Урок 9. Приемы письменного деления

Цель: формировать умение выполнять письменное деление трехзначного числа на однозначное в случаях, когда количество единиц высшего разряда делимого меньше делителя.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять деление трехзначного числа на однозначное; решать задачи; выстраивать логическую цепь рассуждений; устанавливать аналогии.

Ход урока

I.  Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

№67 (с. 13).

Ответ

III. Актуализация знаний

1. Логическая задача

Четырех мальчиков зовут Христо, Иван, Георгий и Стефан. Известно, что Иван не самый высокий из всех, но все же он выше Христо и Стефана, а Христо не выше Стефана. Расставьте мальчиков по росту. {Георгий, Иван, Стефан, Христо.)

2. Устный счет Игра «Кто быстрее»

(Учащиеся получают карточки с примерами (по одной на ряд). Каждый ученик решает один пример и передает карточку следующему, и так до конца ряда. Если учащихся в каком-то ряду меньше, чем в других, один из учеников решает два примера. Ученик, решивший последний пример, несет карточку учителю. Побеждает ряд, быстрее других решивший все примеры и допустивший наименьшее количество ошибок.)

673 + 58 + 27 54-3 -60             4-56- 15

600 - 240 - 60 (367 - 67) ■ 3 468: 2

75:15-4    236 + 34 + 300    (200 — 55) - 2

IV. Самоопределение к деятельности

— Разделите число, разложив его на удобные слагаемые по образцу.

174: 3 = (150 + 24): 3 = 150: 3 + 24: 3 = 58

156:4

670:5

— Легко ли было найти удобные слагаемые и разделить числа?

— Какой более легкий способ вы знаете? {Деление столбиком.)

— Решите первый пример столбиком.

— Чем этот пример отличается от тех, которые мы решали на прошлом уроке? (В делимом количество единиц высшего разряда меньше делителя.)

— Сформулируйте задачи урока. (Научиться выполнять деление трехзначного числа на однозначное, если количество единиц высшего разряда в делимом меньше делителя.)

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Посмотрите на первый пример на с. 14.

— Объясните, как выполнено деление, пользуясь планом. №68 (с. 14).

(Устная работа по плану.)

№ 69 (с. 14).

(Первые два примера - коллективно, с подробным объяснением и записью на доске, остальные — самостоятельно. Два ученика работают на откидной доске. Самопроверка, самооценка.) № 70 (с. 14).

— Прочитайте задачу.

— Что необычного вы заметили? (Два вопроса на одно условие.)

— Можно ли сразу узнать, сколько литров поместится в 3 канистры? (Нет.)

— Что сказано о канистрах? (Они одинаковые.)

— Что обозначают числа 4 и 80? (4 — количество канистр, 80 — их объем.)

— Сделаем краткую запись в виде таблицы.

Объем одной канистры    Количество канистр Общий объем бензина

? (одинаковый) 4  80 л

    3 ?

   ?   100 л

 

-   Что нужно узнать сначала? (Объем одной канистры.)

— Решите задачу: вариант 1 — первый вопрос, вариант 2 — второй вопрос.

VI. Физкультминутка

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимали ноги выше -

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Кто из нас вот так шагал —

Не споткнулся, не упал?

Вот мы в лес пришли,

Белый гриб нашли.

Вот грибок, другой грибок,

Положу их в кузовок.

VII. Закрепление изученного материала

1. Решение примеров

— Решите примеры столбиком.

235:5 261:3 544:8 455:7

(Самопроверка по образцу.)

2. Выполнение задания в рабочей тетради №27 (с. 10).

(Самостоятельное выполнение. Фронтальная проверка с объяснением, самооценка.)

VIII. Рефлексия

(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 14). Самопроверка по образцу.)

Ответы: 96, 49.

— Оцените свою работу на уроке.

(На данном этапе урока можно использовать сборник самостоятельных и контрольных работ: самостоятельная работа 4 (с. 9-11).)

IX. Подведение итогов урока

— Что мы повторили сегодня на уроке?

— У кого деление не вызывает затруднений?

— Кому еще трудно решать такие примеры?

Домашнее задание

Учебник: № 71, 72, 73 (по желанию) (с. 14).

 

Урок 10. Приемы письменного деления

Целы формировать умение выполнять письменное деление трехзначного числа на однозначное, когда в частном появляются нули (в любом из разрядов).

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять деление трехзначного числа на однозначное; решать задачи; выстраивать логическую цепь рассуждений; устанавливать аналогии.

 

Ход урока

I.  Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

№73 (с. 14).

Ответы

53-(3-9 + 4-6) = 2 53-3-9 + 4- 6 = 50 (53-3-9 + 4)-6= 180 (53 - 3) • 9 + 4 • 6 = 474

III. Актуализация знаний

1. Логическая задача

Линейка Попугая длиннее линейки Слоненка, но короче линейки Удава, а линейка Мартышки короче линейки Слоненка. Назовите владельцев линеек по степени уменьшения длины линеек. (Удав, Попугай, Слоненок, Мартышка.)

2. Индивидуальная работа у доски

— Укажи порядок действий, вычисли.

99 + 32: 4 + 26

50 + 42: 6 • 8 72: 9: 4•8

— Укажи порядок действий, вычисли.

360: 40-(210- 150)

(320- 170): (210: 7)

600: (70-4 - 180)

3. Индивидуальная работа по карточкам

— Запиши выражение и найди его значение.

1) К частному чисел 360 и 6 прибавить произведение чисел 30 и 20. (360: 6 + 30- 20 = 660.)

2) Из частного чисел 420 и 7 вычесть разность чисел 120 и 70. (420: 7-(120- 70) = 10.)

3) Из 400 вычесть произведение чисел 70 и 3 и прибавить частное чисел 450 и 90. (400 — 70 - 3 + 450: 90 = 195.)

4) Частное чисел 800 и 40 умножить на 10 и вычесть частное чисел 540 и 60. (800: 40 • 10 — 540: 60 = 191.)

5) Разность чисел 600 и 240 разделить на частное чисел 160 и 4. ((600 - 240):(160: 4) =9.)

4. Устный счет

— Выполните вычисления, назовите ответы.

                                  

 

57:19 77:7

    65:13 360:

350:5       16х5     

18-4        68:4    48:12

400:4       45:3                 

(Проверка индивидуальной работы у доски.



Самоопределение к деятельности

— Запишите значения выражен


0 + а 0:а
а • 0 а: 1
0 • а а-0

 


Какими правилами вы пользовались?

— Разделите, разложив на удобные слагаемые по образцу.

424: 4 = 400: 4 + 24: 4 = 200 + 6 = 206

618:3 324:3

— Как по-другому можно решить примеры? (Столбиком.)

— Попробуйте решить первый пример, выполнив запись стол­биком.

Чем необычен это пример? (Сотни делятся на 4 без остатка, а число десятков меньше 4.)

— Что нужно записать в этом случае в частном? (Ответы детей.)

— Откройте с. 15. Посмотрите, как решены примеры.

Сформулируйте задачи урока. (Научиться выполнять деление трехзначного числа на однозначное с нулем в частном.)




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: