Нельзя представить себе жизнь человека, не производящего измерений: это и портные, и механики, и обыкновенные школьники. Сегодня мы все знакомы с линейкой, с метром. А что же существовало до того, как все это изобрели? Первыми измерительными приборами были части тела: пальцы рук, ладонь, ступня. Так, у древних египтян основной мерой длины служил локоть (расстояние от конца пальцев до согнутого локтя). Он делился на 7 ладоней, а ладонь - на 4 пачьца.
(Учитель показывает, как измеряют локтем длину ленты, а затем предлагает проделать это двум-трем ученикам. Количество локтей получается разное.)
Чтобы измерения были более точными и не зависели от роста людей, в Древнем Египте придумали образцовые меры: локоть, ладонь, палец. Теперь было уже неважно, какой длины локоть или ладонь у человека, он измерял не своим, а общим локтем, т. е. условной палочкой. В Англии также существовали единицы длины, связанные с частями тела человека: дюйм (2,5 см), в переводе с голландского означает «большой палец»; фут (30 см, или 12 дюймов), в переводе с английского - нога; ярд - это расстояние от носа короля Генриха I до конца среднего пальца его вытянутой руки.
Многие народы измеряли длину шагами, двойными шагами, тростями. Очень большие расстояния измерялись переходами, привалами или даже днями.
В Японии существовала мера, называемая лошадиным башмаком. Она была равна пути, в течение которого изнашивалась соломенная подошва, привязанная к копытам лошади.
У многих народов расстояние определялось длительностью полета стрелы или пушечного ядра. До сегодняшнего дня сохранилось выражение «не подпустить на пушечный выстрел».
— А кто знает, какие меры длины использовали на Руси?
Сажень (маховая, косая), верста, локоть, аршин. О локте мы уже
говорили. Маховая сажень (1,76 м) — расстояние между раскинутыми в стороны руками. Косая сажень (2,48 м) — расстояние от каблука правой ноги до кончиков пальцев вытянутой вверх левой руки. Слово аршин пришло с Востока. Приезжие купцы торговали невиданными тканями: китайским шелком, индийской парчой, бархатом, которые отмеряли аршинами (с персидского - локоть). Он равен 71 см.
(Учитель может предложить вопросы и задания.)
— Измерьте длину парты в локтях, ладонях.
— Определите рост Дюймовочки в сантиметрах.
— Каков был рост человека, про которого говорят «от горшка два вершка»?
— 7 футов под килем — это сколько метров?
(Для выполнения этих заданий удобно пользоваться записями.)
Сажень = 3 аршина = 7 футов = 2 м 13 см.
Фут = 12 дюймов = 30 см 5 мм.
Аршин = 71 см.
Вершок = 4 см 4 мм.
Дюйм = 2 см 5 мм.
«Начальная школа», 2004, № 6
Урок 2 8. Единицы длины Закрепление изученного
Цели: учить переводить крупные единицы длины в более мелкие и наоборот; развивать умение работать с числовым лучом; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать текстовые задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся соотносить единицы длины; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения; слушать учителя и выполнять его требования.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа у доски
— Найди значения выражений.
700 - 160: 2
584 + 0:216
(525 - 525) • (396 + 489)
(800-200+ 40): (201 -200)
— Вырази в указанных единицах измерения.
7 м = □ дм 60 см = □ дм 2 км = □ м
3 дм = □ см 50 см = □ мм 50 м = □ см
2. Устный счет
— Сравните числа.
56 089 □ 56 098 40 080 □ 40 800
60 900 □ 69 ООО 783 211 □ 763 211
987 099 □ 98 799 9876 □ 98 760
— Подставьте числа, чтобы неравенства были верными.
80 123 > □ 80 123 < □
(Проверка индивидуальной работы у доски.)
III. Самоопределение к деятельности
> — Назовите свой рост в метрах и сантиметрах.
— Назовите свой рост в сантиметрах.
— Как выразить свой рост в миллиметрах? (Нужно рост в сантиметрах умножить на 10, так как в 1 см 10мм.)
— Назовите свой рост в миллиметрах.
— Назовите самую маленькую единицу длины. (Миллиметр .)
— Назовите самую большую единицу длины. (Километр.)
— Во сколько раз 1 км больше 1 мм? (В 1 ООО ООО раз.)
— Сформулируйте задачи урока. (Повторить соотношения единиц длины, научиться выражать крупные единицы длины в более мелких и наоборот.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику №156 (с. 38).
(Устное выполнение.)
№ 157 (с. 38).
— Прочитайте задание.
— Как перевести метры в километры? (Разделить число на 1000, так как 1000м = 1 км.)
— На сколько километров журавль может подняться выше, чем орел? (4км — 3 км =7 км.)
№158 (с. 38).
— Прочитайте задание.
— Как выразить миллиметры в сантиметрах? (Разделить число на 10, так как 10мм = 1 см.)
— Чему равны размеры экранов? (65см, 23 см, 10см.)
№ 159 (с. 38).
— Прочитайте задание.
— Выполните указанные преобразования.
— На сколько сантиметров спортсмен прыгнул дальше?
V. Физкультминутка
Солнце спит, и небо спит,
{Сложенные ладони прислонить сначала к левой щеке, затем к правой .)
Даже ветер не шумит.
(Качать поднятыми вверх руками.)
Рано утром солнце встало,
(Руки вверх, потянуться.)
Всем лучи свои послало.
(Качать поднятыми вверх руками.)
Вдруг повеял ветерок,
(Качатьразведенными в стороны руками.)
Небо тучей заволок (Закрыть лицо руками.)
И деревья раскачал.
(Наклоны в стороны.)
Дождь по крышам застучал.
(Прыжки на месте.)
Барабанит дождь по крышам,
(Хлопки в ладоши.)
Солнце клонится все ниже.
(Наклоны вперед.)
Вот и спряталось за тучи,
(Присесть.)
Ни один не виден лучик.
(Встать, спрятать руки за спину.)
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику №160 (с. 38).
(Первый столбик—коллективно, с подробным объяснением и записью на доске, второй — самостоятельно. Проверка, самооценка.) № 162 (с. 38).
— Прочитайте задачу.
— Как движутся поезда? (Навстречу друг другу.)
— Сколько километров прошел первый поезд? (250 км.)
— А второй? (На 35 км меньше.)
— Какое расстояние между городами? (650 км.)
— Что нужно узнать? (Расстояние между поездами.)
— Решите задачу самостоятельно.
(Один ученик работает на откидной доске. Проверка, самооценка.)
Решение
1) 250 — 35 = 215 (км) - прошел второй поезд;
2) 250 + 215 = 465 (км) - прошли оба поезда;
3) 650-465 = 185 (км).
Ответ: поезда находятся на расстоянии 185 км.
VII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 38). Проверка.)
Ответ: 42 195 м = 42 км 195 м.
— Оцените свою работу на уроке.
(На данном этапе урока можно использовать сборник самостоятельных и контрольных работ: самостоятельная работа 9 (с. 26, 27).)
VIII. Подведение итогов урока
— Чему вы научились сегодня на уроке?
— Какие виды задач мы решали?
Домашнее задание
Учебник: № 163, 164 (с. 38).