Урок 18. Разрядные слагаемые

Цели: учить раскладывать многозначные числа на разрядные слагаемые; совершенствовать устные и письменные вычисли­тельные навыки, умение решать задачи; развивать логическое мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся раскладывать многозначные числа на разрядные слагаемые; читать и записывать числа больше 1000; применять знания и способы действий в из­мененных условиях; аргументировать свою точку зрения и под­тверждать аргументы фактами; работать в парах.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Учебник: №106 (с. 25).

Ответ: через 4 ч, так как два промежутка по 2 ч.

Рабочая тетрадь: № 10 (с. 18).

— Какую карточку вы закрасили? {16л.)

— Как вы рассуждали? (4 + 8=12 (л)молока осталось, 12 + 4 = 16 (л) - молока было.)

III. Актуализация знаний

Математический диктант

(Учитель читает утверждение. Если учащиеся согласны, они ставят знак «+», если не согласны — знак «—».)

1) В числе 302 три сотни и два десятка.

2) Число 942 больше, чем число 924.

3) В числе 249 две единицы первого разряда, четыре единицы второго разряда и девять единиц третьего разряда.

4) В каждом из чисел: 920, 9432, 908 — по 9 сотен.

5) Если к 4 сотням прибавить 3 десятка, то получим число 430.

6) 60 плюс 600 плюс 6 - получится 66(6.

7) 899 меньше 900 на 1.

8) В записи чисел 423, 324, 234,432 использованы одинаковые цифры.

9) Число 988 меньше, чем число 900, на 88.

10) Если число 132 уменьшить на 2 десятка, получится 130. (Взаимопроверка.)

Ответы: 1) —; 2) +; 3) —; 4) —; 5) +; 6) +; 7) +; 8) +; 9)      10)  —.

IV. Самоопределение к деятельности

— Сколько единиц каждого разряда в числе 468? (4 сотни, 6десятков, 8единиц.)

— Разложите число на разрядные слагаемые. (400 + 60 + 8.)

— Что значит «разложить на разрядные слагаемые»?

— А как разложить на разрядные слагаемые число 406 740? (406 740 = 400 ООО + 6000 + 700 + 40.)

Сформулируйте задачи урока. (Научиться раскладывать многозначные числа на разрядные слагаемые.)

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 26.

— Правильно ли вы разложили число на разрядные слагаемые? № 107 (с. 26).

(Первый столбик - коллективно, с подробным объяснением и записью на доске, второй — самостоятельно. Три ученика рабо­тают на откидной доске. Самопроверка, самооценка.)

№108 (с. 26).

(Самостоятельное выполнение. Один ученик работает на от­кидной доске. Проверка, самооценка.)

№ 109 (с. 26).

(Устное выполнение в парах.)

№1Ю (с. 26).

(Работа в парах. Проверка.)

— Какие числа вы записали на месте пропусков? Запишите их на доске. (9999, 10 000.)

(Самооценка.)

VI. Физкультминутка

Крутим мельницу вперед,

А потом наоборот.

(.Вращение прямыми руками вперед и назад.) Наклоняться будем все,

Будто прыгаем в бассейн.

(Наклоны вперед.)

А потом назад прогнемся,

Хорошенько разомнемся.

(Наклоны назад.)

И попрыгать нам пора,

Мы не прыгали с утра.

(Прыжки на месте.)

Шаг на месте в заключенье.

Это тоже упражненье.

(Шаги на месте.)

Поскакали, потянулись - Вот и славно отдохнули.

(Сесть за парту.)

¥11. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику № 113 (с. 26).

Прочитайте условие задачи. Поставьте вопрос. (Сколько солнечных дней было за три этих месяца?)

— Решите задачу самостоятельно.

(Проверка.)

— Сколько солнечных дней было в феврале? (8.)

— Сколько солнечных дней было в марте? (16.)

— Сколько солнечных дней было за три месяца? (38.)

№ 114 (с. 26).

— Прочитайте задание.

— Постройте диаграмму.

Что мы можем определить по диаграмме? (Сколько солнеч­ных дней было в каждом месяце. В каком месяце солнечных дней было больше (меньше) и на сколько.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради № 13 (с. 19).

(Самостоятельное выполнение. Фронтальная проверка.)

Какую схему вы выбрали? Почему? (Схему 2, так как короб­ка с бананами в 4раза тяжелее, значит, в коробке с бананами 4 раза содержится коробка с виноградом.)

— Сколько весит коробка с виноградом? (12:3 = 4 (кг).)

№ 14 (с. 20).

(Один ученик записывает числа на доске и читает их, осталь­ные работают на местах.)

