— Составь числовые выражения и выполни вычисления.
1) 800 разделить на произведение чисел 20 и 5 и прибавить 30. (800: (20-5) +30 = 38.)
2) Разность чисел 300 и 200 умножить на частное чисел 350 и 70. {(300 - 200) ■ (350: 70) = 500.)
3) 14 разделить на 2, умножить на 60 и прибавить произведение чисел 7 и 7. (14:2 ■ 60 + 7- 7 = 469.)
4) Частное чисел 99 и 9 — первое слагаемое, произведение чисел 11 и 8 - второе слагаемое. (99:9 + 11 • 8 = 99.)
Устный счет
— Назовите все двузначные числа, у которых число десятков на 1 больше, чем число единиц. (21, 32, 43, 54, 65, 76, 87, 98.)
— Перечислите все трехзначные числа, в которых 8 сотен, а десятков и единиц поровну. (811, 822, 833, 844, 855, 866, 877, 888, 899.)
— Назовите трехзначные числа, сумма цифр в которых равна 4. (103, 130, 112, 121, 202, 220, 211, 301, 310.)
— Прочитайте числа.
546 700, 430 002, 503 770, 81 080.
— Единицы какого разряда отсутствуют в каждом числе?
— Сколько всего десятков в каждом из чисел?
— Сколько всего тысяч в каждом из чисел?
— Какая цифра стоит в разряде сотен в каждом числе? в разряде сотен тысяч?
— Уменьшите каждое число на 1.
— Увеличьте каждое число на 1 десяток.
III. Самоопределение к деятельности
— Запишите числа: 578, 500, 308, 650.
— Сколько цифр в каждом числе? {Три.)
— Единицы какого класса мы записали? (/.)
— Попробуйте записать такие числа: 578 тысяч, 500 тысяч, 308 тысяч, 650 тысяч.
— Что изменится в записи чисел? (Справа прибавятся три нуля.)
— Сформулируйте задачи урока. (Научиться правильно записывать многозначные числа.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 25.
— С какого разряда начинают записывать многозначные числа? {С наивысшего.)
— Для чего оставляют промежуток между классами? (Для удобства чтения.)
№100 (с. 25).
(Коллективное выполнение. Один ученик работает у доски.) № 101 (с. 25).
(Самостоятельное выполнение. Один ученик работает на откидной доске. Проверка.)
— Что обозначает каждая цифра в записи чисел? (356 409 —
3 сотни тысяч, 5 десятков тысяч, 6 единиц тысяч, 4 сотни, 9 единиц; 406 740- 4 сотни тысяч, 6 единиц тысяч, 7сотен,
4 десятка.)
(Самооценка.)
Упражнение в чтении и записи многозначных чисел
(Работа в парах. Каждый ученик получает карточку с числами и диктует их соседу по парте, тот записывает.)
Вариант 1: 70 354, 278 301, 290 004, 103 200.
Вариант 2: 63 270, 307 020, 200 702, 502 007. (Взаимопроверка, взаимооценка.)
V. Физкультминутка
Тихо плещется вода,
Мы плывем по теплой речке.
(Движения руками как при плавании.)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались кто куда.
(Потягивания — руки вверх и в стороны.)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем.
(Шаги на месте.)
А теперь глубокий вдох И садимся на песок.
(Сесть за парту.)
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику № 103 (с. 25).
— Прочитайте задачу
— О чем в ней говорится? (О семенах.)
— Семена каких растений купили? (Укропа и тыквы.)
— Что обозначают числа 3, 200, 100? (3 — количество пакетов, 100и 200 — масса семян в пакетах.)
— Что значит «на... больше»?
— Сделаем схематический чертеж к задаче.
200 г
— Запишите решение задачи двумя способами.
Решение
Первый способ
1) 200 • 3 = 600 (г) — семян тыквы;
2) 100 • 3 = 300 (г) — семян укропа;
3) 600 - 300 = 300 (г).
Выражение: 200 • 3 — 100 • 3 = 300 (г).
Второй способ
1) 200 — 100 = 100 (г) — в пакете семян тыквы больше, чем семян укропа;
2) 100-3 = 300 (г).
Выражение: (200 — 100) • 3 = 300 (г).
Ответ: купили на 300 г больше семян тыквы, чем семян укропа.
— Измените вопрос задачи так, чтобы в выражении был знак «плюс». (Сколько всего семян купили?)
№104 (с. 25).
(Устное выполнение.)
Самостоятельная работа
(См.: сборник самостоятельных и контрольных работ, самостоятельная работа 7 (с. 21-22).)
VII. Рефлексия
(Самостоятельное вцполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 25). Самопроверка^по образцу.)
Ответ: 802 038.
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Чему вы научились сегодня на уроке?
— Назовите порядок записи многозначных чисел.
Домашнее задание
Учебник: № 102, 106 (с. 25).
Рабочая тетрадь: № 9, 10 (с. 18).