Особенности общения со взрослыми и сверстниками в подростковом возрасте

На первый план выходит общение со сверстниками и достижение автономии. Возникает потребность в тесных дружеских связях.

В начале, общение и «социальное экспериментирование» с другими людьми (поиск новых друзей, выяснение отношений, конфликты и примирения, смена компаний), выделяется в самостоятельную область жизни. Главная потребность периода, найти свое место в обществе, быть «значимым» — реализуется в сообществе сверстников.

Отношения со сверстниками и дружба

Наличие друзей в подростковом возрасте связано со многими аспектами психологического благополучия:

· Обеспечивают возможность для исследования своего «Я» и развития глубокого понимания другого человека. Способствуют развитию чувствительности к потребностям и желаниям, к сильным и слабым сторонам друг друга. Лучше узнают самих себя и своих друзей. Процесс способствует развитию и формированию идентичности.

· Отношения служат моделью будущих социальных отношений с миром. Помогает в дальнейшем устанавливать романтические отношения и разрешать возникающие в них проблемы.

· Помогают справиться со стрессами повседневной жизни. В результате тревога и чувство одиночества снижаются, а самооценка и уверенность растет.

Влияние на развитие подростков, зависит от особенностей самих друзей.

К началу подросткового возраста дети начинают все больше ощущать потребность в том, чтобы принадлежать к определенной группе. Проявляется реакция группирования: стремление быть в группе сверстников ради общения. Группа создает переживание — «чувство Мы», которое играет роль в самоопределении и в определении статуса в глазах сверстников. Группы сверстников поощряют практиковаться в умении сотрудничать, лидировать, подчиняться и быть преданным сообществу.

Главные цели подростка: быть принятым в привлекательную для него группу, нравиться своим ровесникам, быть признанным в своей компании. Отсюда реакция конформности — стремление ничем не выделяться из среды сверстников, быть «как все»: носить одинаковую одежду, иметь одинаковые увлечения, слушать ту же музыку, смотреть те же сериалы, разговаривать на принятом в группе сленге и т. п. С возрастом подростки становятся более разборчивыми в дружбе, и к концу подросткового возраста происходит снижение числа близких друзей. Отношения становятся интимно-доверительными.

Родители имеют больше влияния на жизненные ценности и планы подростков, касающиеся образования. Сверстники же на актуальные и конкретные вопросы: выбор одежды, музыкальных предпочтений, интересов, друзей.

Подростки, не входящие в компании, как правило, отличаются заниженной самооценкой, страдают от одиночества, плохо учатся, чаще наблюдаются душевные расстройства и случаи девиантного поведения.

Иногда подростка могут привлекать ценности и взгляды одного человека, а не группы. Этот человек может быть близким другом, учителем, старшим братом или сестрой, звездой кино или спорта, либо кем-то еще, чье поведение восхищает и вдохновляет. Здесь проявляется реакция имитации — подражание определенному лицу или образу. Влияние значимого человека или персонажа, обладает наибольшей силой именно в этот период, когда подросток активно ищет образец для подражания.

Отношения между мальчиками и девочками

У подростков возникает интерес, вначале они наблюдают друг за другом, и практически не общаются между собой. Часто первые попытки у мальчика привлечь к себе внимание проявляются в форме поддразнивания девочки (дернуть за косичку, спрятать учебники). Реакции девочек вполне традиционны и предсказуемы: визги, жалобы и т.п. Однако мотивы таких действий, девочки часто понимают правильно и не обижаются всерьез.

У старших подростков общение становится более открытым: возникают разнополые компании, проявляются желания нравиться другому полу, возникают привязанности и симпатии, которые могут быть очень эмоциональными и занимать важное место в жизни подростка. Образование смешанных по полу компаний способствует тому, чтобы подростки смогли лучше узнать друг друга, попробовали и усвоили модели взаимоотношений между собой.

Некоторые юноши и девушки образуют пары, в которых отношения приобретают характер привязанности и влюбленности. На ранних этапах эти отношения могут быть скрытными или не взаимными. Часто подросток любит больше придуманный образ «другого», свою мечту, нежели реального человека.

В настоящее время средний возраст вступления в отношения с противоположным полом снижается. Такая тенденция объясняется более ранним наступлением половой зрелости, изменениями социальных традиций, воздействием моделей поведения, пропагандируемых медиа и социальными сетями, а также стремлением самих подростков поскорее стать взрослыми.

Особенности общения с взрослыми

Падает авторитет родителей. Они становятся «просто людьми». Поэтому подростки больше не подчиняются родительскому влиянию настолько же легко, как это было в более младшем возрасте.

Самоутверждение и требование прав наравне с взрослыми, создают определенные трудности во взаимоотношениях. В 11–12 лет начинается борьба за автономию, освобождение от контроля и опеки. Наблюдается своеобразное потребительское отношение к родителям и учителям, обусловленное стремлением проверить равенство прав с взрослыми. Подросток протестует против сохранения «детских» форм контроля, против требований послушания и выраженной опеки. Он требует уважения и отношений такого же уровня, как взрослые относятся к другим взрослым. При этом по-прежнему нуждается в их помощи, защите и поддержке.

Подросток просто стремится, чтобы его признавали его как личность, у которой есть индивидуальность. Отсюда стремление любыми путями обратить на себя внимание. В первую очередь перенимаются более доступные стороны взрослости: внешний облик и манера поведения. Усвоение внешних признаков влияет на самосознание подростки и делает его взрослым в собственных глазах, и как ему кажется, в глазах окружающих.

Споры и расхождения во взглядах с родителями, касаются не всех областей жизни, а преимущественно бытовых вопросов, учебы и возможности распоряжаться свободным временем по своему усмотрению. К более старшему возрасту появляются прецеденты «ценностного» конфликта: активное отстаивание собственного понимания справедливости в различных областях — от замечаний учителя и несправедливой отметки до политических и экономических вопросов.

Возникновение конфликтов сигнализирует родителям об изменении потребностей подростков. Частота и резкость проявлений проблем во взаимоотношениях с взрослыми, зависит во многом от позиции взрослых, от стиля семейного воспитания, от умения реализовать уважительную, но не попустительскую тактику по отношению к поведению подростка.

Стремление родителей навязывать подросткам свое мнение и общество, скептическое отношение к их интересам, тенденция «вещать» и критиковать, а не разговаривать и т.д. — вызывает острый протест. Родителям необходимо изменить модель отношений с ребенком, научиться сочетать близость и независимость, ослабить родительский контроль без разрушения теплых, поддерживающих детско-родительских отношений.

В период старшей школы подростки ждут от родителей заинтересованности и поддержки, понимания и сопереживания, признания и одобрения, доверия и предоставления автономии. Становится важным доверительное общение «на равных» с родителями и другими взрослыми, умение договариваться и сотрудничать.

Теплота поддерживающих детско-родительских отношений, позволяет подростку исследовать различные социальные роли и представления, способствует развитию его автономии и формированию позитивной самооценки. Чувство защищенности и безопасности дает возможность экспериментировать, раздвигая рамки своей жизни и сознания. Напротив, если родители склонны навязывать, принуждать или контролировать ребенка, то это мешает развитию автономии и приводит к формированию низкой самооценки, депрессии и асоциальному поведению.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: