Цель: формировать умение выполнять письменное деление трехзначного числа на однозначное в случаях, когда количество единиц высшего разряда делимого меньше делителя.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять деление трехзначного числа на однозначное; решать задачи; выстраивать логическую цепь рассуждений; устанавливать аналогии.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
№67 (с. 13).
Ответ
III. Актуализация знаний
1. Логическая задача
Четырех мальчиков зовут Христо, Иван, Георгий и Стефан. Известно, что Иван не самый высокий из всех, но все же он выше Христо и Стефана, а Христо не выше Стефана. Расставьте мальчиков по росту. {Георгий, Иван, Стефан, Христо.)
2. Устный счет Игра «Кто быстрее»
(Учащиеся получают карточки с примерами (по одной на ряд). Каждый ученик решает один пример и передает карточку следующему, и так до конца ряда. Если учащихся в каком-то ряду меньше, чем в других, один из учеников решает два примера. Ученик, решивший последний пример, несет карточку учителю. Побеждает ряд, быстрее других решивший все примеры и допустивший наименьшее количество ошибок.)
|
|
673 + 58 + 27 54-3 -60 4-56- 15
600 - 240 - 60 (367 - 67) ■ 3 468: 2
75:15-4 236 + 34 + 300 (200 — 55) - 2
IV. Самоопределение к деятельности
— Разделите число, разложив его на удобные слагаемые по образцу.
174: 3 = (150 + 24): 3 = 150: 3 + 24: 3 = 58
156:4
670:5
— Легко ли было найти удобные слагаемые и разделить числа?
— Какой более легкий способ вы знаете? {Деление столбиком.)
— Решите первый пример столбиком.
— Чем этот пример отличается от тех, которые мы решали на прошлом уроке? (В делимом количество единиц высшего разряда меньше делителя.)
— Сформулируйте задачи урока. (Научиться выполнять деление трехзначного числа на однозначное, если количество единиц высшего разряда в делимом меньше делителя.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Посмотрите на первый пример на с. 14.
— Объясните, как выполнено деление, пользуясь планом. №68 (с. 14).
(Устная работа по плану.)
№ 69 (с. 14).
(Первые два примера - коллективно, с подробным объяснением и записью на доске, остальные — самостоятельно. Два ученика работают на откидной доске. Самопроверка, самооценка.) № 70 (с. 14).
— Прочитайте задачу.
— Что необычного вы заметили? (Два вопроса на одно условие.)
— Можно ли сразу узнать, сколько литров поместится в 3 канистры? (Нет.)
— Что сказано о канистрах? (Они одинаковые.)
— Что обозначают числа 4 и 80? (4 — количество канистр, 80 — их объем.)
— Сделаем краткую запись в виде таблицы.
Объем одной канистры Количество канистр Общий объем бензина
? (одинаковый) 4 80 л
|
|
3 ?
? 100 л
- Что нужно узнать сначала? (Объем одной канистры.)
— Решите задачу: вариант 1 — первый вопрос, вариант 2 — второй вопрос.
VI. Физкультминутка
Мы к лесной полянке вышли,
Поднимали ноги выше -
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Кто из нас вот так шагал —
Не споткнулся, не упал?
Вот мы в лес пришли,
Белый гриб нашли.
Вот грибок, другой грибок,
Положу их в кузовок.
VII. Закрепление изученного материала
1. Решение примеров
— Решите примеры столбиком.
235:5 261:3 544:8 455:7
(Самопроверка по образцу.)
2. Выполнение задания в рабочей тетради №27 (с. 10).
(Самостоятельное выполнение. Фронтальная проверка с объяснением, самооценка.)
VIII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 14). Самопроверка по образцу.)
Ответы: 96, 49.
— Оцените свою работу на уроке.
(На данном этапе урока можно использовать сборник самостоятельных и контрольных работ: самостоятельная работа 4 (с. 9-11).)
IX. Подведение итогов урока
— Что мы повторили сегодня на уроке?
— У кого деление не вызывает затруднений?
— Кому еще трудно решать такие примеры?
Домашнее задание
Учебник: № 71, 72, 73 (по желанию) (с. 14).
Урок 10. Приемы письменного деления
Целы формировать умение выполнять письменное деление трехзначного числа на однозначное, когда в частном появляются нули (в любом из разрядов).
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять деление трехзначного числа на однозначное; решать задачи; выстраивать логическую цепь рассуждений; устанавливать аналогии.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
№73 (с. 14).
Ответы
53-(3-9 + 4-6) = 2 53-3-9 + 4- 6 = 50 (53-3-9 + 4)-6= 180 (53 - 3) • 9 + 4 • 6 = 474
III. Актуализация знаний
1. Логическая задача
Линейка Попугая длиннее линейки Слоненка, но короче линейки Удава, а линейка Мартышки короче линейки Слоненка. Назовите владельцев линеек по степени уменьшения длины линеек. (Удав, Попугай, Слоненок, Мартышка.)
2. Индивидуальная работа у доски
— Укажи порядок действий, вычисли.
99 + 32: 4 + 26
50 + 42: 6 • 8 72: 9: 4•8
— Укажи порядок действий, вычисли.
360: 40-(210- 150)
(320- 170): (210: 7)
600: (70-4 - 180)
3. Индивидуальная работа по карточкам
— Запиши выражение и найди его значение.
1) К частному чисел 360 и 6 прибавить произведение чисел 30 и 20. (360: 6 + 30- 20 = 660.)
2) Из частного чисел 420 и 7 вычесть разность чисел 120 и 70. (420: 7-(120- 70) = 10.)
3) Из 400 вычесть произведение чисел 70 и 3 и прибавить частное чисел 450 и 90. (400 — 70 - 3 + 450: 90 = 195.)
4) Частное чисел 800 и 40 умножить на 10 и вычесть частное чисел 540 и 60. (800: 40 • 10 — 540: 60 = 191.)
5) Разность чисел 600 и 240 разделить на частное чисел 160 и 4. ((600 - 240):(160: 4) =9.)
4. Устный счет
— Выполните вычисления, назовите ответы.
57:19 77:7
65:13 360:
350:5 16х5
18-4 68:4 48:12
400:4 45:3
(Проверка индивидуальной работы у доски.
Самоопределение к деятельности
— Запишите значения выражен
0 + а 0:а |
а • 0 а: 1 |
0 • а а-0 |
Какими правилами вы пользовались?
— Разделите, разложив на удобные слагаемые по образцу.
424: 4 = 400: 4 + 24: 4 = 200 + 6 = 206
618:3 324:3
— Как по-другому можно решить примеры? (Столбиком.)
— Попробуйте решить первый пример, выполнив запись столбиком.
— Чем необычен это пример? (Сотни делятся на 4 без остатка, а число десятков меньше 4.)
— Что нужно записать в этом случае в частном? (Ответы детей.)
— Откройте с. 15. Посмотрите, как решены примеры.
— Сформулируйте задачи урока. (Научиться выполнять деление трехзначного числа на однозначное с нулем в частном.)