К факторам, определяющим самосознание можно отнести следующие:
· интеллектуальная зрелость, в которую включается и нравственное мировоззрение;
· понимание своего индивидуального единства и отличия от других;
· формирование нравственного самосознания;
· самоопределение в будущем, выбор профессии;
· окончательное становление социальных установок (общей системы в целом);
· своеобразие акцентуации характера;
· формирование дружеских отношений, появление первой любви, а вместе с ними таких нравственных чувств и убеждений как честность, верность, порядочность.
В этот период самооценка приобретает более адекватный характер. Становится самокритичной в норме своего развития. При неадекватном самоотношении - завышенная или заниженная неадекватная самооценка.
Перестройка самосознания связана с появлением новых вопросов о себе и новых контекстов и углов зрения, под которыми подросток себя рассматривает.
Главное психологическое приобретение— открытие своего внутреннего мира. Вызывает много тревожных, драматических переживаний. Внутреннее «Я» не совпадает с «внешним» поведением, актуализируя проблему самоконтроля. Но иногда «оболочка» вступает в жестокое единоборство с «внутренним» существом.
|
|
Приходит и чувство одиночества. До подросткового возраста отличия ребенка от других привлекают его внимание только в исключительных обстоятельствах. У подростка и юноши ориентация одновременно на нескольких значимых других делает его психологическую ситуацию неопределенной, внутренне конфликтной. Бессознательное желание избавиться от прежних детских идентификаций активизирует рефлексию, а также чувство особенности, непохожести на других. Сознание особенности, непохожести на других вызывает характерное чувство одиночества или страха одиночества.
Представление о себе всегда соотносится с групповым образом «Мы». Осознание своей непохожести на других исторически и логически предшествует пониманию своей глубокой внутренней связи и единства с окружающими людьми.
Не менее сложным является осознание своей преемственности, устойчивости своей личности во времени.
С возрастом заметно ускоряется субъективная скорость течения времени. Развитие временных представлений связано с умственным развитием и с изменением жизненной перспективы. Восприятие времени остается дискретным и ограничено непосредственным прошлым и настоящим, а будущее кажется почти буквальным продолжением настоящего.
Изменение временной перспективы связано с переориентацией сознания с внешнего контроля на самоконтроль и ростом потребности в достижении конкретных результатов. Расширение означает сближение личного и исторического времени.
|
|
Временная перспектива существенна для понимания возрастной динамики рефлексивного «Я». Баланс позитивных и негативных оценок «Я» мало изменяется с возрастом, зато озабоченность будущим «Я» усиливается. Размышления о себе и направлении своей жизни возникают непроизвольно, по случайным поводам, часто не вовремя.
Тема смерти так же неустранима из индивидуального сознания. В подростковом самосознании тема смерти звучит остро, но неоднозначно. У одних это возрождение иррациональных, безотчетных детских страхов, у других — новая интеллектуальная проблема, связанная с идеей времени, которое кажется одновременно циклическим и необратимым.
Отказ от веры в личное бессмертие и принятие неизбежности смерти побуждает подростка всерьез задумываться о смысле жизни, о том, как лучше прожить ее.
Центральный психологический процесс — это формирование личнойидентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства.
Юношеский возраст строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность, развитие которой может идти по четырем основным линиям:
1. уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений;
2. размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен;
3. размывание продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то главной деятельности;
4. формирование «негативной идентичности», отказ от самоопределения и выбор отрицательных образцов для подражания.
Этапы развития идентичности:
1. «Неопределенная, размытая идентичность»
2. «Досрочная, преждевременная идентификация»
3. «Моратория»
4. «Зрелая идентичности»
Уровень идентичности тесно связан с рядом индивидуально-личностных черт, которые складываются в определенные синдромы.
Переходный возраст, особенно 12—14 лет, сопровождается значительными, иногда драматическими переменами в содержании и структуре Я-концепции.