Урок 8. Приемы письменного деления

Цели: отрабатывать умение выполнять деление трехзначного числа на однозначное; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать текстовые задачи и задачи геометрического характера.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять деление трехзначного числа на однозначное; решать задачи; выстраивать логическую цепь рассуждений; устанавливать аналогии.

Ход урока

I.  Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Логическая задача

На майках 25 спортсменов написали их порядковые номера. Каких номеров больше — четных или нечетных и на сколько? (Четных номеров 12, а нечетных на 1 больше, их 13.)

2. Индивидуальная работа по карточкам

— Выполни деление столбиком и проверь умножением.

980:5    696:4 858: 3

3. Устный счет

— Вычислите удобным способом.

235+ 180 + 45 + 13 (473)

375 + 186 + 114 + 25 (700)

13 + 50 + 60 + 237 (360)

— Прочитайте значения сумм в порядке убывания. (700, 473, 360.)

— Сколько единиц каждого разряда в числах? Сколько всего десятков? Сколько всего сотен?

— Назовите соседей чисел.

— Увеличьте каждое число на 4 десятка. (740, 513, 400.)

— Уменьшите каждое число на 5 единиц. (695, 468, 355.)

III. Самоопределение к деятельности

— Разделите число, разложив его на удобные слагаемые по образцу.

542: 2 = 400: 2 + 140: 2 + 2: 2 = 200 + 70 + 1 = 271

556:4

670:5

(Учащиеся выполняют задание письменно в тетрадях.)

— Легко ли было найти удобные слагаемые и разделить числа?

— Какой более легкий способ вы знаете? {Деление столбиком.)

— Выполните деление столбиком.

— Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в делении трехзначного числа на однозначное столбиком.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Объясните решение примера на с. 13, пользуясь планом. № 60 (с. 13).

(Первые три примера — коллективно, с подробным объяснением и записью на доске, последний — самостоятельно. Один ученик работает на откидной доске. Самопроверка, самооценка.) № 61 (с. 13).

— Прочитайте задачу.

— Что обозначает первое выражение? (Количество книг на второй полке.)

— Что обозначает второе выражение? (Количество книг на двух полках.)

— Какое значение может принимать переменная W. {От 1 до 24.)

— Подставьте любое значение переменной и найдите значение выражения.

— Измените условие так, чтобы задача решалась делением. {Предлог «на» поменять на «в» — в b раз меньше.)

— Какие значения может принимать переменная? {Только 5.) №62 (с. 13).

(Самостоятельное выполнение, если позволяет время на уроке. Те, кто испытывает затруднения, берут карточку-помощницу со схематическим чертежом.)

20 •10уч. 18 уч.

 

 

Решение: 20 • 10 + 18 = 218 (уч.).

Ответ: всего привезли 218 учебников.

— Составьте обратную задачу и решите ее.

(Один ученик работает на откидной доске. Проверка, самооценка.)

№ 63, 64 (с. 13).

(Устное выполнение по цепочке.)

V. Физкультминутка

От зеленого причала Оттолкнулся теплоход,

(Встать.)

Раз, два.

Он шагнул назад сначала,

(Шаг назад.)

Раз, два,

А потом шагнул вперед,

(Шаг вперед.)

Раз, два.

И поплыл, поплыл по речке,

(Волнообразные движения руками.)

Набирая полный ход.

(Шаги на месте.)

VI. Закрепление изученного материала

1. Математический диктант

1) Запишите число, в котором 7 единиц первого разряда и столько же единиц третьего разряда. (707.)

2) Чему равно вычитаемое, если уменьшаемое 680, а разность 300? (380.)

3) Во сколько раз 560 больше, чем 7? (В 80.)

4) Увеличьте 360 в 2 раза. (720.)

5) Чему равно длимое, если делитель 10, а частное 30? (300.)

6) На сколько 190 больше 10? (На 180.)

7) Уменьшите 360 в 60 раз. (6.)

8) Из 1000 вычтите сумму чисел 460 и 40. (500.)

9) Увеличьте 140 в 5 раз. (700.)

10) На сколько самое большое двузначное число меньше, чем самое большое трехзначное число? (На 900.)

2. Выполнение задания в рабочей тетради

№ 18 (с. 7).

(Самостоятельное выполнение. Фронтальная проверка.)

VII. Рефлексия

(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 13). Самопроверка по образцу.)

Ответы: 112, 256.

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Что мы повторили сегодня на уроке?

— У кого деление не вызывает затруднений?

— Кому еще трудно решать такие примеры?

— Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание

Учебник: № 65, 66, 67 (по желанию) (с. 13).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: