Исследование процесса управления ПАО «Т Плюс»

Процесс управления в компании представлен несколькими уровнями: 3 в целом по организации и 3 по каждому структурному подразделению – филиалу или дочернему обществу. Высший уровень представлен Общим собранием акционеров, Советом директоров, Правлением и Генеральным директором, Ревизионной комиссией. Средний – директорами и заместителями структурных подразделений; низший – соответствующими служащими и специалистами. При этом в рамках каждого филиала или дочернего общества высший уровень состоит из директора и его заместителей, средний – из главного инженера, начальника управления по работе с персоналом, руководителей центров правового обеспечения, разработки и поддержки информационных систем, стратегических коммуникаций, технических директоров, низший – из соответствующих служащих и специалистов.

Функционал Общего собрания акционеров: внесение дополнений и изменений в Устав, увеличение или уменьшение уставного капитала, реорганизация и ликвидация компании, определение количества, типа и номинальной стоимости объявленных акций, их дробление и консолидация, установление количественного состава, избрание и прекращение полномочий Совета директоров, избрание и прекращение полномочий членов Ревизионной комиссии, принятие решений о выплате вознаграждений и порядке компенсации расходов членам Совета директоров и Ревизионной комиссии, утверждение аудитора, передача полномочий и их прекращение управляющей организации или управляющему, утверждение годовых отчётов и бухгалтерской отчётности, распределение прибыли, выплата дивидендов, определение порядка ведения собрания, количественного состава Счётной комиссии (избрание её членов и досрочное их освобождение), одобрение сделок, в которых есть заинтересованность, принятие решения об участии в финансово-промышленных группах, ассоциациях, иных объединениях коммерческих юридических лиц, утверждение внутренних документов, регулирующих функционирование предприятия, делистинг акций и эмиссионных ценных бумаг.

Совет директоров осуществляет контроль за деятельностью исполнительных органов, обеспечивает формирование результативной организационной структуры и системы управления компанией, разрабатывает главные стратегические и тактические задачи, способствует их реализации, определяет приоритетные направления функционирования, утверждает бизнес-планы предприятия, рассматривает итоги финансово-производственной деятельности юридического лица, созывает внеочередное и годовое собрание акционеров и согласовывает его повестку дня, способен увеличивать уставной капитал посредством размещения дополнительных акций, размещает облигации и другие эмиссионные ценные бумаги, согласовывает решение об их выпуске, оценивает имущество и стоимость выкупа и размещения эмиссионных ценных бумаг, отчуждает их от акционеров, избирает Председателя Совета и его заместителя, Корпоративного секретаря и Генерального директора и снимает их с должности, привлекает к дисциплинарной ответственности последнего, выносит решение о приостановлении полномочий управляющей организации или управляющего, утверждает или изменяет условия договоров с ней/ним, рассматривает отчёты от Генерального директора, определяет количественный состав Правления, создаёт собственные комитеты и избирает членов в эти органы, а также освобождает от должности, рекомендует совету акционеров величину выплачиваемых вознаграждений и компенсаций членам Ревизионной комиссии, устанавливает размер оплаты услуг аудитора, утверждает Регистратора путём заключением договора с ним или снимает с должности, рекомендует величину дивидендов по акциям и порядок их выплат, решает, каким образом использовать фонды (в том числе специального назначения) юридического лица, создаёт новые представительства и филиалы, одобряет совершение сделок, рассматривает отчёты от службы внутреннего аудита, одобряет договоры о внесении вкладов в имущество.

Правление определяет приоритетные направления функционирования, утверждает стратегии развития и рассматривает отчёты о результатах деятельности подконтрольных организаций, подготавливает рекомендации по бизнес-плану для Совета директоров, анализирует отчёты по его реализации и итоги производственно-финансовой деятельности, принимает решения об участии предприятия в уставном капитале иных компаний и прекращении этого процесса, назначает руководителей филиалов и представительств.

Генеральный директор распоряжается имуществом и средствами юридического лица в его интересах и от его лица, утверждает штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка, принимает на работу и увольняет, поощряет персонал или налагает дисциплинарные взыскания, организует бухгалтерский и налоговый учёт, обеспечивает сохранность документов, коммерческой и конфиденциальной информации, выдаёт доверенности на любой функционал, издаёт приказы и документы для контроля и регулирования деятельности компании.

Ревизионная комиссия подтверждает достоверность данных в годовой отчётности, исследует финансовое состояние предприятия и выявляет резервы его улучшения, организует и выполняет проверки (ревизии) производственно-финансовой деятельности.

На различных уровнях управления осуществляются все функции менеджмента – организация, координация, мотивация, планирование и прогнозирование, контроль и регулирование.

Организационная структура отражает координацию как функцию менеджмента. Коммуникационный процесс реализуется как горизонтально, так и вертикально. То есть вышестоящие уровни запрашивают информацию как из филиалов и дочерних обществ, так и непосредственно в своём подразделении для отчётности и ознакомления, а также принятия решений, а по нисходящему пути знакомят с ними подчинённых, как и с собственными идеями, замыслами, целями и задачами.

Делегирование полномочий тоже довольно распространён в анализируемом юридическом лице как в запланированной форме (при отпусках, отгулах, отсутствии на рабочем месте по заявлению), так и незапланированной (по болезни, при передаче части функционала вышестоящим руководством). При этом увеличиваются трудоёмкость работы для некоторых работников и производительность их труда при большем выполнении обязанностей.

С предыдущими функциями тесно связаны регулирование и контроль. Они представлены непосредственно функционалом и обязанностями самих сотрудников, организационно-правовыми документами (Положения об оплате, нормировании и организации труда, о премировании, об организации, о структурных подразделениях, об экспертной архивной комиссии, о генеральном директоре, об адаптации, аттестации, о подборе персонала, Кодекс профессиональной этики, Правила взаимодействия с поставщиками и покупателями, внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, Устав, приказы и распоряжения, отчёты о деятельности сотрудников по направлениям, штатное расписание), а также учёт и анализ бухгалтерской, статистической и управленческой отчётности (баланса, Отчётов о финансовых результатах, движении денежных средств, об изменении капитала). Осуществляется контролирование и регулирование трудовой деятельности, её нормирование, установление эффективной системы оплаты труда и премирования работников. Качественные подбор и адаптация персонала приводят к результативной работе сотрудников, поскольку мотивируют их и заставляют нести ответственность, а также оказывают помощь в выявлении проблем в процессах производства и управления. Исследование всех форм отчётности помогает выявить, в каком положении находится акционерное общество, насколько результативно сформированы и расходуются его финансовые и иные ресурсы, проблемы, связанные с этими процессами, и разработать предложения для улучшения ситуации.

Планирование и прогнозирование показателей реализуются в рамках регрессионно-корреляционного анализа, когда устанавливаются уравнение регрессии, по которому изменяются показатели за несколько лет, их сила взаимосвязи и зависимость от иных факторов. Таким образом выстраивается модель, по которой сначала определяется прогнозное значение, а на его основании – и плановое. Также применим метод планирования через точку безубыточности (CVP-анализ). Например, статистический метод хорошо используется для прогнозирования объёма продаж, что представлено на рисунках 10 и 11.

Рисунок 10 – Поле корреляции спроса на тепловую и электрическую энергию и затрат на продвижение и рекламу

Рисунок 11 – Поле корреляции объёма продаж и спроса

Оба коэффициента корреляции равны 1, что свидетельствует об очень сильной прямой степенной и логарифмической взаимосвязи между показателями (чем выше расходы на эффективную рекламу и продвижение, тем выше спрос на энергию и значение вырученных средств от её сбыта). Значит, уравнения можно использовать в дальнейшем анализе или расчёте плановых величин.

Результативность процесса управления проанализируем по таблицам 1 и 2, где отражены нормы времени, выработки, обслуживания, численности, управляемости, коэффициенты движения кадров, технической оснащённости и движения основных средств, оборачиваемости активов, ликвидности, финансовой устойчивости и состояния компании в целом за 2019 год. То есть процесс управления рассматривается с производственной, финансовой и кадровой сторон.

 

 

Таблица 1 — Показатели нормирования труда

  Руководители высшего звена Руководители среднего звена Руководители низшего звена Основные производственные рабочие Вспомогательные рабочие
Норма времени, ч в среднем 8 10 11 8 6
Фактические данные, ч 8 9 8 11 6
Норма выработки в среднем 47236 71138 81137 924911  
Фактические данные 46119 71023 69101 1011923  
Норма обслуживания, ед.         467
Фактические данные         810
Норма численности, чел. 117 387 724 1186 864
Фактические данные 104 232 692 1110 910
Норма управляемости, чел. 34 28 12    
Фактические данные 23 17 7    

 

Следовательно, кадровый и производственный процессы в организации неоптимизированы: имеются потери времени, вызванные простоями оборудования, больничными днями, декретными отпусками, получением образования; это сказывается на производительности труда (можно отметить качество работы только у основных производственных и вспомогательных рабочих); у большинства категорий – нехватка персонала, но у основных сотрудников производства это покрывается их более высокой компетентностью по сравнению с остальными, что отражено в выработке; нормы управляемости тоже ниже нормы, что вызвано причиной выше.

 

 

Таблица 2 — Кадровые и финансовые показатели

Коэффициенты Значения
Коэффициент принятых на работу 0,2
Коэффициент уволенных 0,13
Коэффициент текучести кадров 0,1
Коэффициент стабильности кадров 0,35
Фондорентабельность 83,38%
Фондоотдача 6,7
Коэффициент износа основных средств 0,22
Коэффициент годности основных фондов 0,78
Коэффициент обновления основных средств 0,23
Коэффициент выбытия основных фондов 0,26
Коэффициент оборачиваемости активов 2,04
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств 1,1
Коэффициент срочной ликвидности 0,66
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,82
Коэффициент текущей ликвидности 1,88
Коэффициент прогноза банкротства 0,33
Коэффициент финансовой устойчивости 0,87
Коэффициент финансовой независимости 1,54
Коэффициент финансовой зависимости 0,65

 

Кадровые показатели демонстрируют, что акционерное общество в 2019 году больше привлекало молодых специалистов и новых сотрудников, чем увольняло.

Параметры воспроизводства и состояния внеоборотных активов свидетельствуют о довольно активном и результативном их использовании, что отражается на выбытии и закупке новых основных средств (техническое состояние данного имущества очень хорошее, 78% основных фондов морально и физически неизношены или изношены слабо).

Оборачиваемость активов средняя, как и оборотной их части, что может быть вызвано или невысокими темпами объёма реализации энергии, или недостаточной закупкой запасов, небольшими суммами денежных средств, краткосрочных финансовых вложений, прочих оборотных средств. В частности это показывает коэффициент срочной (быстрой) ликвидности – его значение немного ниже нормы в 0,7-1, значит, существует недостаточность некоторых статей оборотных активов.

Отмечен и низкий или средний уровень коэффициента прогноза банкротства, что свидетельствует о неустойчивом положении компании в целом, у неё присутствует риск неплатёжеспособности, что вызвано или высокими текущими обязательствами, или недостаточными оборотными средствами для погашения первых.

По итогам исследования результативности процесса управления были сделаны следующие умозаключения:

1) недостаточность сотрудников или низкий уровень их компетентности и профессионализма, потери времени по разнообразным причинам влияют на технологический процесс и производительность труда, что свидетельствует о неэффективном управлении менеджерами разных звеньев;

2) некачественный процесс производства энергии влияет на структуру активов, что отражается в низких коэффициентах оборачиваемости, она нерационализирована и неоптимальна, это также доказывает нерезультативность менеджмента;

3) довольно высокий риск неустойчивого финансового положения публичного акционерного общества, что вызвано нерациональными денежными потоками и структурой капитала как последствиями неэффективности управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: