Содержание процесса планирования прибыли

Планирование прибыли – это процесс разработки системы мероприятий по обеспечению ее формирования в необходимом объёме и эффективного использования в соответствии с задачами развития организации в предстоящем периоде. С точки зрения временного периода и стабильности экономики возможны следующие варианты планирования прибыли: в условиях стабильных ценах и стабильной экономики – на период от 3 до 5 лет; при нестабильной политической и экономической ситуации – на полугодие или квартал.

Чтобы заложить прочную основу планирования прибыли в организации, необходимо придерживаться основополагающих принципов: планирование прибыли – это процесс принятия управленческих решений (принятие управленческих решений включает в себя задачу управления переменными, которые могут влиять на доходы, затраты и инвестиции); ключом к успеху планирования прибыли является компетенция руководства по планированию деятельности организации (руководство должно обладать абсолютной уверенностью в своей способности устанавливать реалистичные цели и разрабатывать эффективные средства для достижения этих целей юридическим лицом); комплексная программа планирования прибыли предусматривает участие всех уровней управления (чтобы грамотно заниматься планированием прибыли, менеджмент, а особенно топ-менеджмент, должен иметь правильное понимание характера и характеристик планирования прибыли, быть уверенным, что эта конкретная методика управления более предпочтительна для данной ситуации).

Планирование прибыли организаций включает прогнозирование; текущее планирование; оперативное планирование формирования, распределения и использования прибыли.

Прогнозирование прибыли базируется на разработке стратегии управления прибылью организации на ряд предстоящих лет, которая предполагает определение системы долгосрочных целей формирования и распределения прибыли в соответствии с задачами развития и выбор наиболее эффективных путей их достижения.

Текущее планирование формирования, распределения и использования прибыли базируется на стратегии управления ею и состоит в разработке конкретных видов планов. В процессе разработки плана прибыли должна быть обеспечена четкая взаимосвязь показателей доходов от реализации, издержек обращения, налоговых платежей, прибыли до налогообложения и чистой прибыли.

При планировании прибыли организация проходит четыре основных этапа. Первым является установление целей. То есть, компания должна устанавливать такой объем целевой прибыли, который будет соизмерен с уже существующими стратегическими планами организации.

Следующий важный этап – это определение ожидаемого объема продаж. Он подразумевает то, что для достижения поставленных компанией целей, ей необходимо составить прогноз ожидаемого объема продаж. В свою очередь установление объема продаж должно быть неразрывно связано с существующими на рынке тенденциями, поведением конкурентов и состоянием отрасли в целом. Данный этап раскрывает компании связь между планированием прибыли и доходами юридического лица.

На третьем этапе компания определяет свои расходы и может воспользоваться анализом тех расходов, которые она производила ранее. Для новых предприятий такой анализ не подходит, но рекомендуемым методом определения примерных расходов является изучение расходов организаций, которые ведут свою деятельность в той же отрасли.

На завершающем этапе происходит определение прибыли, которую юридическое лицо рассчитывает по определенной формуле, в зависимости от вида получаемой прибыли.

Планирование прибыли завершается разработкой организационно-экономических мероприятий, обеспечивающих получение намеченной суммы прибыли и показателей рентабельности.

При планировании прибыли организаций применяются многовариантные подходы.

Целевой подход основан на расчете потребности организации в финансовых ресурсах. Он позволяет рассчитать плановую сумму прибыли, исходя из заинтересованности собственников в получении нормальной прибыли и обеспечении дальнейшего функционирования организации. Расчет основывается на представлении о порядке распределения и использования будущей прибыли.

Ресурсный подход основан на балансовом методе определения плановой суммы прибыли, при котором сопоставляются возможные в плановом периоде сумма доходов и сумма текущих затрат, связанных с получением этих поступлений.

Маржинальный подход является неотъемлемой частью принятия управленческих решений на предприятиях различных сфер деятельности. Комплексная оценка эффективности хозяйственной деятельности характеризует уровень и динамику итоговых показателей работы предприятия. В соответствии с назначением любой коммерческой деятельности такими итоговыми показателями являются выручка от реализации и прибыль.

Маржинальный анализ (анализ безубыточности) широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Он позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины. Основные возможности маржинального анализа состоят в определении: 1. Безубыточного объема продаж (порога рентабельности, окупаемости издержек) при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат; 2. Зоны безопасности (безубыточности) предприятия; 3. Необходимого объема продаж для получения заданной величины прибыли; 4. Критического уровня постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода; 5. Критической цены реализации при заданном, объеме продаж и уровне переменных и постоянных затрат.

Порог рентабельности — это такая выручка от реализации (объём продаж), которая покрывает все затраты предприятия. В экономической литературе можно встретить и другие названия этого показателя — критический объём производства, точка безубыточности, точка нулевой прибыли, критическая точка и др.

Порог рентабельности может быть определен в натуральных либо денежных единицах.

Показатель в первом выражении вычисляется по формуле 2:

Точка безубыточности =                       (2)

Показатель во втором выражении рассчитывается по формуле 3:

Критический объём продаж (порог рентабельности) =  = Точка безубыточности*Цена единицы продукции                                                                                                             (3)

Индекс маржинального дохода определяется по формуле 4:

Индекс маржинального дохода =  = 1 -                                                                                                     (4)

На величину порога рентабельности оказывают влияние три основных фактора: цена; переменные издержки на единицу продукции; общая сумма постоянных затрат.

Запас финансовой прочности показывает, насколько можно сокращать производство продукции, не неся при этом убытков. Очень часто запас финансовой прочности называют еще пределом безопасности, так как он напрямую связан с уровнем операционного (производственного) риска.

В зависимости от целей анализа запас финансовой прочности может быть выражен в натуральных единицах, стоимостных и в % к выручке, что отражено в формулах 5-7:

Запас финансовой прочности в натуральном измерении = Фактический объём выпуска – Точка безубыточности                                                          (5)

Запас финансовой прочности в стоимостном измерении = Выручка по факту – Порог рентабельности                                                                    (6)

Запас финансовой прочности в процентах = *100%                                              (7)

Для нормальной бесперебойной работы предприятия необходимо, чтобы запас финансовой прочности был не менее 20 % от выручки от реализации (в ситуации экономической нестабильности целесообразно иметь показатель от 30 % и более). Чем выше запас финансовой прочности, тем меньше операционный (производственный) риск, связанный с предприятием, и наоборот.

Разделение всей суммы затрат предприятия на постоянные и переменные позволяет использовать механизм управления прибылью, называемый «операционный леверидж» или операционный (производственный) рычаг. Он позволяет оценить долю постоянных затрат в общей сумме всех затрат предприятия; соотношение постоянных и переменных затрат; отношение чистой прибыли к постоянным затратам; отношение темпа изменения операционной прибыли к темпу изменения объема реализации в натуральных единицах.

Эффект операционного (производственного) рычага — это относительный показатель (коэффициент), который представляет собой отношение темпа изменения операционной прибыли к темпу изменения выручки от реализации.

Эффект операционного рычага является неким коэффициентом эластичности, который показывает процент изменения операционной прибыли при изменении выручки от реализации на один процент.

Любое изменение выручки всегда сопровождается более значительным изменением операционной прибыли, то есть если предприятие генерирует положительную операционную прибыль, то эффект операционного рычага всегда больше единицы. Чем больше этот эффект, тем выше операционный (производственный) риск, связанный с данной компанией.

Натуральный эффект операционного рычага вычисляется по формуле 8:

Эффект операционного левериджа =  + 1                    (8)

Чем больше постоянных затрат в структуре всех расходов, тем больше значение эффекта и тем выше операционный (производственный) риск.

Эффект операционного рычага всегда рассчитывается для определенного объема продаж (выручки от реализации).

На практике проявление механизма операционного рычага имеет особенности, которые необходимо учитывать для эффективного управления прибылью, а также при разработке коммерческой политики организации: чем выше эффект, тем большей силой воздействия на прирост прибыли обладает юридическое лицо, увеличивая объем реализации продукции (услуг); максимальное положительное воздействие эффекта наблюдается при наибольшем удалении от порога рентабельности, так как при увеличении объема реализации он снижается; эффект имеет и обратную направленность — при снижении спроса на продукцию нельзя увеличивать постоянные затраты, так как потеря прибыли от каждого процента снижения выручки может оказаться значительно больше в связи с высоким эффектом.

Ценовой эффект операционного рычага определяется по формуле 9:

Эффект операционного левериджа =                            (9)

Несмотря на то, что ценовой фактор может дать значительный экономический эффект в краткосрочном периоде, в долгосрочной перспективе повышение цен негативно влияет в целом на экономику, приводя в действие инфляционный механизм, обесценивание денег и т. д.

Сила воздействия (уровень) финансового рычага демонстрирует, насколько чувствительна чистая прибыль к изменению операционной прибыли (прибыли от продаж) при данной структуре капитала. Она вычисляется как отношение темпа изменения чистой прибыли к темпу изменения операционной прибыли (прибыли от продаж) предприятия.

Сила воздействия финансового рычага — это некий коэффициент эластичности, который позволяет определить уровень финансового риска компании. Чем выше сила воздействия финансового рычага, тем больше финансовый риск и наоборот.

Сила воздействия финансового рычага рассчитывается упрощенно по формуле 10:

Уровень финансового рычага =      (10)

Сила воздействия финансового рычага есть отношение операционной прибыли к прибыли до налогообложения. Весь эффект от использования финансового рычага (как рост, так и снижение чистой прибыли) приходится на собственников организации. Кредиторы получают стабильную процентную ставку и ничего не выигрывают в случае увеличения прибыли.

Чем меньше на предприятии финансовых издержек, тем в меньшей степени темп изменения чистой прибыли опережает темп изменения прибыли операционной, тем меньше финансовый риск. Значит, чем ближе сила воздействия финансового рычага к единице, тем меньше риск. Умеренный финансовый риск проявляется в том случае, если процентное изменение чистой прибыли превышает процентное изменение операционной прибыли в диапазоне от 1,3 до 1,7. При таком превышении более чем в 1,7 раза финансовый риск следует относить к высокому.

Уровень финансового рычага для российских юридических лиц определяется по формуле 11:

Сила воздействия финансового рычага =                                                             (11)

По формулам силы воздействия финансового рычага можно определить не только уровень финансового риска, но и совокупный риск, связанный с предприятием.

Эффект сопряжённого (совместного, финансово-производственного) рычага вычисляется как произведение эффекта натурального операционного рычага на силу воздействия финансового рычага и показывает, на сколько процентов изменится чистая прибыль при изменении объема реализации (выручки) на 1%.

Эффект финансово-производственного рычага рассчитывается также по формуле 12:

Эффект совместного рычага =  =                                                                                       (12)

Таким образом, эффект сопряжённого рычага можно определить тремя способами: как произведение эффекта натурального операционного рычага и силы воздействия финансового рычага; как отношение темпа изменения чистой прибыли к темпу изменения операционной прибыли; как отношение валовой маржи к прибыли до налогообложения. Причём первый способ позволяет более детально оценить уровень совокупного риска, связанного с предприятием, через критерии финансового и операционного риска, а также выбрать оптимальное сочетание операционного и финансового рычагов.

У российских компаний с целью определения эффекта финансово-производственного рычага может применяться формула 13:

Эффект сопряжённого рычага =  =                                         (13)

Концепция эффекта совместного рычага может быть использована для прогнозирования и планирования организацией суммы чистой прибыли.

Для этого используется формула 14:

Планируемая (прогнозируемая) чистая прибыль = Фактическая чистая прибыль*(1 + эффект сопряжённого рычага*Изменение выручки в %)    (14)

С помощью маржинального анализа обосновываются и другие управленческие решения: выбор вариантов изменения производственной мощности, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей, оценки эффективности принятия дополнительного заказа, ассортимент продукции, цены на новое изделие и другие.

Грамотное планирование прибыли позволяет обеспечить увеличение прибыли, повышение рентабельности, формирование в необходимых размерах различных фондов, укрепление финансового состояния, обеспечение конкурентоспособности юридического лица.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: