Урок 7. Алгоритм письменного деления

Цели: повторить алгоритм письменного деления трехзначного числа на однозначное; развивать логическое мышление; совершенствовать вычислительные навыки.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять деление трехзначного числа на однозначное; решать задачи; выстраивать логическую цепь рассуждений; устанавливать аналогии.

Ход урока

I.  Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Логическая задача

Как набрать из водопровода 6 л воды, пользуясь двухлитровой банкой и чайником, в который входит 5 л? (Налить в банку 2 л, перелить в чайник, набрать еще 2 л, перелить в чайник и снова набрать в банку 2л.)

2. Математический диктант

(Учитель читает утверждение. Если учащиеся согласны, они ставят знак «+», если не согласны - знак «—».)

1) Сумма 4 сотен, 4 десятков и 4 единиц равна 444.

2) Число 28 больше 7 в 4 раза.

3) 1 меньше 87 в 86 раз.

4) При делении на 7 могут быть остатки 7 и 8.

5) Все двузначные числа четные.

6) Частное чисел 120 и 4 равно 3.

7) Произведение чисел 36 и 2 равно 72.

8) Разность чисел 180 и 3 равна 60.

9) Числа 42, 48, 54 делятся на 6 без остатка.

10) Делимое 75, делитель 25, частное 3.

11) Половина от суммы чисел 88 и 12 равна 45.

Ответы: 1) +; 2) +; 3) —; 4) —; 5) —; 6) —; 7) +; 8) —; 9) +; 10) +; 11)-.

III. Самоопределение к деятельности

— Выполните умножение.

56-6 67-3

— Проверьте, выполнив деление столбиком.

(Два ученика у доски выполняют деление по алгоритму.) Примерные рассуждения учащихся

Находим первое неполное делимое — 33, значит, в частном будет две цифры. Делим: 33:6 = 5. Умножаем: 5 • 6 = 30. Вычитаем: 33 — 30 = 3. Сравниваем остаток с делителем: 3 < 6. Второе неполное делимое 36. Делим: 36: 6 = 6. Умножаем: 6 • 6 = 36. Вычитаем: 36 — 36 — 0. Читаем ответ: 56.

(Второй пример - аналогично.)

— Что мы сейчас вспомнили? {Алгоритм деления трехзначного числа на однозначное.)

— Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить алгоритм деления трехзначного числа на однозначное, научиться использовать его при решении примеров.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Посмотрите на примеры на клеточках на с. 12. Прочитайте объяснение.

№ 54 (с. 12).

(Устное объяснение. Проверка деления умножением письменно.)

№55 (с. 12).

(Первые два примера - коллективно, с подробным объяснением и записью на доске, остальные — самостоятельно. Два ученика работают на откидной доске. Самопроверка, самооценка.) №57 (с. 12).

— Прочитайте задачу.

— О ком говорится в задаче?

— Чем занимались бабушка и внучка?

— Что такое 20?

— Что значит «в 4 раза меньше»?

— О чем говорит предлог «в»?

— Что обозначает число 10?

— Что мы должны узнать, решив задачу? Из чего состоит понятие «было сначала»? (Посадили и осталось.)

— Решите задачу самостоятельно.

(Те, кто испытывает затруднения, берут карточку-помошницу с краткой записью.)

Было —?

Посадили — 20 л. и 20: 4 л.

Осталось - 10 л.

(Проверка, самооценка.)

Решение

1) 20: 4 = 5 (л.) — посадила внучка;

2) 20 + 5 + 10 = 35 (л.).

Ответ: сначала у них было 35 луковиц.

№58 (с. 12).

— Прочитайте задание.

— Что такое периметр? (Сумма длин сторон.)

— Сколько слагаемых будет при нахождении периметра первой фигуры? Почему? {Пять, так как это пятиугольник.)

— Второй фигуры? {Три, так как это треугольник.)

— Третьей фигуры? (Четыре, так как это четырехугольник.)

— Измерьте самостоятельно длины сторон и найдите периметр: первый ряд - пятиугольника, второй ряд — треугольника, третий ряд — четырехугольника.

(Проверка, самооценка.)

V. Физкультминутка

-   Как живешь?

-   Вот так!

(.Показать большой палец.)

-   А плывешь?

-   Вот так!

(Движения руками как при плавании.)

-   Как бежишь?

— Вот так!

(Бег на месте.)

— Вдаль глядишь?

— Вот так!

(Приставить ладонь ко лбу.)

— Ждешь обед?

— Вот так!

{Подпереть рукой щеку.)

— Машешь вслед?

— Вот так!

(Помахать рукой.)

— Ночью спишь?

— Вот так!

(Голову набок, ладони под щеку.)

— А шалишь?

— Вот так!

(Надувать щеки и хлопать по ним кулачками.)

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради №22 (с. 8).

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Два ученика, решившие задачу разными способами, записывают решение на доске.)

Решение

Первый способ: 4 • (7 — 2) = 20 (кг).

Второй способ: 4 • 7 — 4 • 2 = 20 (кг).

Ответ: осталось 20 кг картофеля.

№23 (с. 8).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— Чему равен периметр прямоугольника? (18 см.)

— Отрезок какой длины вы начертили? (6см.)

(Самооценка.)

VII. Рефлексия

(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 12). Самопроверка по образцу.)

Ответы: 251, 113.

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Что мы повторили сегодня на уроке?

— У кого деление не вызывает затруднений?

— Кому еще трудно решать такие примеры?

Домашнее задание

Учебник: № 56, 59 (с. 12).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: