Подростковый период традиционно считается одним из наиболее критических моментов в психическом развитии личности, и это в первую очередь определяется происходящими глубокими преобразованиями в мотивационно-потребностной сфере подростков. Однако эти преобразования, имеющие как качественные, так и количественные характеристики, обусловлены и подготовлены всем ходом развития ребенка с самых первых дней его существования.
Именно в подростковом возрасте на протяжении сравнительно небольшого срока происходят интенсивные и глубокие изменения в движущих силах поведения. По своему строению мотивационная сфера начинает характеризоваться не рядоположностью мотивов, а их иерархической структурой, наличием определенной системы соподчинения различных мотивационных тенденций.
С развитием процессов самосознания наблюдаются качественные изменения мотивов, ряд их характеризуется большой устойчивостью, многие интересы принимают характер стойкого увлечения. По механизму действия мотивы становятся не непосредственно действующими, а возникающими на основе сознательно поставленной цели и осознанно принятого намерения.
|
|
Возникновение опосредованных потребностей делает возможным сознательное управление подростком своими потребностями и стремлениями, овладение своим внутренним миром, формирование долгосрочных жизненных планов и перспектив.
Кардинальные изменения касаются и мотивации. В содержании мотивов на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Структура мотивов характеризуется иерархической системой, «наличием определенной системы соподчиненных различных мотивационных тенденций на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов».
Что касается механизма действия мотивов, то они действуют теперь не непосредственно, а возникают «на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения». Именно в мотивационной сфере находится главное новообразование переходного возраста
Исходным моментом для изменения мотивационной сферы подростка выступает так называемая «социальная ситуация развития ребенка» — уникальная, характерная только для данного возраста система отношений между ребенком и средой. Эти отношения, с одной стороны, формируют, а с другой — сами определяются теми качественно новыми психологическими образованиями, возникающими на данном возрастном этапе. Эти новообразования представляют собой широкий спектр психических явлений — от психических процессов до отдельных свойств личности.
|
|
Благоприятными особенностями мотивации в этом возрасте являются:
· «потребность во взрослости» - нежелание считать себя ребенком, стремление занять новую жизненную позицию по отношению к миру, к другому человеку, к себе; особая восприимчивость подростка к усвоению способов, норм поведения взрослого человека;
· общая активность подростка, его готовность включиться в разные виды деятельности с взрослыми и сверстниками;
· потребность в самовыражении и самоутверждении, стремление осознать себя как личность, оценить себя;
· стремление подростка к самостоятельности;
· расширение кругозора, широкие интересы и их разнообразие;
· возрастание определенности и устойчивости интересов;
· развитие стремления к совершенствованию в различных областях творчества
Негативные особенности мотивации подростка:
· незрелость оценок подростком самого себя и другого человека;
· проявление внешнего безразличия к мнению других;
· отрицательное отношение к готовым знаниям, простым и легким вопросам, к репродуктивным видам деятельности;
· неустойчивость интересов, их смена, чередование;
· осознанность положительных мотивов учения и неосознанность