Цель производственной практики – закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося, приобретение ими практических навыков и компетенций в области психологического сопровождения детей и взрослых в различных организациях. Практика предполагает погружение обучающихся в образовательную среду, получение навыков и умений, необходимых в профессиональной деятельности психолога.
Задачи практики:
· формирование у студента целостной картины будущей профессиональной деятельности;
· практическое применение технологий, методов, приемов и средств работы психолога с различными категориями детей, родителями, педагогами и сотрудниками различных организаций;
· обучение навыкам решения практических задач психолога;
· приобретение практических умений, навыков планирования и организации деятельности педагога-психолога;
· формирование профессиональной позиции психолога, его мировоззрения, стиля поведения;
· освоение профессиональной этики психолога.
Организация практики на всех этапах направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами навыками и умениям профессиональной деятельности в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника. Практика проводится в соответствии с программой производственной практики студентов бакалавриата, утвержденной на кафедре и индивидуальной программой практики, составленной студентом совместно с руководителем производственной практики со стороны кафедры.
Организация и учебно-методическое руководство практикой осуществляется в соответствии с настоящей программой.
Для организации и проведения практики кафедрой из числа преподавателей назначается руководитель, который должен обеспечить ее проведение в соответствии с программой.
Производственная практика студентов осуществляется на базе образовательных организаций различных типов и видов, центров психолого-медико-социального сопровождения, досуговых центров г. Москвы, а также Центра психолого-педагогического сопровождения МФЮА и др.
Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Таблица 1.
Способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7) | ||
Владения | Умения | Знания |
навыками проектирования плана работы психолога | самостоятельно определять круг задач в соответствии с особенностями клиентов и организации | основных профессиональных задач психолога в организациях различного типа |
Способность к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией (ПК-2) | ||
Владения | Умения | Знания |
навыками математической и статистической обработки результатов психологической диагностики для дальнейшего анализа | подбирать адекватные целям, ситуации и респондентам методики и организовывать психологическую диагностику | основных задач психодиагностических методик, применяемых психологом для определения психологических особенностей респондентов |
Способность к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-3) | ||
Владения | Умения | Знания |
навыками организации процедур оказания психологической помощи разным категориям населения | отбирать соответствующие психологическим особенностям и ситуации формы, методы и технологии оказания психологической помощи | методов оказания психологической помощи разным категориям населения |
Способность к выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4) | ||
Владения | Умения | Знания |
навыками выявления особенностей функционирования человека в соответствии с его возрастными особенностями, гендером, профессиональной деятельностью и социальным статусом | диагностировать характер возрастных кризисов и факторов риска | возрастных особенностей, возрастных и профессиональных психологических кризисов личности |
определять характер влияния гендерных, профессиональных и социальных факторов на психическое функционирование человека | роли гендерных, этнических и профессиональных факторов в психическом функционировании человека |
Объем практики в зачетных единицах и ее продолжительность в неделях либо в академических часах
Продолжительность производственной практики – 2 недели в 4 семестре.
Форма промежуточной аттестации – зачет с оценкой.
Объем практики – 108 ч. (3 з.е.).
Содержание практики
Таблица 2
Виды деятельности | Виды работ | Количество часов (недель) |
1. Знакомство с базой практики и психологической службой | Подготовка аналитической справки о базе практики, ее целях, задачах, структуре работы психологической службы | 6 |
2. Планирование работы в психологической службе на основании задания, полученного от преподавателя-руководителя практики и в соответствии с планом работы психологической службы | Разработка календарного плана производственной практики | 2 |
3. Работа с психологической литературой | Изучение теоретической литературы по проблемам проведения научного исследования, основам диагностики, развивающей работы с личностью на разных этапах онтогенеза, с коллективом | 8 |
4. Работа с диагностическим инструментарием | Подбор диагностического инструментария, исходя из запроса базы практики и заданий (диагностика личности ребенка, группы, детско-родительских отношений и др.), обрабатывают и интерпретируют полученные результаты | 6 |
7. Проведение диагностики | Организация диагностической работы с респондентами | 10 |
8. Математическая и статистическая обработка данных, полученных по итогам диагностики | Сбор, внесение данных диагностики в статистические пакеты (например, SPSS statistic, Excel и пр.). | 10 |
9. Анализ результатов диагностики и подготовка рекомендаций для респондентов | Проведение количественного и качественного анализа результатов психологической диагностики респондентов, подготовка рекомендаций для них. Оформление аналитического отчета. | 25 |
10. проектирование психологических программ | Разработка коррекционных, развивающих, просветительских (для педагогов и родителей) занятий, индивидуальных программ развития личности | 25 |
11. Консультирование родителей | Проведение консультации с родителями (при необходимости). Составление аналитической записки консультативных приемов работы с родителями, применяемых психологом в образовательной организации | 6 |
12. Анализ личного и профессионального опыта | Осуществление анализа личностного и профессионального опыта, полученного в ходе производственной практики и работы с личностью на разных этапах онтогенеза. Составление рефлексивного отчета. | 10 |
Итого: | 108 ч. |
На установочной конференции каждый студент получает три документа:
· Задание на производственную практику (Приложение 1);
· Направление на практику,
· Программу практики.