Цели: отрабатывать умение выполнять деление трехзначного числа на однозначное; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать текстовые задачи и задачи геометрического характера.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять деление трехзначного числа на однозначное; решать задачи; выстраивать логическую цепь рассуждений; устанавливать аналогии.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Логическая задача
На майках 25 спортсменов написали их порядковые номера. Каких номеров больше — четных или нечетных и на сколько? (Четных номеров 12, а нечетных на 1 больше, их 13.)
2. Индивидуальная работа по карточкам
— Выполни деление столбиком и проверь умножением.
980:5 696:4 858: 3
3. Устный счет
— Вычислите удобным способом.
235+ 180 + 45 + 13 (473)
375 + 186 + 114 + 25 (700)
13 + 50 + 60 + 237 (360)
— Прочитайте значения сумм в порядке убывания. (700, 473, 360.)
— Сколько единиц каждого разряда в числах? Сколько всего десятков? Сколько всего сотен?
— Назовите соседей чисел.
— Увеличьте каждое число на 4 десятка. (740, 513, 400.)
— Уменьшите каждое число на 5 единиц. (695, 468, 355.)
III. Самоопределение к деятельности
— Разделите число, разложив его на удобные слагаемые по образцу.
542: 2 = 400: 2 + 140: 2 + 2: 2 = 200 + 70 + 1 = 271
556:4
670:5
(Учащиеся выполняют задание письменно в тетрадях.)
— Легко ли было найти удобные слагаемые и разделить числа?
— Какой более легкий способ вы знаете? {Деление столбиком.)
— Выполните деление столбиком.
— Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в делении трехзначного числа на однозначное столбиком.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Объясните решение примера на с. 13, пользуясь планом. № 60 (с. 13).
(Первые три примера — коллективно, с подробным объяснением и записью на доске, последний — самостоятельно. Один ученик работает на откидной доске. Самопроверка, самооценка.) № 61 (с. 13).
— Прочитайте задачу.
— Что обозначает первое выражение? (Количество книг на второй полке.)
— Что обозначает второе выражение? (Количество книг на двух полках.)
— Какое значение может принимать переменная W. {От 1 до 24.)
— Подставьте любое значение переменной и найдите значение выражения.
— Измените условие так, чтобы задача решалась делением. {Предлог «на» поменять на «в» — в b раз меньше.)
— Какие значения может принимать переменная? {Только 5.) №62 (с. 13).
(Самостоятельное выполнение, если позволяет время на уроке. Те, кто испытывает затруднения, берут карточку-помощницу со схематическим чертежом.)
20 •10уч. 18 уч.
Решение: 20 • 10 + 18 = 218 (уч.).
Ответ: всего привезли 218 учебников.
— Составьте обратную задачу и решите ее.
(Один ученик работает на откидной доске. Проверка, самооценка.)
№ 63, 64 (с. 13).
(Устное выполнение по цепочке.)
V. Физкультминутка
От зеленого причала Оттолкнулся теплоход,
(Встать.)
Раз, два.
Он шагнул назад сначала,
(Шаг назад.)
Раз, два,
А потом шагнул вперед,
(Шаг вперед.)
Раз, два.
И поплыл, поплыл по речке,
(Волнообразные движения руками.)
Набирая полный ход.
(Шаги на месте.)
VI. Закрепление изученного материала
1. Математический диктант
1) Запишите число, в котором 7 единиц первого разряда и столько же единиц третьего разряда. (707.)
2) Чему равно вычитаемое, если уменьшаемое 680, а разность 300? (380.)
3) Во сколько раз 560 больше, чем 7? (В 80.)
4) Увеличьте 360 в 2 раза. (720.)
5) Чему равно длимое, если делитель 10, а частное 30? (300.)
6) На сколько 190 больше 10? (На 180.)
7) Уменьшите 360 в 60 раз. (6.)
8) Из 1000 вычтите сумму чисел 460 и 40. (500.)
9) Увеличьте 140 в 5 раз. (700.)
10) На сколько самое большое двузначное число меньше, чем самое большое трехзначное число? (На 900.)
2. Выполнение задания в рабочей тетради
№ 18 (с. 7).
(Самостоятельное выполнение. Фронтальная проверка.)
VII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 13). Самопроверка по образцу.)
Ответы: 112, 256.
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Что мы повторили сегодня на уроке?
— У кого деление не вызывает затруднений?
— Кому еще трудно решать такие примеры?
— Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание
Учебник: № 65, 66, 67 (по желанию) (с. 13).