Развитие регуляции волевого поведения человека осуществляется в нескольких направлениях:
· Преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные;
· Обретение индивидом контроля над своим поведением;
· Выработка волевых качеств личности.
Логика развития всех волевых качеств выражается так: адекватное самоуправление, концентрация усилий, выносливость при больших нагрузках и способность управлять своей деятельностью. Подросток вначале восхищается волевыми качествами других людей, завидует тем, кто обладает этим – происходит это в 10-11 лет. В 11-12 лет появляется желание иметь такие качества у себя, а в 12-13 лет приступает к реализации.
Период волевого самовоспитания начинается с 13-14 лет. Именно в подростковом возрасте формируется система личностных ценностей, определяющих содержание его деятельности, сферу общения, оценку людей и самооценку.
Признаками волевых качеств выступают следующие:
· Дисциплинированность: сознательное соблюдение порядка, дисциплины при выполнении правил, требований игры; добровольное выполнение установленных правил; недопущение проступков; хорошее поведение при изменении обстановки.
· Самостоятельность: выполнение деятельности без помощи и контроля; умение занять себя, организовать собственную деятельность; отстаивание своего мнения; соблюдение выработанных привычек самостоятельного поведения в новых условиях деятельности.
· Настойчивость: доведение дела до конца, достижение целей; продолжение деятельности при нежелании ей заниматься; проявление упорства при изменении обстановки.
· Выдержка: терпение в деятельности; умение держать себя в конфликтных ситуациях; умение сдерживать эмоции при определенных ситуациях; самоконтроль.
· Организованность: соблюдение порядка на рабочем месте; планирование своих действий.
· Решительность: обдуманное принятие решений; уверенное выполнение принятого решения; решительность в непривычной обстановке.
· Инициативность: проявление творчества; активная поддержка коллектива; проявление инициативы в непривычной обстановке.
В начале подросткового возраста проявляется стремление уподоблять взрослым. Чувство взрослости – центральное новообразование этого возраста. Все подростки стремятся приобрести качества взрослого человека, это усиливается, когда взрослые начинают относиться к подросткам более серьезно. В старшем подростковом возрасте мальчики занимаются саморазвитием у себя волевых личностных качеств.
Объект подражания – старшие товарищи. Распространенным способом саморазвития являются занятия видами спорта с большой физической нагрузкой, где необходимо приложить силу. Волевые качества, сформированные в ходе таких нагрузок, переходят на другие виды деятельности.
Для эмоциональной сферы подростков характерно:
· Большая эмоциональная возбудимость. Подростки часто проявляют вспыльчивость, бурную реакцию на что-либо: их чувства проявляются наиболее ярко, они отстаивают свои интересы, взгляды, мнение. На любую критику или несправедливость к себе или товарищам могут не сдержаться и выплеснуть эмоции;
· Устойчивость эмоциональных переживаний. По сравнению с детьми младшего школьного возраста подростки долго помнят обиды и неприятные ситуации;
· Подросток всегда ожидает страх, это проявляется в тревожности. Повышение тревожности связано с появлением интимно-личностных отношений с человеком, который вызывает различные эмоции;
· Подросток отличается противоречивостью чувств, неопределенностью: они могут защищать своего товарища, понимая, что он достоин осуждения;
· Возникновение переживаний не только по поводу оценки других, но и самооценки, проявляющейся в результате роста самосознания;
· Развитое чувство принадлежности к группе, появление страха быть отверженным;
· Высокие требования к дружбе – общие интересы, нравственные чувства и т.д.;
· Чувство патриотизма.
Эмоции и воля являются психологическими характеристиками личности и ее неотъемлемой частью. В подростковом возрасте происходит окончательное развитие эмоционально-волевой сферы. Стабилизируются черты характеры и формы поведения в обществе сверстников. В психологии подростка отмечается главная черта – высокий уровень самосознания. Особенностью формирования эмоций и воли является чувство взрослости, как центральное новообразование. На основе чувства взрослости развиваются самосознание, критическое мышление, рефлексия.