 

История университетского образования. Зарождение и основные тенденции развития высшего образования в России.

 

В 1632 году в Киеве путем объединения Киевской братской школы и Лаврской школы была создана Киево-Могилянская академия, в которой изучали славянский, латинский и греческий языки, богословие и «семь свободных искусств» — грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку.

В 1687 году в Москве была организована Славяно-греко-латинская академия, которую окончили Л. Ф. Магницкий, В. К. Тредиаковский и М. В. Ломоносов.                                                                                                            В 1724 годув Петербурге была создана Академия наук, при которой открывается Академический университет (ныне Санкт-Петербургский государственный университет) и гимназия.

В становлении российского высшего образования сыграл роль Михаил Ломоносов, которому в 1758 году было поручено «смотрение» за Академией наук. Стараниями Михаила Ломоносова в 1755 году был учреждён Московский университет, среди первых профессоров которого были как раз ученики Ломоносова.                                                                                                                                                                                          В Россию первым подобным учебным заведением стала основанная Петром I Инженерная школа, а Старейшей существующей горно-технической школой России стало основанное в 1773 году Горное училище (ныне Санкт-Петербургский государственный горный институт).

17 ноября 1804 года в Казани учреждается Казанский университет. Уже в первые десятилетия своего существования он стал крупным центром образования и науки. В нём сформировался ряд научных направлений и школ (математическая, химическая, медицинская, лингвистическая, геологическая, геоботаническая и др.).

 Особое место в истории российской высшей школы занимает женское образование. Отмена крепостного права (1861), последовавшие за ней реформы 1861-1870 гг., промышленный переворот в России и распространение либерально-демократических настроений сыграли важную роль в возникновении в стране движения в пользу женского образования. Одним из его наиболее известных сторонников был выдающийся русский педагог Н. А. Вышнеградский [Лапчинская В. П. - 1962]. Во второй половине XIX в. открываются первые "всесословные женские училища" как важное звено системы среднего образования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: