Изменения в мотивационно-потребностной сфере

Подростковый период традиционно считается одним из наиболее критических моментов в психическом развитии личности, и это в первую очередь определяется происходящими глубокими преобразованиями в мотивационно-потребностной сфере подростков. Однако эти преобразования, имеющие как качественные, так и количественные характеристики, обусловлены и подготовлены всем ходом развития ребенка с самых первых дней его существования.

Именно в подростковом возрасте на протяжении сравнительно небольшого срока происходят интенсивные и глубокие изменения в движущих силах поведения. По своему строению мотивационная сфера начинает характеризоваться не рядоположностью мотивов, а их иерархической структурой, наличием определенной системы соподчинения различных мотивационных тенденций.

С развитием процессов самосознания наблюдаются качественные изменения мотивов, ряд их характеризуется большой устойчивостью, многие интересы принимают характер стойкого увлечения. По механизму действия мотивы становятся не непосредственно действующими, а возникающими на основе сознательно поставленной цели и осознанно принятого намерения.

Возникновение опосредованных потребностей делает возможным сознательное управление подростком своими потребностями и стремлениями, овладение своим внутренним миром, формирование долгосрочных жизненных планов и перспектив.

Кардинальные изменения касаются и мотивации. В содержании мотивов на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Структура мотивов характеризуется иерархической системой, «наличием определенной системы соподчиненных различных мотивационных тенденций на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов».

Что касается механизма действия мотивов, то они действуют теперь не непосредственно, а возникают «на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения». Именно в мотивационной сфере находится главное новообразование переходного возраста

Исходным моментом для изменения мотивационной сферы подростка выступает так называемая «социальная ситуация развития ребенка» — уникальная, характерная только для данного возраста система отношений между ребенком и средой. Эти отношения, с одной стороны, формируют, а с другой — сами определяются теми качественно новыми психологическими образованиями, возникающими на данном возрастном этапе. Эти новообразования представляют собой широкий спектр психических явлений — от психических процессов до отдельных свойств личности.

Благоприятными особенностями мотивации в этом возрасте являются:

· «потребность во взрослости» - нежелание считать себя ребенком, стремление занять новую жизненную позицию по отношению к миру, к другому человеку, к себе; особая восприимчивость подростка к усвоению способов, норм поведения взрослого человека;

· общая активность подростка, его готовность включиться в разные виды деятельности с взрослыми и сверстниками;

· потребность в самовыражении и самоутверждении, стремление осознать себя как личность, оценить себя;

· стремление подростка к самостоятельности;

· расширение кругозора, широкие интересы и их разнообразие;

· возрастание определенности и устойчивости интересов;

· развитие стремления к совершенствованию в различных областях творчества

 

Негативные особенности мотивации подростка:

· незрелость оценок подростком самого себя и другого человека;

· проявление внешнего безразличия к мнению других;

· отрицательное отношение к готовым знаниям, простым и легким вопросам, к репродуктивным видам деятельности;

· неустойчивость интересов, их смена, чередование;

· осознанность положительных мотивов учения и неосознанность

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: