Теоретические основы педагогической системы Л.Н. Толстого и ее реализация в Яснополянской школе. Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910 гг.) – великий русский писатель и мыслитель, горячий сторонник «свободного воспитания». На формирование философско-педагогических взглядов Л.Н.Толстого огромное влияние оказал Ж.-Ж. Руссо. Опираясь на его положение об идеальной природе ребенка, Л.Н.Толстой призывал отказаться от какого-то ни было воспитания как недопустимого, по его мнению, давления на еще не сформировавшуюся личность. В Яснополянской школе, открытой для крестьянских детей, было реализовано стремление Л.Н.Толстого создать систему образования «не для народа, а из народа» и нашли отражение основные положения его авторской педагогической системы. В течение 1861 – 1862 гг. по инициативе Л.Н. Толстого, поддержанной крестьянами, в ближайших к Ясной Поляне районах было открыто 14 начальных сельских школ, куда в качестве учителей были приглашены, главным образом, студенты. Критическое отношение к содержанию и методам преподавания в церковно-приходской школе подтолкнуло Л.Н. Толстого к созданию школы, основанной на нравственном учении истинного христианства, на идеях свободного воспитания, на «народном» содержании образования, реализуемом через детскую творческую активность.
12. Становление личностно-ориентированных педагогических концепций и систем в России 20-30х гг. в. (П.П. Блонский, С.Т. Шацкий).
Исследуя опыт С.Т. Шацкого, можно говорить о трех созданных им в разные периоды жизни воспитательных системах. Стержнем воспитательной системы С.Т. Шацкого являлось взаимодействие школы и среды..Т. Шацкий начал свою педагогическую деятельность с создания детской колонии «Сетлемент» в Марьиной роще (1905-1910). В основе ее воспитательной системы лежала идея «детского царства», где каждый воспитанник получал возможности для всестороннего развития сил. Целью было: создать максимально благоприятные условия для самовыражения личности и ее реализации.Согласно его концепции, необходимо не только учитывать и использовать в воспитании окружающую среду, но и непременно включать детей в ее преобразование на основе знаний, полученных в школе. На последнем этапе деятельности (1929-1931) С.Т. Шацким большое внимание стало уделяться участию школы в преобразовании общественных отношений. Возникает третья модель воспитательной системы под влиянием требования форсировать темпы социального строительства.
Цель воспитания С.Т. Шацкий определяет следующим образом: сформировать нового человека, активно участвующего в колхозном строительстве. На первый план выдвигается общественно-полезная деятельность, направленная на создание колхозов, участие детей в посевной кампании, агитацию родителей вступать в колхоз, участие детей в ремонте обобществленной техники.
Одним из лидеров новой педагогики в 20-х гг. был П.П. Блонский. Он определял воспитание как преднамеренное организованное длительное воздействие на развитие ребенка. Признавая важную роль биологических факторов, П.П. Блонский вместе с тем подчеркивал значение социальной наследственности, определяемой общественными условиями жизни. Социальное воспитание определялось им как сложный и неоднозначный процесс не только усвоения воспитанником исторически сложившейся человеческой культуры, но и как процесс формирования на этой основе самостоятельной, активной и творческой личности.
Основные типы школ в странах древнего Востока.
Прародиной образования стали страны Древнего Востока (Вавилония, Ассирия, Египет, Китай, Индия и др.). Здесь получили развитие три основных типа школы: жреческие школы, которые создавались при храмах и готовили служителей культа, — они относились к господствующему слою общества и были окружены почитанием как первые толкователи религиозного учения, причастные к таинствам молитв и обрядов; дворцовые школы, которые предназначались для обучения детей рабовладельческой знати — элиты общества; школы писцов-чиновников, которые были призваны удовлетворять нужды административно-хозяйственного управления, потребности в строительстве ирригационных сооружений и в уходе за ними.
Влияние христианства на школу раннего средневековья.
Философско-педагогическая мысль раннего средневековья основной своей целью ставила спасение души. Главным источником воспитания считалось, прежде всего, Божественное начало. Носителями христианской педагогики и морали являлись служители католической церкви.
Христос воспринимался как Педагог и одновременно как Отец. Процесс воспитания заключался в подражании учителей и учеников Христу.
В 313 г. Христианство обрело статус официальной религии. Христиане оказались перед необходимостью открытия церковных школ. Первоначально это были школы для тех, кто готовился к крещению. Туда поступали люди, уже получившие какое-то светское образование.
В IX – XI вв. в школах царила суровая дисциплина, широко применялись телесные наказания. Однако многие мыслители призывали учителя добиваться того, чтобы ученики любили его, а не боялись.
В XI в. в Западной Европе возникает схоластика (философствующее богословие) - способ совершенствования человека путем осознаний им собственной природы, подчинения своих чувств и поступков интересам разума.
Основными типами школ в Западной Европе стали приходские (при церковном приходе), в которых священники готовили себе помощников из мирян; монастырские, соборные или кафедральные.Во всех этих школах дети 7–15 лет обучались грамоте и пению