Составление таблицы единиц площади

— Что такое квадратный метр? (Квадрат со стороной 1м.)

— Перед вами квадратный метр. Как вы думаете, сколько в нем квадратных дециметров? (10дм х 10дм = 100 дм2.)

— А сколько квадратных сантиметров, если 1 м = 100 см? (100 см100 см = 10 ООО см 2.)

(Две пары учащихся проверяют на моделях, правильно ли вы­полнены вычисления. Запись на доске и в тетрадях.)

1 м2 = 100 дм2 = 10 ООО см2 1 дм2 = 100 см2

— Что такое квадратный километр? (Квадрат со стороной 1 км.)

— Что измеряют в квадратных километрах?

— Сколько квадратных метров в 1 км2, если 1 км = 1000 м? (1000м х 1000м = 1 ООО 000м2.)

(Запись на доске и в тетрадях.)

1 км2 = 1 000 000 м2

— Какую единицу используют для измерения маленьких пло­щадей?

— Что такое квадратный миллиметр? (Квадрат со стороной 1 мм.)

— Сколько квадратных миллиметров в 1 см2? (10мм • 10мм = = 100 мм2.)

(Запись на доске и в тетрадях.)

1 см2 = 100 мм2

2. Работа по учебнику №178 (с. 41).

— Проверьте, правильно ли мы составили таблицу.

№179 (с. 41).

(Коллективное выполнение по цепочке.)

№180 (с. 41).

— Прочитайте задание.

— Самостоятельно восстановите пропущенные единицы измерения и запишите величины в порядке уменьшения. (100м2, 66дм2, 150см2, 300мм2.)

(Самооценка.)

№ 181 (с. 41).

(Первый столбик — коллективно, с подробным объяснением и записью на доске, второй — самостоятельно. Проверка, само­оценка.)

№ 182 (с. 41).

— Прочитайте задачу.

— Какое правило нужно вспомнить для ответа на вопрос? (Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, нужно из большего числа вычесть меныиее.)

— Какое из чисел нам неизвестно? (Сколько пачек зеленого чая осталось.)

— Прочитайте подсказку, которая поможет нам узнать это число.

— Решите задачу самостоятельно.

(Проверка, самооценка.)

Решение

1) 840: 3 = 280 (п.) - зеленого чая осталось;

2) 840-280 = 560 (п.).

Ответ: черного чая осталось на 560 пачек больше, чем зеленого.

V. Физкультминутка

Встали дети ровно в круг,

А затем присели вдруг.

Дружно сделал и прыжок,

Над головкою хлопок.

А теперь все дружно Перепрыгнем лужу!

А сейчас идут по кругу,

Улыбаются друг другу.

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику №185 (с. 42).

(Самостоятельное выполнение. Те, кто испытывает затрудне­ния, берут карточки с краткими записями.)

 

1)

  Масса одной коробки

Количество коробок

Общая масса винограда

Черный 9 кг 16

 48

?  
Зеленый 8 кг ? ?  )?г

 

2)

  Масса одной коробки

Количество коробок

Общая масса винограда

Черный 9 кг ? )? ?

400)кг

Зеленый 8 кг 32   ?

 

(Проверка, самооценка.)

1) Решение

1) 48 — 16 = 32 (к.) - с зеленым виноградом;

2) 9 • 16 = 144 (кг) — черного винограда привезли;

3) 8 • 32 = 256 (кг) - зеленого винограда привезли;

4) 144 + 256 = 400 (кг).

Ответ: всего привезли 400 кг винограда.

2) Решение

1) 8 • 32 = 256 (кг) - зеленого винограда привезли;

2) 400 — 256 = 144 (кг) — черного винограда привезли;

3) 144:9= 16 (к.).

Ответ: привезли 16 коробок с черным виноградом.

№186 (с. 41).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка, взаимооценка.)

VII. Рефлексия

(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учеб­ник, с. 42). Самопроверка по образцу.)

Ответы: 732, 15 100, 194.

— Оцените свою работу на уроке.

(На данном этапе урока можно использовать сборник само­стоятельных и контрольных работ: самостоятельная работа 10 (с. 28, 29).)

VIII. Подведение итогов урока

— Какую таблицу мы составили сегодня на уроке?

— Почему ее нужно запомнить?

— Как быть, если вы забудете таблицу? (Составить снова.)

— Что для этого нужно помнить? (Соотношения единиц длины. Чтобы найти площадь квадрата, нужно сторону умножить на себя.)

Домашнее задание

Учебник: № 183, 184 (с. 41).

 

 

Урок 31. Измерение площади с помощью палетки

Цели: познакомить со способом измерения площади фигур различной формы с помощью палетки; закреплять умение пере­водить мелкие единицы площади в более крупные и наоборот; совершенствовать навыки решения задач.

Планируемые результаты: учащиеся познакомятся со спо­собом измерения площади фигур с помощью палетки; научатся соотносить единицы площади; выполнять мыслительные опера­ции анализа и синтеза, делать умозаключения; слушать учителя и выполнять его требования; работать в парах.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Олимпиадные задачи

(Предлагаются учащимся с высоким уровнем знаний)

 

• У мальчика было несколько груш. Он решил их разделить между двумя своими сестрами. Младшей сестре он дал по­ловину своих груш и еще одну грушу, а старшей сестре — остальные 2 груши. Сколько груш было у мальчика?

• Мать старше дочери в 3 раза, а вместе им 48 лет. Сколько лет матери и сколько дочери?

Индивидуальная работа у доски

— Вырази в указанных единицах измерения.

5км 700 м = □ м   6 см 8 мм = □ мм

8 км 8 м = □ м 5 м 6 см = □ см

5дм 3 см = □ см    6 дм 6 см = □ мм

 

— Вырази в указанных единицах измерения.

5 см2 = □ мм2    90 м2 = □ см2

8 дм2 5 см2 = □ см2 8 км2 = □ м2

5 м2 6 см2 = □ см2 7 дм2 5 см2 = □ см2

Устный счет

— Прочитайте числа.

805 760 482, 641 987 605 000, 8 408 590 407, 9 123 456 780.

— Сколько единиц каждого разряда в числах?

— Сколько всего сотен в каждом числе? Сколько десятков тысяч? единиц миллионов?

— Назовите соседей каждого числа.

— Уменьшите каждое число на 1 десяток, на 1 тысячу.

— Разложите число 9 123 456 780 на разрядные слагаемые.

(Проверка индивидуальной работы у доски.)

III. Самоопределение к деятельности

— Начертите прямоугольник со сторонами 2 см и 4 см. Най­дите его площадь. (S = 4 - 2 = 8(см2).)

— Начертите квадрат со стороной 4 см. Найдите его площадь. (5 = 4- 4 = 16 (см2).)

— Начертите вертикальный отрезок длиной 3 см и из этой же точки — горизонтальный отрезок длиной 2 см. Соедините концы отрезков. Какая фигура получилась? (Прямоугольный треугольник.)

Найдите его площадь. {Не можем, так как мы знаем только формулы нахождения площади прямоугольника и квадрата.)

— Как же быть? (Ответы детей.)

Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с новым спо­собом измерения площади фигур.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 43. Как найти площадь любой фигуры? (При помощи палетки.)

— Что такое палетка? (Прозрачная пленка, которая разделена на квадратные сантиметры, дециметры или миллиметры.)

— Прочитайте еще раз, как найти площадь фигуры с помощью палетки.

— (Учитель закрепляет на доске плакат с алгоритмом и раздает учащимся палетки.)

— Алгоритм нахождения площади фигур с помощью палетки

— Сосчитать количество полных квадратов.

— Сосчитать количество неполных квадратов и разделить их на 2.

— Сложить результаты.

— Работая по алгоритму, найдите площадь треугольника, ко-торый мы начертили. (3 см2.)

— № 191 (с. 43).

— (Работа в парах.)

— Найдите площадь первой фигуры. (Считаем, сколько целых квадратов, их 6. Считаем, сколько нецелых квадратов, их 16. Делим на 2, получается 8. Складываем 6 см2 и 8 см2. Получаем 14 см2 — площадь фигуры.)

— (Аналогично вычисляется площадь второй фигуры. Проверка, взаимооценка.)

— Физкультминутка

— Руки в стороны — в полет

— Отправляем самолет.      „

— {Ноги врозь, руки в стороны.)

— Правое крыло вперед,

— {Поворот вправо.)

— Левое крыло вперед.

— {Поворот влево.)

— Раз, два, три, четыре —

— Полетел наш самолет.

— {Повороты вправо и влево.)

— Закрепление изученного материала

— Работа по учебнику №192 (с. 43).

— (Самостоятельное выполнение. Те, кто испытывает затруднения, берут карточку-помощницу со схематическим чертежом.)

Решение

1) 128: 4 = 32 (с.) - прочитали в первый день;

2) 32 + 63 = 95 (с.) — прочитала в первый день и осталось;

3) 128 - 95 = 33 (с.).

Выражение: 128 — (128: 4) - 63 = 33 (с.).

Ответ: во второй день Оля прочитала 33 страницы. №194 (с. 44).

— Прочитайте задачу и заполните таблицу.

  Цена

Количество

Стоимость
Первый день ?(одинаковая) ?

1100 к.

а руб.
Второй день   ? сруб.

 

— Как найти цену предмета? (Стоимость разделить на коли­чество.)

— Какую стоимость возьмете? (Общую — сумму стоимостей, так как количество общее.)

— Запишите решение задачи, {(а + с): 100.)

№196 (с. 44).

(Самостоятельное выполнение. Самопроверка по образцу.) Ответ

15 см2 = 1500 мм2 30 ООО см2 = 3 м2 23 м2 = 2300 дм2

800 дм2 == 8 м2 №199 (с. 44).

— Прочитайте задание.

— Как найти длину отрезка АВ1 (13— 8 = 5(см).)

№199 (с. 44).

(Самостоятельное выполнение. Ученик, первым справивший­ся с заданием, записывает решение на откидной доске и объясняет способ решения.)

Примерные рассуждения ученика

Складываем три одинаковых числа и получаем двузначное число с цифрой 1 на конце. В таблице умножения на 3 это число 7: 7 • 3 = 21, значит, 17 + 37 + 57 = 111.

(Аналогично разбираются остальные примеры.)

№198 (с. 44).

(Самостоятельное выполнение (если позволяет время).)

VII. Рефлексия

(Самостоятельное выполнение задания «Промерь себя» (учеб­ник, с. 44). Проверка.)

Решение

Первый способ: 1-1 + 2*2 + 2*1=7 (см2).

Второй способ: 2-1 + 1- 2 + 3-1 = 7 (см2).

— Оцените свою работу на уроке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow