Цели: учить раскладывать многозначные числа на разрядные слагаемые; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи; развивать логическое мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся раскладывать многозначные числа на разрядные слагаемые; читать и записывать числа больше 1000; применять знания и способы действий в измененных условиях; аргументировать свою точку зрения и подтверждать аргументы фактами; работать в парах.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Учебник: №106 (с. 25).
Ответ: через 4 ч, так как два промежутка по 2 ч.
Рабочая тетрадь: № 10 (с. 18).
— Какую карточку вы закрасили? {16л.)
— Как вы рассуждали? (4 + 8=12 (л) — молока осталось, 12 + 4 = 16 (л) - молока было.)
III. Актуализация знаний
Математический диктант
(Учитель читает утверждение. Если учащиеся согласны, они ставят знак «+», если не согласны — знак «—».)
1) В числе 302 три сотни и два десятка.
2) Число 942 больше, чем число 924.
3) В числе 249 две единицы первого разряда, четыре единицы второго разряда и девять единиц третьего разряда.
4) В каждом из чисел: 920, 9432, 908 — по 9 сотен.
5) Если к 4 сотням прибавить 3 десятка, то получим число 430.
6) 60 плюс 600 плюс 6 - получится 66(6.
7) 899 меньше 900 на 1.
8) В записи чисел 423, 324, 234,432 использованы одинаковые цифры.
9) Число 988 меньше, чем число 900, на 88.
10) Если число 132 уменьшить на 2 десятка, получится 130. (Взаимопроверка.)
Ответы: 1) —; 2) +; 3) —; 4) —; 5) +; 6) +; 7) +; 8) +; 9) 10) —.
IV. Самоопределение к деятельности
— Сколько единиц каждого разряда в числе 468? (4 сотни, 6десятков, 8единиц.)
— Разложите число на разрядные слагаемые. (400 + 60 + 8.)
— Что значит «разложить на разрядные слагаемые»?
— А как разложить на разрядные слагаемые число 406 740? (406 740 = 400 ООО + 6000 + 700 + 40.)
— Сформулируйте задачи урока. (Научиться раскладывать многозначные числа на разрядные слагаемые.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 26.
— Правильно ли вы разложили число на разрядные слагаемые? № 107 (с. 26).
(Первый столбик - коллективно, с подробным объяснением и записью на доске, второй — самостоятельно. Три ученика работают на откидной доске. Самопроверка, самооценка.)
№108 (с. 26).
(Самостоятельное выполнение. Один ученик работает на откидной доске. Проверка, самооценка.)
№ 109 (с. 26).
(Устное выполнение в парах.)
№1Ю (с. 26).
(Работа в парах. Проверка.)
— Какие числа вы записали на месте пропусков? Запишите их на доске. (9999, 10 000.)
(Самооценка.)
VI. Физкультминутка
Крутим мельницу вперед,
А потом наоборот.
(.Вращение прямыми руками вперед и назад.) Наклоняться будем все,
Будто прыгаем в бассейн.
(Наклоны вперед.)
А потом назад прогнемся,
Хорошенько разомнемся.
(Наклоны назад.)
И попрыгать нам пора,
Мы не прыгали с утра.
(Прыжки на месте.)
Шаг на месте в заключенье.
Это тоже упражненье.
(Шаги на месте.)
Поскакали, потянулись - Вот и славно отдохнули.
(Сесть за парту.)
¥11. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику № 113 (с. 26).
— Прочитайте условие задачи. Поставьте вопрос. (Сколько солнечных дней было за три этих месяца?)
— Решите задачу самостоятельно.
(Проверка.)
— Сколько солнечных дней было в феврале? (8.)
— Сколько солнечных дней было в марте? (16.)
— Сколько солнечных дней было за три месяца? (38.)
№ 114 (с. 26).
— Прочитайте задание.
— Постройте диаграмму.
— Что мы можем определить по диаграмме? (Сколько солнечных дней было в каждом месяце. В каком месяце солнечных дней было больше (меньше) и на сколько.)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради № 13 (с. 19).
(Самостоятельное выполнение. Фронтальная проверка.)
— Какую схему вы выбрали? Почему? (Схему 2, так как коробка с бананами в 4раза тяжелее, значит, в коробке с бананами 4 раза содержится коробка с виноградом.)
— Сколько весит коробка с виноградом? (12:3 = 4 (кг).)
№ 14 (с. 20).
(Один ученик записывает числа на доске и читает их, остальные работают на местах.)
VIII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (с. 26). Самопроверка по образцу.)
Ответы: 601 030, 5040.
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Чему вы научились сегодня на уроке?
— Чем полезен был урок для вас?
Домашнее задание
Учебник: № 112, 115, 116 (с. 26).
Урок19. Сравнение чисел
Цели: учить сравнивать числа, состоящие из единиц I и II классов; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки; развивать умения рассуждать и делать выводы; прививать познавательный интерес к предмету.
Планируемые результаты: учащиеся научатся сравнивать числа, состоящие из единиц I и II классов; записывать числа больше 1000; применять знания и способы действий в измененных условиях; аргументировать свою точку зрения и подтверждать аргументы фактами.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
№116 (с. 26).
- С какого примера вы начали решение? (Споследнего.)
— Какое число спряталось под треугольником? Как вы узнали? (70, так как 300 — 230 — 70.)
- Какой пример вы решали дальше? (Второй.)
— Что вы узнали? (Под квадратом прячется число 50.)
- Какое число спряталось под кругом? (230 - 50— 180.)
III. Актуализация знаний
Индивидуальная работа у доски
- Разложи числа на разрядные слагаемые.
708 960 (700 ООО + 8000 + 900 + 60)
700 080 (700 ООО + 80)
980 719 (900 ООО + 80 ООО + 700 + 10 + 9)
- Вычисли.
60 000 + 5000 + 700 + 8 (65 708)
400 000 + 200 + 6 (400206)
100 000 + 40 000 + 2000 + 7 (142 007)
Устный счет
— Сосчитайте от 467 до 482, от 789 до 800, от 901 до 888.
- Назовите соседей чисел 469, 761, 890, 999.
- Прочитайте числа.
765 451,9005,60 060,303 300.
— Что показывают нули в каждом из чисел?
— Какая цифра стоит в разряде десятков в каждом числе? в разряде единиц тысяч? в разряде сотен тысяч?
— Сколько всего десятков в каждом числе?
— Сколько всего десятков тысяч в каждом числе?
— Разложите каждое число на разрядные слагаемые.
(Проверка индивидуальной работы у доски.)
IV. Самоопределение к деятельности
— Сравните числа 6 и 9. (6 < 9, потому что 6 стоит в числовом ряду левее, чем 9. Чем левее число расположено в натуральном ряду, тем оно меньше. 9 >6, потому что 9 стоит правее числа 6. Чем правее стоит число в натуральном ряду, тем оно больше.)
— Сравните числа 106 и 16. (16 стоит левее числа 106, значит, 16 < 106. Любое двузначное число всегда меньше трехзначного.)
— Сравните числа 546 и 564. (Числа трехзначные. Начинаем сравнивать с сотен, сотен поровну. Сравниваем десятки: 4 десятка меньше, чем 6 десятков, значит, 546 < 564.)
— Сделайте вывод: какие способы сравнения чисел мы знаем? (Чем больше цифр в записи числа, тем оно больше. Чем правее стоит число в натуральном ряду, тем оно больше. Если в записи числа одинаковое количество цифр, сравнивать начинаем с большего разряда.)
— Какой способ нужно применить, чтобы сравнить числа 765 451 и 303 300, 756 451 и 765 451?
— Сформулируйте задачи урока. (Научиться сравнивать многозначные числа.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 27.
№117 (с. 27).
(Коллективное выполнение с комментированием.)
№118 (с. 27).
— Прочитайте задание.
— Что происходит с цифрой 5? (Она меняет место в записи числа, значит, разряд: в числе 5 она обозначает количество единиц, в числе 50 — количество десятков, 500 — количество сотен и т. д.)
№ 119, 120, 124 (с. 27).
(Устное выполнение.)
№122 (с. 27).
(Самостоятельное выполнение. Один ученик работает на откидной доске. Те, кто испытывает затруднения, берут карточку- помощницу с краткой записью.)
Количество деталей, вытачиваемых за 1 ч | Время | Общее количество деталей | ||
Рабочий | ? | На? > | < 1 | 8ч | 80 шт. |
Ученик | 9 | 6 ч | 42 шт. | |
(Проверка, самооценка.)
Решение
1) 80: 8 = 10 (д.) — вытачивает за 1 ч рабочий;
2) 42: 6 = 7 (д.) — вытачивает за 1 ч ученик;
3) 10 - 7 = 3 (д.).
Ответ: рабочий за 1 ч вытачивает на 3 детали больше, чем ученик.
VI. Физкультминутка
У реки росла рябина,
(Из положения упор присев постепенное выпрямление туловища, руки вперед, затем вверх.)