Особенности развития самосознания

К факторам, определяющим самосознание можно отнести следующие:

· интеллектуальная зрелость, в которую включается и нравственное мировоззрение;

· понимание своего индивидуального единства и отличия от других;

· формирование нравственного самосознания;

· самоопределение в будущем, выбор профессии;

· окончательное становление социальных установок (общей системы в целом);

· своеобразие акцентуации характера;

· формирование дружеских отношений, появление первой любви, а вместе с ними таких нравственных чувств и убеждений как честность, верность, порядочность.

В этот период самооценка приобретает более адекватный характер. Становится самокритичной в норме своего развития. При неадекватном самоотношении - завышенная или заниженная неадекватная самооценка.

 

Перестройка самосознания связана с появлением новых вопросов о себе и новых контекстов и углов зрения, под которыми подросток себя рассматривает.

Главное психологическое приобретение— открытие своего внутреннего мира.  Вызывает  много тревожных, драматических переживаний. Внутреннее «Я» не совпадает с «внешним» поведением, актуализируя проблему самоконтроля. Но иногда «оболочка» вступает в жестокое единоборство с «внутренним» существом.

Приходит и чувство одиночества.  До подросткового возраста отличия ребенка от других привлекают его внимание только в исключительных обстоятельствах. У подростка и юноши ориентация одновременно на нескольких значимых других делает его психологическую ситуацию неопределенной, внутренне конфликтной. Бессознательное желание избавиться от прежних детских идентификаций активизирует рефлексию, а также чувство особенности, непохожести на других. Сознание особенности, непохожести на других вызывает характерное чувство одиночества или страха одиночества.

Представление о себе всегда соотносится с групповым образом «Мы».  Осознание своей непохожести на других исторически и логически предшествует пониманию своей глубокой внутренней связи и единства с окружающими людьми.

Не менее сложным является осознание своей преемственности, устойчивости своей личности во времени.

С возрастом заметно ускоряется субъективная скорость течения времени. Развитие временных представлений связано с умственным развитием и с изменением жизненной перспективы. Восприятие времени остается дискретным и ограничено непосредственным прошлым и настоящим, а будущее кажется почти буквальным продолжением настоящего.  

Изменение временной перспективы связано с переориентацией сознания с внешнего контроля на самоконтроль и ростом потребности в достижении конкретных результатов. Расширение означает сближение личного и исторического времени.

Временная перспектива существенна для понимания возрастной динамики рефлексивного «Я».  Баланс позитивных и негативных оценок «Я» мало изменяется с возрастом, зато озабоченность будущим «Я» усиливается. Размышления о себе и направлении своей жизни возникают непроизвольно, по случайным поводам, часто не вовремя.

Тема смерти так же неустранима из индивидуального сознания. В подростковом самосознании тема смерти звучит остро, но неоднозначно. У одних это возрождение иррациональных, безотчетных детских страхов, у других — новая интеллектуальная проблема, связанная с идеей времени, которое кажется одновременно циклическим и необратимым.

Отказ от веры в личное бессмертие и принятие неизбежности смерти побуждает подростка всерьез задумываться о смысле жизни, о том, как лучше прожить ее.  

 

Центральный психологический процесс — это формирование личнойидентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства.

Юношеский возраст строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность, развитие которой может идти по четырем основным линиям:

1. уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений;

2. размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен;

3. размывание продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то главной деятельности;

4. формирование «негативной идентичности», отказ от самоопределения и выбор отрицательных образцов для подражания.

Этапы развития идентичности:

1. «Неопределенная, размытая идентичность»

2. «Досрочная, преждевременная идентификация»

3.  «Моратория»

4.  «Зрелая идентичности»

Уровень идентичности тесно связан с рядом индивидуально-личностных черт, которые складываются в определенные синдромы.

Переходный возраст, особенно 12—14 лет, сопровождается значительными, иногда драматическими переменами в содержании и структуре Я-концепции.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: