Цели: повторить алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное; развивать логическое мышление; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять умножение трехзначного числа на однозначное; решать задачи; выстраивать логическую цепь рассуждений; устанавливать аналогии.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
№36 (с. 9).
Ответы
1) 2)
III. Актуализация знаний
Индивидуальная работа у доски
— Укажи порядок действий, вычисли.
(39 + 140- 19): 80 + 35: 5-8 (55) •
(78: 13-6): (153: 17) (4)
— Вычисли, выполнив запись столбиком.
303 - 157 801 -476 707 -559
Устный счет
— Какие знаки действий можно поставить вместо кружков, и какие цифры — вместо квадратиков, чтобы получились верные равенства?
39 0 16 = 5П (39 + 16 = 55)
904:0 = 6(9-4:6 = 6)
4 О П5 - 60 = 0 (4-15-60 = 0)
(Проверка индивидуальной работы у доски.)
IV. Самоопределение к деятельности
— Вычислите столбиком.
34х3 25х4 76х3
(Один ученик работает у доски, подробно объясняя решение по алгоритму.)
|
|
— Откройте учебник на с. 10, посмотрите на примеры, решение которых объясняется. Чем они отличаются от тех, которые решали мы? (Умножают не двузначное число, а трехзначное.)
— Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить алгоритм умножения трехзначного числа на однозначное, научиться использовать его при решении примеров.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Объясните решение примеров по алгоритму.
№38 (с. 10).
(Первые три примера — коллективно, с подробным объяснением и записью на доске, остальные — самостоятельно. Три ученика работают на откидной доске. Взаимопроверка, взаимооценка.) №39 (с. 10).
— Прочитайте условие задачи.
— Какие деревья росли в саду? (Яблони и сливы.)
— Что известно о яблонях? (Посадили 4ряда по 12яблонь.)
— Какое число повторяется? Сколько раз? Как это записать? (12-4.)
— Что известно о сливах? (Посадили 2ряда по 18слив.)
— Как это записать? (18-2.)
— Как узнать, сколько всего деревьев посадили? (Сложить количество яблонь и слив.)
— Запишите решение задачи выражением. (12- 4 +18-2 = 84 (д.).)
— Прочитайте задание 2. Как вы измените вопрос задачи? (На сколько меньше посалили слив, чем яблонь?)
— Запишите решение новой задачи. (12 • 4 — 18 • 2 = 12 (д.).)
VI. Физкультминутка
Я на скрипочке играю,
Тили-тили-тили.
(Показать, как играют на скрипочке.)
Скачут зайки на лужайке,
Тили-тили-тили.
(Прыжки на месте.)
А теперь на барабане,
Бум-бум-бум,
(Хлопки в ладоши.)
Трам-трам-трам!
(Топать ногами.)
В страхе зайки разбежались По кустам, по кустам.
(Присесть.)
|
|
VIS. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику №40 (с. 10).
— Прочитайте задачу.
— Сколько грибов мог найти брат?
— Решите задачу самостоятельно.
(Один ученик работает у доски. Проверка.)
Решение
Первый способ: (27 + □) — 3.
— Кто решил так же? У кого другое решение?
(Учащиеся записывают еще два решения.)
Второй способ: (27 — 3) + □.
Третий способ: 27 + (□ — 3).
№41 (с. 10).
(Устное выполнение.)
Варианты задач
• Дедушке 64 года, а внуку 16. Во сколько раз деду лет больше, чем внуку? (На сколько меньше или больше?)
• У Оли 64 руб., а у Коли в 16 раз меньше. Сколько денег у. Коли?
• У Оли 64 руб., а у Коли на 16 рублей меньше. Сколько денег у Коли?
№42 (с. 10).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка, взаимооценка.) № 43 (с. 10).
(Самостоятельное выполнение. Самопроверка по образцу.)
VIII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 10). Самопроверка по образцу.)
Ответы. 748, 558.
— Оцените свою работу на уроке.
(На данном этапе урока можно использовать сборник самостоятельных и контрольных работ: самостоятельная работа 3 (с. 7-9).)
IX. Подведение итогов урока
— Чему вы научились сегодня на уроке?
— Какое задание показалось легким?
— Какое задание вызвало у вас затруднение?
— Кому бы вы хотели сказать спасибо за помощь на уроке?
Домашнее задание
Рабочая тетрадь: № 19 (с. 8).
Урок 6. Свойства умножения
Цели: повторить свойства умножения; учить использовать их при вычислениях; закреплять навыки письменного умножения трехзначного числа на однозначное; развивать внимание; воспитывать аккуратность.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять умножение трехзначного числа на однозначное, используя переместительное свойство умножения; решать задачи; выстраивать логическую цепь рассуждений; устанавливать аналогии.
Ход урока
\. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Логическая задача
На одной чаше весов лежит большой кочан капусты, а на другой — гиря в 2 кг и маленький кочан капусты. Весы находятся в равновесии. На сколько килограммов масса большого кочана больше, чем масса маленького? {На 2 кг.)
Индивидуальная работа по карточкам
— Вычисли, выполнив запись столбиком.
307 -258 625 - 515 356-2 218-3
806- 537 702- 159 137-6 158-4