Урок 29. Единицы площади. Квадратный километр, квадратный миллиметр

Цели: познакомить с единицами измерения площади — ква­дратным километром, квадратным миллиметром; совершенство­вать устные и письменные вычислительные навыки, умение ре­шать задачи; воспитывать аккуратность и взаимоуважение.

Планируемые результаты: учащиеся познакомятся с новы­ми единицами площади — квадратным километром, квадратным миллиметром; научатся соотносить единицы площади; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключе­ния; слушать учителя и выполнять его требования.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Математический диктант

(Учитель читает утверждение. Если учащиеся согласны, они ставят знак «+», если не согласны — знак «—».)

1) 12 000 000: 100= 120 000.

2) 3 409 090 • 100 = 300 409 090.

3) 5 км 2 м = 52 000 м.

4) 15 дм = 1500 мм.

5) 18 см < 180 мм.

6) 7 км = 7000 м.

7) Чтобы сантиметры перевести в метры, нужно разделить на 100.

8) 600 ООО + 6000 + 700 + 7 = 606 707.   ■

9) Толщина учебника примерно 20 см.

10) Из 3 км нельзя вычесть 400 м.

(Самопроверка, самооценка.)

Ответы: 1) +; 2) —; 3) —; 4) +; 5) —; 6) +; 7) +; 8) +; 9) —; 10) —.

III. Самоопределение к деятельности

— Какие величины вы знаете?

Можно ли площадь назвать величиной? Докажите. {Можно. Площади фигур измеряют, сравнивают, складывают и вычи­тают.)

— Как найти площадь квадрата? прямоугольника?

(Учитель закрепляет на доске плакат с формулами.)

— а - b Sa = а • а

Какие единицы измерения площади вы знаете? (Квадрат­ный сантиметр и квадратный дециметр.)

— Что такое квадратный сантиметр? (Квадрат со стороной 1 см.)

— Какую единицу вы выберете, чтобы измерить площадь учеб­ника, парты?

— А если нам нужно вычислить площадь комнаты или улицы, подойдут ли эти единицы? (Нет, они слишком маленькие.)

А чтобы вычислить площадь тетрадной клеточки? (Для вы­числения площади тетрадной клеточки эти единицы слишком большие.)

Как же измеряют площадь в таких случаях? (Наверное, су­ществует единица площади больше, чем квадратный санти­метр и квадратный дециметр, и единица площади меньше, чем квадратный сантиметр и квадратный дециметр.)

Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с новыми единицами площади, научиться пользоваться ими, узнать соотношения этих единиц с уже изученными.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 39.

— Как называется самая большая единица площади? (Ква­дратный кшюметр.)

Что измеряют в квадратных километрах? (Площади госу­дарств, материков и т. д.)

№166 (с. 39).

— Прочитайте задание.

 

— Что нужно сделать, чтобы вычислить площадь квадра­та со стороной 1 км в квадратных метрах? (/ км = 1000м. Чтобы найти площадь, нужно сторону умножить на сторону: 1000м1000м = 1 ООО 000м2.)

(Учитель закрепляет на доске карточку.)

1 км2 - 1 ООО ООО м2

- Как называется самая маленькая единица площади? (Ква­дратный миллиметр.)

— Выразите 1 см2 в квадратных миллиметрах. (10мм * 10мм = = 100 мм2.)

(Учитель закрепляет на доске карточку.)

1 см2 = 100 мм2

№ 167 (с. 39).

(Самостоятельное выполнение. Фронтальная проверка, са­мооценка.)

№ 168, 169 (с. 39).

(Самостоятельное выполнение одного из заданий по выбору. Два ученика работают на откидной доске. Проверка, самооценка.)

V. Физкультминутка

Спал цветок и вдруг проснулся - {Наклоны туловища вправо и влево.)

Больше спать не захотел,

(Наклоны туловища вперед и назад.)

Шевельнулся, потянулся,

(Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел.

(Руки вверх, влево, вправо.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

(Покружиться.)

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику №170 (с. 40).

(Коллективное выполнение с комментированием по цепочке.) №171 (с. 40).

— Прочитайте задачу 1.

— Вспомните, как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого. (Нужно из большего числа вычестьменыиее.)

Какое число здесь большее? (Сколько километров поезд прошел.)

Какое число меньшее? (Сколько километров осталось пройти.)

— Мы знаем, сколько прошел поезд? {Нет.)

— Сможем найти? Как?

— Запишите решение задачи выражением. {(420— 180)180 — = 60 (км).)

— Прочитайте задачу 2.

— Сделайте краткую запись и запишите выражение самостоя­тельно.

(Проверка по образцу на доске.)

Было —?

Отрезали — 2 • 3 м.

Осталось — d м.

Решение: 2 • 3 + cl.

VII. Рефлексия

(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учеб­ник, с. 40). Самопроверка по образцу.)

Ответы: 7 км2 = 7 ООО ООО м2, 800 дм2 = 8 м2.

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— С какими новыми единицами площади вы познакомились сегодня на уроке?

— Выразите 1 км2 в квадратных метрах.

— Выразите 1 см2 в квадратных миллиметрах.

Домашнее задание

Учебник: № 172, 173, 176 (с. 40).

 

 

Урок 3 0. Таблица единиц площади

Цели: составить таблицу единиц площади; учить заменять мел­кие единицы площади более крупными и наоборот; совершен­ствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи; воспитывать аккуратность и взаимоуважение Планируемые результаты: учащиеся научатся соотносить единицы площади; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения; слушать учителя и выполнять его требования.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Работа по учебнику № 1-3 (ч. 2, с. 105).

Индивидуальная работа у доски

— Восстанови записи.

50 единиц = □ десятков.

365 единиц = □ десятков □ единиц.

2120 единиц = □ сотня □ десятка.

5050 единиц = □ тысяч □ единиц.

Устный счет

— Запишите числа.

• Длина реки Волги 3530 км. Выразите ее длину в метрах. (3530 км = 3 530 000м.)

• Самая высокая точка Уральских гор — гора Пайер — 1499 м над уровнем моря. Выразите эту высоту в километрах и ме- трах. (1499м = 1 км 499м.)

— Вставьте пропущенные числа.

Юм- это □ см.

184 дм — это □ м □ дм.

76 9006 м — это □ км □ м.

1190 см — это □ м □ дм.

(Проверка индивидуальной работы у доски. Далее учащие­ся, выполнявшие задания учебника, рассказывают, что такое ар и гектар.)

III. Самоопределение к деятельности

— Переведите в указанные единицы измерения.

4 560 000 см2 = □ м2

— Что для этого нужно знать? (Сколько квадратных сантиме­тров в 1м2.)

— Как это узнать? (Нужно вспомнить, сколько в метре санти­метров и найти площадь — перемножить стороны квадрата.)

— Удобно ли постоянно выполнять такие вычисления? (Нет.)

— Что вы можете предложить? (Нужно вывести соотношения единиц площади, запомнить и в дальнейшем пользоваться ими.)

— Сформулируйте задачи урока. (Составить таблицу единиц площади.)

IV. Работа по теме урока


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: