Социальная ситуация развития в подростковом возрасте

Анатомо-физиологическая перестройка организма в подростковом возрасте и ее влияние на психические особенности и поведение подростка.

Характеризуется двумя важными особенностями: неравномерностью развития и половым созреванием.

Начало перестройки связано с активизацией деятельности гипофиза, особенно передней доли, гормоны которой стимулируют рост тканей и функционирование других важнейших желез внутренней секреции (половых, щитовидной, надпочечников). Их совокупная деятельность обусловливает многочисленные изменения в организме.

Рост в длину, увеличение веса и окружности грудной клетки являются специфическими моментами физического развития в подростковом возрасте, которые обозначаются "скачок в росте". Благодаря этому изменяется облик и общие пропорции тела приближаются к характерным для взрослого. Меняется и лицо вследствие интенсивного развития лицевой части черепа, но мозг в размерах увеличивается незначительно.

В период от 11-12 до 15-16 лет позвоночник отстает в годичной прибавке от темпа роста тела в длину. Поскольку до 14 лет пространство между позвонками еще заполнено хрящом, это определяет податливость позвоночника к искривлению при неправильном положении тела, длительных односторонних напряжениях или чрезмерных физических нагрузках. Наибольшие нарушения осанки происходят в 11-15 лет.

Срастание костей таза заканчивается к 20-21 году. Их смещение и смещение несросшихся костей возможно при прыжках с большой высоты, а при ношении обуви на высоких каблуках возможно изменение формы таза, что впоследствии может вредно повлиять на родовую функцию.

Увеличение массы мышц и мышечной силы происходит наиболее интенсивно в конце периода. Развитие мускулатуры у мальчиков происходит по мужскому типу, а мягких тканей у девочек - по женскому типу, это сообщает представителям пола черты мужественности или женственности, но завершение процесса находится за пределами подросткового возраста.

Увеличение мышечной силы расширяет физические возможности. Мышцы подростка утомляются скорее, чем у взрослых, и еще не способны к длительным напряжениям, что необходимо учитывать при занятиях спортом и физическим трудом. Перестройка моторного аппарата сопровождается потерей гармонии в движениях, появляется неумение владеть собственным телом (обилие движений, недостаточная их координация, общая неловкость, угловатость). Может порождать неприятные переживания, неуверенность. В то же время возраст с 6-8 до 13-14 лет - период оптимального развития многих двигательных качеств, активного совершенствования двигательной функции при интенсивном нарастании ряда ее показателей (быстроты и частоты движений, длины прыжка и т.д.).

Сердца тоже растет, но быстрее, чем кровеносные сосуды. Это может быть причиной функциональных нарушений в деятельности сердечно-сосудистой системы и проявляться в виде сердцебиений, повышения кровяного давления, головокружения, головных болей, быстрой утомляемости.

Наступают резкие перемены во внутренней среде организма в связи с изменениями в системе активно действующих желез внутренней секреции, причем гормоны щитовидной и половых желез являются катализаторами обмена веществ.

Подростковый возраст характеризуется, с одной стороны, бурным подъемом энергии, а с другой - повышенной чуткостью к патогенным воздействиям. Поэтому умственное или физическое переутомление, длительное нервное напряжение, аффекты и сильные отрицательно окрашенные эмоциональные переживания могут быть причинами эндокринных нарушений и функциональных расстройств нервной системы. Перестройка нейрогуморальных соотношений часто является основой общей неуравновешенности, раздражительности, взрывчатости, двигательной активности, периодической вялости, апатии. У девочек появление таких состояний нередко наблюдается незадолго до начала или во время менструального цикла.

У мальчиков меняется голос.

Резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Половая идентифика­ция достигает более высокого уровня. Отчетливо проявляется ориентация на образцы мужественности и женственности в поведении и проявлении личностных свойств.

Половое созревание и сдвиги в физическом развитии подростка имеют немаловажное значение в возникновении новых психологических образований. Во-первых, эти ощутимые изменения делают объективно более взрослым и являются одним из источников возникающего ощущения собственной взрослости. Во-вторых, половое созревание стимулирует развитие интереса к другому полу, появление новых ощущений, чувств, переживаний. Степень внутренней занятости и сосредоточенности на новых ощущениях и переживаниях, место в жизни определяются как широкими социальными условиями, так и конкретными индивидуальными обстоятельствами жизни и воспитания подростка, особенностями его общения.

Отрицательное влияние могут оказывать чтение не соответствующей возрасту литературы, знакомство с фильмами, предназначенными для взрослых. Все это, а также разговоры с товарищами о разных проблемах любви и пола провоцируют развитие повышенного интереса к интимной стороне человеческих отношений эротических тенденций и ранней сексуальности. Нормой для подростков обоего пола является пробуждение первых романтических чувств.

 

Социальная ситуация развития в подростковом возрасте.

Происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Свойственны асинхронность и дисгармоничность развития. Наблюдается несовпадение времени развития разных сторон психики у подростков одного хронологического возраста, временные различия у мальчиков и девочек, акселерация и ретардация и интраиндивидуальная неравномерность.

Переходность психики состоит в сосуществовании, одновременном присутствии в ней детских и взрослых черт.

Меняется внутренняя позиция в отношении школы и учения. Взаимоотношения становятся основой внутреннего интереса в отрочестве. Подросток придает особое значение общению. Он расширяет границы своих знаний, развивается в умственном отношении, делясь своими знаниями и демонстрируя усвоенные способы умственной деятельности. Общаясь со сверстниками, постигает разные формы взаимодействия человека с человеком, учится рефлексии на возможные результаты своего и чужого поступка, выражения, эмоциональному проявлению.

В этот период учится осмысливать свои конформные и негативные реакции на предлагаемые ситуации, отстаивать право на самостоятельный выбор возможного поведения, учится подавлять импульсивные действия.

Происходит чрезвычайное расширение социальных условий бытия. Подросток стремится пройти через все, чтобы затем обрести себя. На этом пути без поддержки со стороны взрослого подросток может попасть в асоциального пространства, так и не поднявшись на высоты духовной жизни.

 

Подростковый возраст характеризуется выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, связанную с поиском своего места в обществе: начинает интенсивно рефлексировать на себя, других, общество, иначе расставляются акценты-семья, школа, сверстники приобретают новых значений и смыслов. Сравнение себя с взрослыми и младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый: начинает чувствовать себя взрослым, стремится к признанию окружающими самостоятельности и значимости.

Социальная ситуация отличается по внутренним причинам. Сама ситуация трансформируется в сознании в новые ценностные ориентации. Происходят сдвиги в шкале ценностей. Все освещается проекцией рефлексии, прежде всего дом и семья.

Суть заключается в том, что подросток включается в новую систему отношений и общения со сверстниками и взрослыми, при этом непосредственное влияние на подростка осуществляет группа сверстников.

Основные психологические потребности - стремление к общению со сверстниками, самостоятельности и независимости, "эмансипации" от взрослых, признанию своих прав со стороны других людей.

Период характеризуется господством детского сообщества над взрослым. Причина  - принципиально разное положение подростка в системах "подросток - взрослые" и "подросток - сверстники": со взрослыми занимает неравноправное положение, которое зафиксировано в морали послушания; со сверстниками в положении принципиального равенства.

Общение со сверстниками - выделяется в относительно самостоятельную сферу жизни. Реализуется главная потребность периода - найти свое место в обществе, быть "значительным". В течение подросткового возраста изменяются мотивы общения со сверстниками:

· 10-11 лет - желание быть в среде сверстников, что-то делать вместе;

· 12 - 13 лет - желание занять определенное место в коллективе сверстников;

· 14-15 лет - стремление к автономии и поиск признания ценности собственной личности.

Интимно-личное общение со сверстниками - ведущая деятельность, во время которой происходит практическое освоение моральных норм и ценностей. Происходит проигрывание разных сторон человеческих отношений, построение взаимоотношений, основанных на "кодексе сообщества". В подростковых объединениях стихийно формируются свои кодексы чести, высоко ценятся верность, честность и не воспринимается измена, нарушение данного слова, эгоизм и тому подобное.

Отношения со сверстниками выделяются в сферу собственных, личных отношений, в которых подросток действует самостоятельно, поэтому бестактный вмешательство взрослых вызывает протест.

Отношение к взрослым двоякое: с одной стороны, настаивает на признании принципиального равенства прав со взрослыми, с другой, как и раньше нуждается в помощи, защите, поддержке, оценке. Взрослый значим для подростка, но сохранение в практике "детских" форм контроля, требований послушания, что оказываются в опеке, вызывает у подростка протест.

Проблемы во взаимоотношениях с родителями, конфликты с учителями - типичное явление для подросткового возраста, однако сила, частота проявлений во многом зависят от позиции взрослых, от умения реализовать уважительную тактику соответственно к поведению подростка. Необходимое условие благополучных отношений - создание общности в жизни, расширение сферы сотрудничества, взаимопомощи и доверия по инициативе взрослого.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: