Как появились меры длины. Как измеряли на Руси

Нельзя представить себе жизнь человека, не производящего измере­ний: это и портные, и механики, и обыкновенные школьники. Сегодня мы все знакомы с линейкой, с метром. А что же существовало до того, как все это изобрели? Первыми измерительными приборами были части тела: пальцы рук, ладонь, ступня. Так, у древних египтян основной мерой длины служил локоть (расстояние от конца пальцев до согнутого локтя). Он делился на 7 ладоней, а ладонь - на 4 пачьца.

(Учитель показывает, как измеряют локтем длину ленты, а затем предлагает проделать это двум-трем ученикам. Количество локтей по­лучается разное.)

Чтобы измерения были более точными и не зависели от роста людей, в Древнем Египте придумали образцовые меры: локоть, ладонь, палец. Теперь было уже неважно, какой длины локоть или ладонь у человека, он измерял не своим, а общим локтем, т. е. условной палочкой. В Англии также существовали единицы длины, связанные с частями тела челове­ка: дюйм (2,5 см), в переводе с голландского означает «большой палец»; фут (30 см, или 12 дюймов), в переводе с английского - нога; ярд - это расстояние от носа короля Генриха I до конца среднего пальца его вы­тянутой руки.

Многие народы измеряли длину шагами, двойными шагами, тро­стями. Очень большие расстояния измерялись переходами, привалами или даже днями.

В Японии существовала мера, называемая лошадиным башмаком. Она была равна пути, в течение которого изнашивалась соломенная подошва, привязанная к копытам лошади.

У многих народов расстояние определялось длительностью полета стрелы или пушечного ядра. До сегодняшнего дня сохранилось выраже­ние «не подпустить на пушечный выстрел».

— А кто знает, какие меры длины использовали на Руси?

Сажень (маховая, косая), верста, локоть, аршин. О локте мы уже

говорили. Маховая сажень (1,76 м) — расстояние между раскинутыми в стороны руками. Косая сажень (2,48 м) — расстояние от каблука пра­вой ноги до кончиков пальцев вытянутой вверх левой руки. Слово аршин пришло с Востока. Приезжие купцы торговали невиданными тканями: китайским шелком, индийской парчой, бархатом, которые отмеряли ар­шинами (с персидского - локоть). Он равен 71 см.

(Учитель может предложить вопросы и задания.)

— Измерьте длину парты в локтях, ладонях.

— Определите рост Дюймовочки в сантиметрах.

— Каков был рост человека, про которого говорят «от горшка два вершка»?

—   7 футов под килем — это сколько метров?

(Для выполнения этих заданий удобно пользоваться записями.)

Сажень = 3 аршина = 7 футов = 2 м 13 см.

Фут = 12 дюймов = 30 см 5 мм.

Аршин = 71 см.

Вершок = 4 см 4 мм.

Дюйм = 2 см 5 мм.

«Начальная школа», 2004, № 6

Урок 2 8. Единицы длины Закрепление изученного

Цели: учить переводить крупные единицы длины в более мелкие и наоборот; развивать умение работать с числовым лучом; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать текстовые задачи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся соотносить единицы длины; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения; слушать учителя и выполнять его требования.

Ход урока

I.    Организационный момент

 

 

II.   Актуализация знаний

1. Индивидуальная работа у доски

— Найди значения выражений.

 700 - 160: 2         

 584 + 0:216

(525 - 525) • (396 + 489)

(800-200+ 40): (201 -200)

— Вырази в указанных единицах измерения.

7 м = □ дм 60 см = □ дм 2 км = □ м

3 дм = □ см 50 см = □ мм 50 м = □ см

2. Устный счет

— Сравните числа.

56 089 □ 56 098    40 080 □ 40 800

60 900 □ 69 ООО 783 211 □ 763 211

987 099 □ 98 799  9876 □ 98 760

— Подставьте числа, чтобы неравенства были верными.

80 123 > □ 80 123 < □

(Проверка индивидуальной работы у доски.)

III. Самоопределение к деятельности

> — Назовите свой рост в метрах и сантиметрах.

— Назовите свой рост в сантиметрах.

— Как выразить свой рост в миллиметрах? (Нужно рост в сан­тиметрах умножить на 10, так как в 1 см 10мм.)

— Назовите свой рост в миллиметрах.

— Назовите самую маленькую единицу длины. (Миллиметр .)

— Назовите самую большую единицу длины. (Километр.)

— Во сколько раз 1 км больше 1 мм? 1 ООО ООО раз.)

— Сформулируйте задачи урока. (Повторить соотношения единиц длины, научиться выражать крупные единицы длины в более мелких и наоборот.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику №156 (с. 38).

(Устное выполнение.)

№ 157 (с. 38).

— Прочитайте задание.

— Как перевести метры в километры? (Разделить число на 1000, так как 1000м = 1 км.)

— На сколько километров журавль может подняться выше, чем орел? (4км — 3 км =7 км.)

№158 (с. 38).

— Прочитайте задание.

— Как выразить миллиметры в сантиметрах? (Разделить число на 10, так как 10мм = 1 см.)

— Чему равны размеры экранов? (65см, 23 см, 10см.)

№ 159 (с. 38).

— Прочитайте задание.

— Выполните указанные преобразования.

— На сколько сантиметров спортсмен прыгнул дальше?

V. Физкультминутка


Солнце спит, и небо спит,

{Сложенные ладони прислонить сначала к левой щеке, затем к правой .)

Даже ветер не шумит.

(Качать поднятыми вверх руками.)

Рано утром солнце встало,

(Руки вверх, потянуться.)

Всем лучи свои послало.

(Качать поднятыми вверх руками.)

Вдруг повеял ветерок,

(Качатьразведенными в стороны руками.)

Небо тучей заволок (Закрыть лицо руками.)

И деревья раскачал.

(Наклоны в стороны.)

Дождь по крышам застучал.

(Прыжки на месте.)

Барабанит дождь по крышам,

(Хлопки в ладоши.)

Солнце клонится все ниже.

(Наклоны вперед.)

Вот и спряталось за тучи,

(Присесть.)

Ни один не виден лучик.

(Встать, спрятать руки за спину.)

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику №160 (с. 38).

(Первый столбик—коллективно, с подробным объяснением и за­писью на доске, второй — самостоятельно. Проверка, самооценка.) № 162 (с. 38).

— Прочитайте задачу.

— Как движутся поезда? (Навстречу друг другу.)

— Сколько километров прошел первый поезд? (250 км.)

— А второй? (На 35 км меньше.)

— Какое расстояние между городами? (650 км.)

— Что нужно узнать? (Расстояние между поездами.)

— Решите задачу самостоятельно.

(Один ученик работает на откидной доске. Проверка, само­оценка.)

Решение

1) 250 — 35 = 215 (км) - прошел второй поезд;

2) 250 + 215 = 465 (км) - прошли оба поезда;

3) 650-465 = 185 (км).

Ответ: поезда находятся на расстоянии 185 км.

VII. Рефлексия

(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учеб­ник, с. 38). Проверка.)

Ответ: 42 195 м = 42 км 195 м.

— Оцените свою работу на уроке.

(На данном этапе урока можно использовать сборник са­мостоятельных и контрольных работ: самостоятельная работа 9 (с. 26, 27).)

VIII. Подведение итогов урока

— Чему вы научились сегодня на уроке?

— Какие виды задач мы решали?

Домашнее задание

Учебник: № 163, 164 (с. 38).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: