Цели: познакомить с единицами измерения площади — квадратным километром, квадратным миллиметром; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи; воспитывать аккуратность и взаимоуважение.
Планируемые результаты: учащиеся познакомятся с новыми единицами площади — квадратным километром, квадратным миллиметром; научатся соотносить единицы площади; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения; слушать учителя и выполнять его требования.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Математический диктант
(Учитель читает утверждение. Если учащиеся согласны, они ставят знак «+», если не согласны — знак «—».)
1) 12 000 000: 100= 120 000.
2) 3 409 090 • 100 = 300 409 090.
3) 5 км 2 м = 52 000 м.
4) 15 дм = 1500 мм.
5) 18 см < 180 мм.
6) 7 км = 7000 м.
7) Чтобы сантиметры перевести в метры, нужно разделить на 100.
8) 600 ООО + 6000 + 700 + 7 = 606 707. ■
9) Толщина учебника примерно 20 см.
10) Из 3 км нельзя вычесть 400 м.
(Самопроверка, самооценка.)
|
|
Ответы: 1) +; 2) —; 3) —; 4) +; 5) —; 6) +; 7) +; 8) +; 9) —; 10) —.
III. Самоопределение к деятельности
— Какие величины вы знаете?
— Можно ли площадь назвать величиной? Докажите. {Можно. Площади фигур измеряют, сравнивают, складывают и вычитают.)
— Как найти площадь квадрата? прямоугольника?
(Учитель закрепляет на доске плакат с формулами.)
— а - b Sa = а • а
— Какие единицы измерения площади вы знаете? (Квадратный сантиметр и квадратный дециметр.)
— Что такое квадратный сантиметр? (Квадрат со стороной 1 см.)
— Какую единицу вы выберете, чтобы измерить площадь учебника, парты?
— А если нам нужно вычислить площадь комнаты или улицы, подойдут ли эти единицы? (Нет, они слишком маленькие.)
— А чтобы вычислить площадь тетрадной клеточки? (Для вычисления площади тетрадной клеточки эти единицы слишком большие.)
— Как же измеряют площадь в таких случаях? (Наверное, существует единица площади больше, чем квадратный сантиметр и квадратный дециметр, и единица площади меньше, чем квадратный сантиметр и квадратный дециметр.)
— Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с новыми единицами площади, научиться пользоваться ими, узнать соотношения этих единиц с уже изученными.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 39.
— Как называется самая большая единица площади? (Квадратный кшюметр.)
— Что измеряют в квадратных километрах? (Площади государств, материков и т. д.)
№166 (с. 39).
— Прочитайте задание.
— Что нужно сделать, чтобы вычислить площадь квадрата со стороной 1 км в квадратных метрах? (/ км = 1000м. Чтобы найти площадь, нужно сторону умножить на сторону: 1000м • 1000м = 1 ООО 000м2.)
|
|
(Учитель закрепляет на доске карточку.)
1 км2 - 1 ООО ООО м2
- Как называется самая маленькая единица площади? (Квадратный миллиметр.)
— Выразите 1 см2 в квадратных миллиметрах. (10мм * 10мм = = 100 мм2.)
(Учитель закрепляет на доске карточку.)
1 см2 = 100 мм2
№ 167 (с. 39).
(Самостоятельное выполнение. Фронтальная проверка, самооценка.)
№ 168, 169 (с. 39).
(Самостоятельное выполнение одного из заданий по выбору. Два ученика работают на откидной доске. Проверка, самооценка.)
V. Физкультминутка
Спал цветок и вдруг проснулся - {Наклоны туловища вправо и влево.)
Больше спать не захотел,
(Наклоны туловища вперед и назад.)
Шевельнулся, потянулся,
(Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел.
(Руки вверх, влево, вправо.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
(Покружиться.)
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику №170 (с. 40).
(Коллективное выполнение с комментированием по цепочке.) №171 (с. 40).
— Прочитайте задачу 1.
— Вспомните, как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого. (Нужно из большего числа вычестьменыиее.)
— Какое число здесь большее? (Сколько километров поезд прошел.)
— Какое число меньшее? (Сколько километров осталось пройти.)
— Мы знаем, сколько прошел поезд? {Нет.)
— Сможем найти? Как?
— Запишите решение задачи выражением. {(420— 180) — 180 — = 60 (км).)
— Прочитайте задачу 2.
— Сделайте краткую запись и запишите выражение самостоятельно.
(Проверка по образцу на доске.)
Было —?
Отрезали — 2 • 3 м.
Осталось — d м.
Решение: 2 • 3 + cl.
VII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 40). Самопроверка по образцу.)
Ответы: 7 км2 = 7 ООО ООО м2, 800 дм2 = 8 м2.
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— С какими новыми единицами площади вы познакомились сегодня на уроке?
— Выразите 1 км2 в квадратных метрах.
— Выразите 1 см2 в квадратных миллиметрах.
Домашнее задание
Учебник: № 172, 173, 176 (с. 40).
Урок 3 0. Таблица единиц площади
Цели: составить таблицу единиц площади; учить заменять мелкие единицы площади более крупными и наоборот; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи; воспитывать аккуратность и взаимоуважение Планируемые результаты: учащиеся научатся соотносить единицы площади; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения; слушать учителя и выполнять его требования.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Работа по учебнику № 1-3 (ч. 2, с. 105).
Индивидуальная работа у доски
— Восстанови записи.
50 единиц = □ десятков.
365 единиц = □ десятков □ единиц.
2120 единиц = □ сотня □ десятка.
5050 единиц = □ тысяч □ единиц.
Устный счет
— Запишите числа.
• Длина реки Волги 3530 км. Выразите ее длину в метрах. (3530 км = 3 530 000м.)
• Самая высокая точка Уральских гор — гора Пайер — 1499 м над уровнем моря. Выразите эту высоту в километрах и ме- трах. (1499м = 1 км 499м.)
— Вставьте пропущенные числа.
Юм- это □ см.
184 дм — это □ м □ дм.
76 9006 м — это □ км □ м.
1190 см — это □ м □ дм.
(Проверка индивидуальной работы у доски. Далее учащиеся, выполнявшие задания учебника, рассказывают, что такое ар и гектар.)
III. Самоопределение к деятельности
— Переведите в указанные единицы измерения.
4 560 000 см2 = □ м2
— Что для этого нужно знать? (Сколько квадратных сантиметров в 1м2.)
— Как это узнать? (Нужно вспомнить, сколько в метре сантиметров и найти площадь — перемножить стороны квадрата.)
— Удобно ли постоянно выполнять такие вычисления? (Нет.)
— Что вы можете предложить? (Нужно вывести соотношения единиц площади, запомнить и в дальнейшем пользоваться ими.)
|
|
— Сформулируйте задачи урока. (Составить таблицу единиц площади.)
IV. Работа по теме урока