— Что такое квадратный метр? (Квадрат со стороной 1м.)
— Перед вами квадратный метр. Как вы думаете, сколько в нем квадратных дециметров? (10дм х 10дм = 100 дм2.)
— А сколько квадратных сантиметров, если 1 м = 100 см? (100 см • 100 см = 10 ООО см 2.)
(Две пары учащихся проверяют на моделях, правильно ли выполнены вычисления. Запись на доске и в тетрадях.)
1 м2 = 100 дм2 = 10 ООО см2 1 дм2 = 100 см2
— Что такое квадратный километр? (Квадрат со стороной 1 км.)
— Что измеряют в квадратных километрах?
— Сколько квадратных метров в 1 км2, если 1 км = 1000 м? (1000м х 1000м = 1 ООО 000м2.)
(Запись на доске и в тетрадях.)
1 км2 = 1 000 000 м2
— Какую единицу используют для измерения маленьких площадей?
— Что такое квадратный миллиметр? (Квадрат со стороной 1 мм.)
— Сколько квадратных миллиметров в 1 см2? (10мм • 10мм = = 100 мм2.)
(Запись на доске и в тетрадях.)
1 см2 = 100 мм2
2. Работа по учебнику №178 (с. 41).
— Проверьте, правильно ли мы составили таблицу.
№179 (с. 41).
(Коллективное выполнение по цепочке.)
№180 (с. 41).
— Прочитайте задание.
— Самостоятельно восстановите пропущенные единицы измерения и запишите величины в порядке уменьшения. (100м2, 66дм2, 150см2, 300мм2.)
|
|
(Самооценка.)
№ 181 (с. 41).
(Первый столбик — коллективно, с подробным объяснением и записью на доске, второй — самостоятельно. Проверка, самооценка.)
№ 182 (с. 41).
— Прочитайте задачу.
— Какое правило нужно вспомнить для ответа на вопрос? (Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, нужно из большего числа вычесть меныиее.)
— Какое из чисел нам неизвестно? (Сколько пачек зеленого чая осталось.)
— Прочитайте подсказку, которая поможет нам узнать это число.
— Решите задачу самостоятельно.
(Проверка, самооценка.)
Решение
1) 840: 3 = 280 (п.) - зеленого чая осталось;
2) 840-280 = 560 (п.).
Ответ: черного чая осталось на 560 пачек больше, чем зеленого.
V. Физкультминутка
Встали дети ровно в круг,
А затем присели вдруг.
Дружно сделал и прыжок,
Над головкою хлопок.
А теперь все дружно Перепрыгнем лужу!
А сейчас идут по кругу,
Улыбаются друг другу.
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику №185 (с. 42).
(Самостоятельное выполнение. Те, кто испытывает затруднения, берут карточки с краткими записями.)
1)
Масса одной коробки | Количество коробок | Общая масса винограда | |||
Черный | 9 кг | 16 | 48 | ? | |
Зеленый | 8 кг | ? | ? | )?г |
2)
Масса одной коробки | Количество коробок | Общая масса винограда | |||
Черный | 9 кг | ? | )? | ? | 400)кг |
Зеленый | 8 кг | 32 | ? |
(Проверка, самооценка.)
1) Решение
1) 48 — 16 = 32 (к.) - с зеленым виноградом;
2) 9 • 16 = 144 (кг) — черного винограда привезли;
3) 8 • 32 = 256 (кг) - зеленого винограда привезли;
|
|
4) 144 + 256 = 400 (кг).
Ответ: всего привезли 400 кг винограда.
2) Решение
1) 8 • 32 = 256 (кг) - зеленого винограда привезли;
2) 400 — 256 = 144 (кг) — черного винограда привезли;
3) 144:9= 16 (к.).
Ответ: привезли 16 коробок с черным виноградом.
№186 (с. 41).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка, взаимооценка.)
VII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 42). Самопроверка по образцу.)
Ответы: 732, 15 100, 194.
— Оцените свою работу на уроке.
(На данном этапе урока можно использовать сборник самостоятельных и контрольных работ: самостоятельная работа 10 (с. 28, 29).)
VIII. Подведение итогов урока
— Какую таблицу мы составили сегодня на уроке?
— Почему ее нужно запомнить?
— Как быть, если вы забудете таблицу? (Составить снова.)
— Что для этого нужно помнить? (Соотношения единиц длины. Чтобы найти площадь квадрата, нужно сторону умножить на себя.)
Домашнее задание
Учебник: № 183, 184 (с. 41).
Урок 31. Измерение площади с помощью палетки
Цели: познакомить со способом измерения площади фигур различной формы с помощью палетки; закреплять умение переводить мелкие единицы площади в более крупные и наоборот; совершенствовать навыки решения задач.
Планируемые результаты: учащиеся познакомятся со способом измерения площади фигур с помощью палетки; научатся соотносить единицы площади; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения; слушать учителя и выполнять его требования; работать в парах.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Олимпиадные задачи
(Предлагаются учащимся с высоким уровнем знаний)
• У мальчика было несколько груш. Он решил их разделить между двумя своими сестрами. Младшей сестре он дал половину своих груш и еще одну грушу, а старшей сестре — остальные 2 груши. Сколько груш было у мальчика?
• Мать старше дочери в 3 раза, а вместе им 48 лет. Сколько лет матери и сколько дочери?
Индивидуальная работа у доски
— Вырази в указанных единицах измерения.
5км 700 м = □ м 6 см 8 мм = □ мм
8 км 8 м = □ м 5 м 6 см = □ см
5дм 3 см = □ см 6 дм 6 см = □ мм
— Вырази в указанных единицах измерения.
5 см2 = □ мм2 90 м2 = □ см2
8 дм2 5 см2 = □ см2 8 км2 = □ м2
5 м2 6 см2 = □ см2 7 дм2 5 см2 = □ см2
Устный счет
— Прочитайте числа.
805 760 482, 641 987 605 000, 8 408 590 407, 9 123 456 780.
— Сколько единиц каждого разряда в числах?
— Сколько всего сотен в каждом числе? Сколько десятков тысяч? единиц миллионов?
— Назовите соседей каждого числа.
— Уменьшите каждое число на 1 десяток, на 1 тысячу.
— Разложите число 9 123 456 780 на разрядные слагаемые.
(Проверка индивидуальной работы у доски.)
III. Самоопределение к деятельности
— Начертите прямоугольник со сторонами 2 см и 4 см. Найдите его площадь. (S = 4 - 2 = 8(см2).)
— Начертите квадрат со стороной 4 см. Найдите его площадь. (5 = 4- 4 = 16 (см2).)
— Начертите вертикальный отрезок длиной 3 см и из этой же точки — горизонтальный отрезок длиной 2 см. Соедините концы отрезков. Какая фигура получилась? (Прямоугольный треугольник.)
— Найдите его площадь. {Не можем, так как мы знаем только формулы нахождения площади прямоугольника и квадрата.)
— Как же быть? (Ответы детей.)
— Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с новым способом измерения площади фигур.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 43. Как найти площадь любой фигуры? (При помощи палетки.)
— Что такое палетка? (Прозрачная пленка, которая разделена на квадратные сантиметры, дециметры или миллиметры.)
— Прочитайте еще раз, как найти площадь фигуры с помощью палетки.
— (Учитель закрепляет на доске плакат с алгоритмом и раздает учащимся палетки.)
|
|
— Алгоритм нахождения площади фигур с помощью палетки
— Сосчитать количество полных квадратов.
— Сосчитать количество неполных квадратов и разделить их на 2.
— Сложить результаты.
— Работая по алгоритму, найдите площадь треугольника, ко-торый мы начертили. (3 см2.)
— № 191 (с. 43).
— (Работа в парах.)
— Найдите площадь первой фигуры. (Считаем, сколько целых квадратов, их 6. Считаем, сколько нецелых квадратов, их 16. Делим на 2, получается 8. Складываем 6 см2 и 8 см2. Получаем 14 см2 — площадь фигуры.)
— (Аналогично вычисляется площадь второй фигуры. Проверка, взаимооценка.)
— Физкультминутка
— Руки в стороны — в полет
— Отправляем самолет. „
— {Ноги врозь, руки в стороны.)
— Правое крыло вперед,
— {Поворот вправо.)
— Левое крыло вперед.
— {Поворот влево.)
— Раз, два, три, четыре —
— Полетел наш самолет.
— {Повороты вправо и влево.)
— Закрепление изученного материала
— Работа по учебнику №192 (с. 43).
— (Самостоятельное выполнение. Те, кто испытывает затруднения, берут карточку-помощницу со схематическим чертежом.)
Решение
1) 128: 4 = 32 (с.) - прочитали в первый день;
2) 32 + 63 = 95 (с.) — прочитала в первый день и осталось;
3) 128 - 95 = 33 (с.).
Выражение: 128 — (128: 4) - 63 = 33 (с.).
Ответ: во второй день Оля прочитала 33 страницы. №194 (с. 44).
— Прочитайте задачу и заполните таблицу.
—
Цена | Количество | Стоимость | ||
Первый день | ?(одинаковая) | ? | 1100 к. | а руб. |
Второй день | ? | сруб. |
— Как найти цену предмета? (Стоимость разделить на количество.)
— Какую стоимость возьмете? (Общую — сумму стоимостей, так как количество общее.)
— Запишите решение задачи, {(а + с): 100.)
№196 (с. 44).
(Самостоятельное выполнение. Самопроверка по образцу.) Ответ
15 см2 = 1500 мм2 30 ООО см2 = 3 м2 23 м2 = 2300 дм2
800 дм2 == 8 м2 №199 (с. 44).
— Прочитайте задание.
— Как найти длину отрезка АВ1 (13— 8 = 5(см).)
№199 (с. 44).
(Самостоятельное выполнение. Ученик, первым справившийся с заданием, записывает решение на откидной доске и объясняет способ решения.)
Примерные рассуждения ученика
Складываем три одинаковых числа и получаем двузначное число с цифрой 1 на конце. В таблице умножения на 3 это число 7: 7 • 3 = 21, значит, 17 + 37 + 57 = 111.
|
|
(Аналогично разбираются остальные примеры.)
№198 (с. 44).
(Самостоятельное выполнение (если позволяет время).)
VII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Промерь себя» (учебник, с. 44). Проверка.)
Решение
Первый способ: 1-1 + 2*2 + 2*1=7 (см2).
Второй способ: 2-1 + 1- 2 + 3-1 = 7 (см2).
— Оцените свою работу на уроке.