№ п/п | Раздел/тема | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Кол-во часов |
I | Звуки и буквы. Текст | - слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - выполнять задания по образцу; - выполнять самопроверку, взаимопроверку; - осуществлять самооценку; - находить необходимую информацию в учебнике, словаре; - оперировать терминами «звук», «буква», «гласный», «согласный», «орфограмма»; - устанавливать соответствие между количеством гласных и слогов; - делить слова на слоги; - образовывать новые слова; - различать мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные на слух; - обозначать мягкость согласных на письме буквами ь, е, ё, ю, я, и; - ставить ударения в словах, различать ударные и безударные гласные; - подбирать проверочные слова; - различать текст и несколько отдельных предложений; - читать текст; - определять тему текста; - озаглавливать текст; - выделять основную мысль текста; - делить текст на части; - списывать текст; - записывать под диктовку слова и предложения. | 9 |
1 | Повторение. Звуки и буквы. Текст | 1 | |
2 | Мягкие и твердые согласные | 1 | |
3 | Мягкий знак | 1 | |
4 | Различение текста и не текста | 1 | |
5 | Согласные звонкие и глухие | 1 | |
6 | Ударные и безударные гласные | 1 | |
7 | Определение темы текста | 1 | |
Контрольный диктант № 1 «Звуки и буквы. Текст» | 1 | ||
Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Звуки и буквы. Текст». | 1 | ||
II | Предложение. Текст. | - слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - выполнять задания по образцу; - выполнять самопроверку, взаимопроверку; - осуществлять самооценку; - находить необходимую информацию в учебнике, словаре; - оперировать терминами «главные члены предложения», «второстепенные члены предложения», «подлежащее», «сказуемое»; - устанавливать связь слов в предложении при помощи вопросов; - определять границы предложений; - находить главные и второстепенные члены предложения; - распространять предложения; - определять вид предложения по интонации на слух и в произношении; - устанавливать последовательность предложений в тексте; - читать текст; - определять тему текста; - озаглавливать текст; - выделять основную мысль текста; - делить текст на части, предложения; - списывать текст; - записывать под диктовку слова, предложения, текст. | 6 |
1 | Отличие предложения от текста | 1 | |
2 | Предложение как единица речи | 3 | |
Контрольный диктант № 2 «Предложение. Текст». | 1 | ||
Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Предложение. Текст». | 1 | ||
Связная речь: составление рассказа по серии сюжетных картинок | - коллективно составлять рассказ по серии сюжетных картинок с обсуждением темы, средств связи предложений и частей текста; - озаглавливать текст в связи с выделенной темой; - записывать текст на доске и в тетрадях. | 1 | |
III | Слово. Текст | 85 | |
3.1 | Состав слова | - слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - выполнять задания по образцу; - выполнять самопроверку, взаимопроверку; - осуществлять самооценку; - находить необходимую информацию в учебнике, словаре; - оперировать терминами «корень», «однокоренные слова», «окончание», «приставка»; «суффикс», «состав слова», «часть слова»; - подбирать однокоренные слова; - составлять предложения с однокоренными словами; - образовывать слова с новым значением при помощи приставок и суффиксов; - образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением; - изменять форму слова для проверки безударной гласной в корне; - связывать слова в предложении при помощи изменения окончаний; - подбирать проверочные слова; - запоминать слова с непроверяемыми гласными и согласными в корне (словарные слова); - изменять форму слова для проверки парных звонких и глухих согласных в корне; - разбирать слова по составу; - читать текст; - выделять основную мысль текста; - выбирать заголовок; - списывать текст; - записывать под диктовку слова, предложения, текст. | 20 |
1 | Корень и однокоренные слова | 2 | |
2 | Окончание | 2 | |
3 | Приставка | 2 | |
4 | Суффикс | 2 | |
5 | Тема и основная мысль текста. | 1 | |
6 | Правописание безударных гласных в корне слова | 4 | |
7 | Правописание звонких и глухих согласных в корне слова | 3 | |
8 | Непроверяемые написания в корне слова | 2 | |
Контрольный диктант № 3 «Состав слова». | 1 | ||
Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Состав слова». | 1 | ||
Связная речь: свободный диктант | - озаглавливать текст с отражением его темы; - выделять опорные слова из каждой части; - коллективно записывать каждую частиьс опорой на выделенные слова. | 1 | |
3.2 | Части речи | 65 | |
1 | Слово как название предмета, его признака или действия | - слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - выполнять задания по образцу; - выполнять самопроверку, взаимопроверку; - осуществлять самооценку; - находить необходимую информацию в учебнике, словаре; - оперировать терминами «часть речи», «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол»; - различать части речи по вопросам и значению; - читать предложения; - записывать предложения; - определять к какой части речи относятся слова в предложении. | 8 |
Связная речь: изложение текста по плану и опорным словам | - коллективно излагать зрительно воспринимаемый текст по данному плану и опорным словам; - обсуждать тему и основную мысль; - отражать в заголовке идею текста; - наблюдать за средствами связи и образными словами, использовать их в качестве опорных слов; - записывать текст на доске и в тетрадях. | 1 | |
Контрольный диктант № 4 «Части речи». | 1 | ||
Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Части речи». | 1 | ||
2 | Имя существительное | - слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - выполнять задания по образцу; - выполнять самопроверку, взаимопроверку; - осуществлять самооценку; - находить необходимую информацию в учебнике, словаре; - оперировать терминами существительные «одушевленные» и «неодушевленные», существительные «собственные» и «нарицательные», «род», «число имен существительных», «падеж», «склонение»; - определять грамматические признаки имен существительных; - изменять имена существительные по числам, по падежам; - ставить имена существительные в начальную форму; - определять падеж имен существительных; - различать имена существительные мужского, женского и среднего рода; - запоминать слова с непроверяемыми гласными и согласными в корне (словарные слова); - слушать текст диктанта; - определять тему текста; - выделять основную мысль текста; - записывать текст под диктовку. | 1 |
3 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | 2 | |
4 | Имена существительные собственные и нарицательные | 2 | |
5 | Большая буква в именах собственных. | 2 | |
6 | Изменение имен существительных по числам | 3 | |
7 | Род имен существительных | 6 | |
Связная речь: составление рассказа по сюжетной картинке | - составлять рассказ по сюжетной картинке и данному плану с обсуждением темы, структуры текста, отбором словаря, построением предложений; - использовать средства связи между ними. - озаглавливать рассказ; - коллективная запись начала рассказа с последующим самостоятельным воспроизведением частей текста (наиболее простых). | 1 | |
Контрольный диктант № 5 «Имя существительное». | - слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - выполнять задания по образцу; - выполнять самопроверку, взаимопроверку; - осуществлять самооценку; - находить необходимую информацию в учебнике, словаре; - оперировать терминами существительные «одушевленные» и «неодушевленные», существительные «собственные» и «нарицательные», «род», «число имен существительных», «падеж», «склонение»; - определять грамматические признаки имен существительных; - изменять имена существительные по числам, по падежам; - ставить имена существительные в начальную форму; - определять падеж имен существительных; - различать имена существительные мужского, женского и среднего рода; - запоминать слова с непроверяемыми гласными и согласными в корне (словарные слова); - слушать текст диктанта; - определять тему текста; - выделять основную мысль текста; - записывать текст под диктовку. | 1 | |
Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Имя существительное» | 1 | ||
8 | Изменения существительных по падежам (склонение) | 7 | |
9 | Предлоги и падежи | 2 | |
10 | Выделение опорных слов (существительных) в тексте | 1 | |
11 | Практические упражнения в отборе примеров и фактов для развития основной мысли | 1 | |
Контрольный диктант № 6 «Падежи имен существительных» | 1 | ||
Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Падежи имен существительных» | 1 | ||
Связная речь: изложение текста, воспринятого на слух | - коллективно излагать текст, воспринятого на слух; - записывать текст на доске и в тетрадях. | 1 | |
12 | Прилагательное. Значение прилагательных в речи | - слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - выполнять задания по образцу; - выполнять самопроверку, взаимопроверку; - осуществлять самооценку; - находить необходимую информацию в учебнике, словаре; - оперировать терминами «имена прилагательные», «род имен прилагательных»; - различать имена прилагательные мужского, женского и среднего рода по вопросам; - задавать вопросы к именам прилагательным; - изменять имена прилагательные по родам; - запоминать слова с непроверяемыми гласными и согласными в корне (словарные слова); - слушать текст диктанта; - определять тему текста; - выделять основную мысль текста; - записывать текст под диктовку. | 3 |
13 | Изменение прилагательных по родам | 5 | |
14 | Распространение предложений именами прилагательными | 3 | |
Контрольный диктант № 7 «Имя прилагательное» | 1 | ||
Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Имя прилагательное» | 1 | ||
Связная речь: свободный диктант | - озаглавливать текст; - выделять опорные слова и средства связи из каждой части; - самостоятельно записывать каждую часть; - использовать изобразительные средства языка. | 1 | |
15 | Глагол | - слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - выполнять задания по образцу; - выполнять самопроверку, взаимопроверку; - осуществлять самооценку; - находить необходимую информацию в учебнике, словаре; - оперировать терминами «глагол», «время глагола»; - различать глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени по вопросам; - изменять глаголы по временам; - запоминать слова с непроверяемыми гласными и согласными в корне (словарные слова); - задавать вопросы к глаголам; - различать глаголы по значению; - выделять основную мысль текста; - записывать текст под диктовку. | 9 |
16 | Изменение глаголов по временам | 2 | |
17 | Выделение глаголов из текста | 4 | |
Контрольный диктант № 8 «Глагол» | 1 | ||
Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Глагол» | 1 | ||
Связная речь: изложение текста, воспринятого на слух по плану, опорным словам | - излагать текст, воспринятый на слух, по плану, опорным словам и выделенным из текста средствам связи предложений; - самостоятельно записывать основную часть. | 1 | |
IV | Предложение. Текст | - слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - выполнять задания по образцу; - выполнять самопроверку, взаимопроверку; - осуществлять самооценку; - находить необходимую информацию в учебнике, словаре; - оперировать терминами «однородные члены предложения», - устанавливать связь слов в предложении при помощи вопросов; - определять границы предложений; - находить главные и второстепенные члены предложения; - определять однородные члены предложения; - различать распространенные и нераспространенные предложения; - распространять предложения; - определять тему текста; - выделять основную мысль текста; - записывать текст под диктовку. | 16 |
1 | Главные и второстепенные члены предложения | 3 | |
2 | Нераспространенное и распространенное предложения | 2 | |
3 | Интонация предложений | 3 | |
4 | Составление диалогов | 1 | |
5 | Однородные члены предложения | 3 | |
6 | Структура текста | 2 | |
Контрольный диктант № 9 «Предложение. Текст» | 1 | ||
Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Предложение. Текст» | 1 | ||
Связная речь: составление текста письма | - составлять текст письма к родственникам (друзьям); - анализировать структуру письма; - отбирать содержание и речевые средства для основной части письма; - коллективно записывать на доске и в тетрадях. | 2 | |
V | Повторение | - слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - выполнять задания по образцу; - выполнять самопроверку, взаимопроверку; - осуществлять самооценку; - находить необходимую информацию в учебнике, словаре; - подбирать однокоренные слова; - образовывать слова с новым значением при помощи приставок и суффиксов; - изменять форму слова при помощи изменения окончаний; - подбирать проверочные слова; - запоминать слова с непроверяемыми гласными и согласными в корне (словарные слова); - изменять форму слова для проверки парных звонких и глухих согласных в корне; - разбирать слова по составу; - определять род имен существительных, прилагательных; - определять время глагола; - находить главные и второстепенные члены предложения; - распространять предложения; - дополнять предложения однородными членами предложения; - распространять предложения; - определять тему текста; - выделять основную мысль текста; - записывать текст под диктовку. | 10 |
1 | Повторение по теме «Состав слова» | 1 | |
2 | Повторение по теме «Имя существительное» | 1 | |
3 | Повторение по теме «Имя прилагательное» | 1 | |
4 | Повторение по теме «Глагол» | 1 | |
5 | Повторение по теме «Предложение» | 2 | |
6 | Повторение по теме «Текст» | 2 | |
Контрольный диктант № 10 «Повторение изученного» | 1 | ||
Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Повторение изученного» | 1 |
Приложение 1
Проверка усвоения программного материала по русскому языку*
Оценка устных ответов
Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков по русскому языку. При оценке устных ответов принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умение практически применять свои знания; г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Отметка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1–2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изученного материала, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом допускает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Отметка «1» за устные ответы не ставится.
Оценка письменных работ учащихся
Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам повседневных письменных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям на доске, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т. д.
* По материалам учебного пособия «Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов / Т. В. Алышева, Г. В. Васенков, В. В. Воронкова и др.: Дрофа; Москва; 2009»
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий).[1] Основные виды контрольных работ – списывание и диктанты.
В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи, членов предложения на основе установления связи слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико‑орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Текст для диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в текст диктанта слов на правила, которые в данном классе еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо записать на доске или проговорить, выделив орфограмму, указать на раздельное или слитное написание слов и словосочетаний, правильную постановку знаков препинания. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся.
Контрольные диктанты должны содержать 3–4 орфограммы на каждое проверяемое правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50 % от числа слов текста.
Примерный объем текстов контрольных работ в I классе – 8 – 10 слов, во II классе в начале учебного года – 10 –12 слов, к концу года – 16 –18 слов, в III классе – 20 –25 слов, в IV классе – 30 – 35 слов, в V классе – 45 – 50 слов, в VI–VII классах – 65–70 слов, в VIII–Х классах – 75 – 80 слов. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.
Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуального продвижения детей.
Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенностей усвоения учебного материала каждым таким учеником.
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
♦ I – IV классы
Отметка «5» ставится за работу без ошибок.
Отметка «4» ставится за работу с 1–3 ошибками.
Отметка «3» ставится за работу с 4–5 ошибками.
Отметка «2» ставится за работу, в которой допущено 6–8 ошибок.
Отметка «1» ставится за работу с большим количеством ошибок, чем допустимо при оценке «2».
♦ V – IX классы
Отметка «5» ставится за работу, написанную без ошибок.
Отметка «4» ставится за работу с 1–2 ошибками.
Отметка «3» ставится за работу с 3–5 ошибками.
Отметка «2» ставится за работу, в которой допущено 6–8 ошибок.
Отметка «1» ставится за работу с большим количеством ошибок, чем допустимо при оценке «2».
В письменных работах не учитывается 1–2 исправлений или 1 пунктуационная ошибка. Наличие трех исправления или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует 1 орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания не учитываются. За одну ошибку в диктанте считается:
а) Повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано на конце «ы»). Если же подобная ошибка на это же правило встречается в другом слове, она учитывается.
б) Две негрубые ошибки. Негрубыми считаются следующие ошибки:
- повторение одной и той же буквы (например, «п оо суда»);
- недописывание слов;
- пропуск одной части слова при переносе;
- повторное написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими ошибками являются ошибки на замену согласных, а у детей с тяжелыми нарушениями речи – искажение звуко‑буквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.