VIII. Рефлексия

(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (с. 26). Самопроверка по образцу.)

Ответы: 601 030, 5040.

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Чему вы научились сегодня на уроке?

— Чем полезен был урок для вас?

Домашнее задание

Учебник: № 112, 115, 116 (с. 26).

 

 

Урок19. Сравнение чисел

Цели: учить сравнивать числа, состоящие из единиц I и II клас­сов; совершенствовать устные и письменные вычислительные на­выки; развивать умения рассуждать и делать выводы; прививать познавательный интерес к предмету.

Планируемые результаты: учащиеся научатся сравнивать чис­ла, состоящие из единиц I и II классов; записывать числа боль­ше 1000; применять знания и способы действий в измененных условиях; аргументировать свою точку зрения и подтверждать аргументы фактами.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

№116 (с. 26).

- С какого примера вы начали решение? (Споследнего.)

— Какое число спряталось под треугольником? Как вы узна­ли? (70, так как 300230 — 70.)

- Какой пример вы решали дальше? (Второй.)

Что вы узнали? (Под квадратом прячется число 50.)

- Какое число спряталось под кругом? (230 - 50— 180.)

III. Актуализация знаний

Индивидуальная работа у доски

- Разложи числа на разрядные слагаемые.

708 960 (700 ООО + 8000 + 900 + 60)

700 080 (700 ООО + 80)

980 719 (900 ООО + 80 ООО + 700 + 10 + 9)

- Вычисли.

60 000 + 5000 + 700 + 8 (65 708)

400 000 + 200 + 6 (400206)

100 000 + 40 000 + 2000 + 7 (142 007)

Устный счет

— Сосчитайте от 467 до 482, от 789 до 800, от 901 до 888.

- Назовите соседей чисел 469, 761, 890, 999.

- Прочитайте числа.

765 451,9005,60 060,303 300.

— Что показывают нули в каждом из чисел?

— Какая цифра стоит в разряде десятков в каждом числе? в разряде единиц тысяч? в разряде сотен тысяч?

— Сколько всего десятков в каждом числе?

— Сколько всего десятков тысяч в каждом числе?

— Разложите каждое число на разрядные слагаемые.

(Проверка индивидуальной работы у доски.)

IV. Самоопределение к деятельности

Сравните числа 6 и 9. (6 < 9, потому что 6 стоит в числовом ряду левее, чем 9. Чем левее число расположено в натуральном ряду, тем оно меньше. 9 >6, потому что 9 стоит правее числа 6. Чем правее стоит число в натуральном ряду, тем оно больше.)

Сравните числа 106 и 16. (16 стоит левее числа 106, значит, 16 < 106. Любое двузначное число всегда меньше трехзначного.)

Сравните числа 546 и 564. (Числа трехзначные. Начинаем сравнивать с сотен, сотен поровну. Сравниваем десятки: 4 де­сятка меньше, чем 6 десятков, значит, 546 < 564.)

Сделайте вывод: какие способы сравнения чисел мы знаем? (Чем больше цифр в записи числа, тем оно больше. Чем правее стоит число в натуральном ряду, тем оно больше. Если в за­писи числа одинаковое количество цифр, сравнивать начинаем с большего разряда.)

— Какой способ нужно применить, чтобы сравнить числа 765 451 и 303 300, 756 451 и 765 451?

Сформулируйте задачи урока. (Научиться сравнивать мно­гозначные числа.)

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 27.

№117 (с. 27).

(Коллективное выполнение с комментированием.)

№118 (с. 27).

— Прочитайте задание.

Что происходит с цифрой 5? (Она меняет место в записи числа, значит, разряд: в числе 5 она обозначает количество единиц, в числе 50 — количество десятков, 500 — количество сотен и т. д.)

№ 119, 120, 124 (с. 27).

(Устное выполнение.)

№122 (с. 27).

(Самостоятельное выполнение. Один ученик работает на от­кидной доске. Те, кто испытывает затруднения, берут карточку- помощницу с краткой записью.)

 

 

Количество деталей, вытачиваемых за 1 ч

Время Общее количество деталей
Рабочий ?

На? > | <        1

80 шт.
Ученик 9 6 ч 42 шт.
         

 

(Проверка, самооценка.)

Решение

1) 80: 8 = 10 (д.) — вытачивает за 1 ч рабочий;

2) 42: 6 = 7 (д.) — вытачивает за 1 ч ученик;

3) 10 - 7 = 3 (д.).

Ответ: рабочий за 1 ч вытачивает на 3 детали больше, чем ученик.

VI. Физкультминутка

У реки росла рябина,

(Из положения упор присев постепенное выпрямление туловища, руки вперед, затем вверх.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: