Содержание учебного предмета «Русский язык» в 5 классе

Раздел 1. «Звуки и буквы. Текст»

Тема 1. Повторение. Звуки и буквы. Текст.

Звуки речи: гласные и согласные. Характеристика гласных (слогообразующая роль, ударные и безударные) и согласных (мягкие — твердые, звонкие — глухие). Буквенная азбука — алфавит. Знакомство с орфографическим словарем.

Тема 2. Мягкие и твердые согласные

Дифференциация мягких и твердых согласных. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, ю, я.

Тема 3. Мягкий знак

Разделительный ь. Дифференциация слитного и раздельного произношения согласных и гласных в слогах (ля — лья). Употребление ь как показателя раздельного произношения согласного и гласного.

Тема 4. Различение текста и не текста.

Различение отдельных предложений от текста. Озаглавливание текста.

Тема 5. Согласные звонкие и глухие

Дифференциация звонких и глухих согласных. Установление несоответствия звука и буквы. Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.

Тема 6. Ударные и безударные гласные

Соответствие звука и буквы под ударением и несоответствие в безударной позиции. Введение термина орфограмма. Проверка написания безударной гласной. Непроверяемые безударные гласные.

Тема 7. Определение темы текста

Определение темы текста. Заголовок. Выделение основной мысли.

Раздел 2. «Предложение. Текст»

Тема 1. Отличие предложения от текста

Отличие предложения от текста (с помощью предложения можно выразить мысль, с помощью текста — развить ее в двух и более предложениях).

Деление текста на предложения. Границы предложений. Установление последовательности предложений в тексте. Связь предложений в тексте.

Тема 2. Предложение как единица речи

Смысловая и интонационная законченность предложения. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения.

Раздел 3. «Слово. Текст»

Состав слова

Тема 1. Корень и однокоренные слова

Нахождение общей части в родственных словах, подбор однокоренных слов, общее и различия в значении однокоренных слов.

Тема 2. Окончание

Окончание – изменяемая часть слова. Связь слов в предложении с помощью окончания.

Тема 3. Приставка

Приставка как часть слова. Наблюдение за изменением значения слова в зависимости от приставки. Составление словосочетаний, противоположных по значению (пришел на стадион — ушел со стадиона). Приставка и предлог. Их различение. Разделительный ъ в словах с приставками.

Тема 4. Суффикс

Изменение значения слова в зависимости от суффикса. Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением (-оньк- — -еньк-, -ушк- — -юшк-, -ик- и др.).

Тема 5. Тема и основная мысль текста

 Отражение темы или основной мысли в заголовке текста: о ком или о чем говорится в тексте (тема); что главное говорится о предмете темы (основная мысль). Выбор заголовка, отражающего тему или основную мысль («Ежик», «Ежик-спаситель»).

Тема 6. Правописание безударных гласных в корне слова

Правописание проверяемых безударных гласных в корнях слов путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Наблюдение за единообразным написанием орфограмм в ряду однокоренных слов.

Тема 7. Правописание звонких и глухих согласных в корне слова

Правописание проверяемых звонких и глухих согласных в корнях слов путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Наблюдение за единообразным написанием орфограмм в ряду однокоренных слов.

Тема 8. Непроверяемые написания в корне слова

Непроверяемые безударные гласные.

Непроизносимые согласные в корне. Составление словаря слов с непроизносимыми согласными, размещение их по алфавиту. Двойные согласные в корне. Составление словаря с двойными согласными в корне. Наблюдение за единообразным написанием орфограмм в ряду однокоренных слов.

Части речи

Тема 1. Слово как название предмета, его признака или действия

Части речи. Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Их значение и вопросы как средство для выявления этих частей речи.

Тема 2. Имя существительное

Значение в речи. Разделение существительных на слова различных смысловых категорий: люди, их профессии, животные, растения, явления природы, состояние и т. д.

Существительные, близкие (предмет один, а слов много) и противоположные по значению. Упражнения в подборе синонимов и антонимов. Образование сравнительных оборотов с союзом как (один предмет похож на другой: глаза, как бусинки).

Тема 3. Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Имена существительные одушевленные и неодушевленные, различение их с помощью вопросов «кто это?», «что это?».

Тема 4. Имена существительные собственные и нарицательные

Имена собственные и нарицательные, различение имен предметов.

Тема 5. Большая буква в именах собственных

Различение имен нарицательных и собственных, делать вывод о правилах правописания имен собственных.

Тема 6. Изменение имен существительных по числам

Употребление существительных в единственном и множественном числе.

Тема 7. Род имен существительных

Понятие «рода». Различение мужского, женского и среднего рода. Мягкий знак после шипящих на конце слов у существительных женского рода.

Тема 8. Изменение существительных по падежам (склонение)

Склонение существительных в единственном числе с ударным окончанием. Выделение из предложений различных словосочетаний с именем существительным, постановка вопросов от главного слова к зависимому и определение падежа. Постановка существительных, стоящих в косвенных падежах, в начальную форму.

Тема 9. Предлоги и падежи

Предлог и падежное окончание для связи слов в предложении. Упражнения в правильном выборе падежной формы существительного после предлога.

Тема 10. Выделение опорных слов (существительных) в тексте

Выделение опорных слов (существительных) в тексте и коллективное восстановление текста по плану и опорным словам.

Тема 11. Практические упражнения

в отборе примеров и фактов для развития основной мысли

Практические упражнения в отборе примеров и фактов для развития основной мысли (из ряда предложенных).

Тема 12. Имя прилагательное

Значение в речи (оценить предмет, определить его качественные стороны). Признаки, обозначаемые прилагательными: цвет, размер, форма, вкус, материал, из которого сделан предмет, его оценочная характеристика.

Упражнения в образовании прилагательных от существительных.

Прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Использование имен прилагательных для выражения сравнения (ласковый, как котенок), художественных определений (синее море), переносного значения (грозные тучи).

Выделение из текста словосочетаний существительных с прилагательными и коллективное восстановление текста по опорным словосочетаниям.

Тема 13. Изменение прилагательных по родам

Род прилагательных. Его зависимость от рода имен существительных. Наблюдение за родовыми окончаниями.

Подбор к существительным нескольких прилагательных по смыслу. Их согласование с существительным.

Тема 14. Распространение предложений именами прилагательными

Упражнения в подборе прилагательных для описания предмета (на уровне словосочетаний) с опорой на сам предмет или картинку. Создание текста по опорным словосочетаниям.

Тема 15. Глагол

Значение в речи. Семантические группы глаголов (глаголы движения, речи, мысли, труда, чувства).

Тема 16. Изменение глаголов по временам

Употребление в речи глаголов различных временных категорий.

Тем 17. Выделение глаголов из текста

Выделение из текста глаголов и коллективное восстановление текста по опорным словам.

Дополнение текста фактами, подтверждающими основную мысль, с опорой на картинку или вопросы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: