Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

№ п/п Раздел/тема Основные виды учебной деятельности обучающихся Кол-во часов
I Звуки и буквы. Текст

- слушать объяснение учителя;

- выполнять действия по инструкции учителя;

- выполнять задания по образцу;

- выполнять самопроверку, взаимопроверку;

- осуществлять самооценку;

- находить необходимую информацию в учебнике, словаре;

- оперировать терминами «звук», «буква», «гласный», «согласный», «орфограмма»;

- устанавливать соответствие между количеством гласных и слогов;

- делить слова на слоги;

- образовывать новые слова;

- различать мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные на слух;

- обозначать мягкость согласных на письме буквами ь, е, ё, ю, я, и;

- ставить ударения в словах, различать ударные и безударные гласные;

- подбирать проверочные слова;

- различать текст и несколько отдельных предложений;

- читать текст;

- определять тему текста;

- озаглавливать текст;

- выделять основную мысль текста;

- делить текст на части;

- списывать текст;

- записывать под диктовку слова и предложения.

9
1 Повторение. Звуки и буквы. Текст 1
2 Мягкие и твердые согласные 1
3 Мягкий знак 1
4 Различение текста и не текста 1
5 Согласные звонкие и глухие 1
6 Ударные и безударные гласные 1
7 Определение темы текста 1
  Контрольный диктант № 1 «Звуки и буквы. Текст» 1
  Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Звуки и буквы. Текст». 1
II Предложение. Текст.

- слушать объяснение учителя;

- выполнять действия по инструкции учителя;

- выполнять задания по образцу;

- выполнять самопроверку, взаимопроверку;

- осуществлять самооценку;

- находить необходимую информацию в учебнике, словаре;

- оперировать терминами «главные члены предложения», «второстепенные члены предложения», «подлежащее», «сказуемое»;

- устанавливать связь слов в предложении при помощи вопросов;

- определять границы предложений;

- находить главные и второстепенные члены предложения;

- распространять предложения;

- определять вид предложения по интонации на слух и в произношении;

- устанавливать последовательность предложений в тексте;

- читать текст;

- определять тему текста;

- озаглавливать текст;

- выделять основную мысль текста;

- делить текст на части, предложения;

- списывать текст;

- записывать под диктовку слова, предложения, текст.

6
1 Отличие предложения от текста 1
2 Предложение как единица речи 3
  Контрольный диктант № 2 «Предложение. Текст». 1
  Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Предложение. Текст». 1
  Связная речь: составление рассказа по серии сюжетных картинок - коллективно составлять рассказ по серии сюжетных картинок с обсуждением темы, средств связи предложений и частей текста; - озаглавливать текст в связи с выделенной темой; - записывать текст на доске и в тетрадях. 1
III Слово. Текст   85
3.1 Состав слова

- слушать объяснение учителя;

- выполнять действия по инструкции учителя;

- выполнять задания по образцу;

- выполнять самопроверку, взаимопроверку;

- осуществлять самооценку;

- находить необходимую информацию в учебнике, словаре;

- оперировать терминами «корень», «однокоренные слова», «окончание», «приставка»; «суффикс», «состав слова», «часть слова»;

- подбирать однокоренные слова;

- составлять предложения с однокоренными словами;

- образовывать слова с новым значением при помощи приставок и суффиксов;

- образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением;

- изменять форму слова для проверки безударной гласной в корне;

- связывать слова в предложении при помощи изменения окончаний;

- подбирать проверочные слова;

- запоминать слова с непроверяемыми гласными и согласными в корне (словарные слова);

- изменять форму слова для проверки парных звонких и глухих согласных в корне;

- разбирать слова по составу;

- читать текст;

- выделять основную мысль текста;

- выбирать заголовок;

- списывать текст;

- записывать под диктовку слова, предложения, текст.

20
1 Корень и однокоренные слова 2
2 Окончание 2
3 Приставка 2
4 Суффикс 2
5 Тема и основная мысль текста. 1
6 Правописание безударных гласных в корне слова 4
7 Правописание звонких и глухих согласных в корне слова 3
8 Непроверяемые написания в корне слова 2
  Контрольный диктант № 3 «Состав слова». 1
  Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Состав слова». 1
  Связная речь: свободный диктант - озаглавливать текст с отражением его темы; - выделять опорные слова из каждой части; - коллективно записывать каждую частиьс опорой на выделенные слова. 1
3.2 Части речи   65
1 Слово как название предмета, его признака или действия - слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - выполнять задания по образцу; - выполнять самопроверку, взаимопроверку; - осуществлять самооценку; - находить необходимую информацию в учебнике, словаре; - оперировать терминами «часть речи», «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол»; - различать части речи по вопросам и значению; - читать предложения; - записывать предложения; - определять к какой части речи относятся слова в предложении. 8
  Связная речь: изложение текста по плану и опорным словам - коллективно излагать зрительно воспринимаемый текст по данному плану и опорным словам; - обсуждать тему и основную мысль; - отражать в заголовке идею текста; - наблюдать за средствами связи и образными словами, использовать их в качестве опорных слов; - записывать текст на доске и в тетрадях. 1
  Контрольный диктант № 4 «Части речи».   1
  Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Части речи».   1
2 Имя существительное

- слушать объяснение учителя;

- выполнять действия по инструкции учителя;

- выполнять задания по образцу;

- выполнять самопроверку, взаимопроверку;

- осуществлять самооценку;

- находить необходимую информацию в учебнике, словаре;

- оперировать терминами существительные «одушевленные» и «неодушевленные», существительные «собственные» и «нарицательные», «род», «число имен существительных», «падеж», «склонение»;

- определять грамматические признаки имен существительных;

- изменять имена существительные по числам, по падежам;

- ставить имена существительные в начальную форму;

- определять падеж имен существительных;

- различать имена существительные мужского, женского и среднего рода;

- запоминать слова с непроверяемыми гласными и согласными в корне (словарные слова);

- слушать текст диктанта;

- определять тему текста;

- выделять основную мысль текста;

- записывать текст под диктовку.

1
3 Имена существительные одушевленные и неодушевленные 2
4 Имена существительные собственные и нарицательные   2
5 Большая буква в именах собственных. 2
6 Изменение имен существительных по числам 3
7 Род имен существительных 6
  Связная речь: составление рассказа по сюжетной картинке  - составлять рассказ по сюжетной картинке и данному плану с обсуждением темы, структуры текста, отбором словаря, построением предложений; - использовать средства связи между ними. - озаглавливать рассказ; - коллективная запись начала рассказа с последующим самостоятельным воспроизведением частей текста (наиболее простых). 1
  Контрольный диктант № 5 «Имя существительное».

- слушать объяснение учителя;

- выполнять действия по инструкции учителя;

- выполнять задания по образцу;

- выполнять самопроверку, взаимопроверку;

- осуществлять самооценку;

- находить необходимую информацию в учебнике, словаре;

- оперировать терминами существительные «одушевленные» и «неодушевленные», существительные «собственные» и «нарицательные», «род», «число имен существительных», «падеж», «склонение»;

- определять грамматические признаки имен существительных;

- изменять имена существительные по числам, по падежам;

- ставить имена существительные в начальную форму;

- определять падеж имен существительных;

- различать имена существительные мужского, женского и среднего рода;

- запоминать слова с непроверяемыми гласными и согласными в корне (словарные слова);

- слушать текст диктанта;

- определять тему текста;

- выделять основную мысль текста;

- записывать текст под диктовку.

1
  Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Имя существительное» 1
8 Изменения существительных по падежам (склонение) 7
9  Предлоги и падежи 2
10 Выделение опорных слов (существительных) в тексте 1
11 Практические упражнения в отборе примеров и фактов для развития основной мысли 1
  Контрольный диктант № 6 «Падежи имен существительных» 1
  Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Падежи имен существительных» 1
  Связная речь: изложение текста, воспринятого на слух - коллективно излагать текст, воспринятого на слух; - записывать текст на доске и в тетрадях. 1
12 Прилагательное. Значение прилагательных в речи

- слушать объяснение учителя;

- выполнять действия по инструкции учителя;

- выполнять задания по образцу;

- выполнять самопроверку, взаимопроверку;

- осуществлять самооценку;

- находить необходимую информацию в учебнике, словаре;

- оперировать терминами «имена прилагательные», «род имен прилагательных»;

- различать имена прилагательные мужского, женского и среднего рода по вопросам;

- задавать вопросы к именам прилагательным;

- изменять имена прилагательные по родам; 

- запоминать слова с непроверяемыми гласными и согласными в корне (словарные слова);

- слушать текст диктанта;

- определять тему текста;

- выделять основную мысль текста;

- записывать текст под диктовку.

3
13 Изменение прилагательных по родам 5
14 Распространение предложений именами прилагательными 3
  Контрольный диктант № 7 «Имя прилагательное» 1
  Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Имя прилагательное» 1
  Связная речь: свободный диктант - озаглавливать текст; - выделять опорные слова и средства связи из каждой части; - самостоятельно записывать каждую часть; - использовать изобразительные средства языка. 1
15 Глагол

- слушать объяснение учителя;

- выполнять действия по инструкции учителя;

- выполнять задания по образцу;

- выполнять самопроверку, взаимопроверку;

- осуществлять самооценку;

- находить необходимую информацию в учебнике, словаре;

- оперировать терминами «глагол», «время глагола»;

- различать глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени по вопросам;

- изменять глаголы по временам;

- запоминать слова с непроверяемыми гласными и согласными в корне (словарные слова);

- задавать вопросы к глаголам;

- различать глаголы по значению;

- выделять основную мысль текста;

- записывать текст под диктовку.

9
16 Изменение глаголов по временам 2
17 Выделение глаголов из текста 4
  Контрольный диктант № 8 «Глагол» 1
  Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Глагол» 1
  Связная речь: изложение текста, воспринятого на слух по плану, опорным словам    - излагать текст, воспринятый на слух, по плану, опорным словам и выделенным из текста средствам связи предложений; - самостоятельно записывать основную часть. 1
IV Предложение. Текст

- слушать объяснение учителя;

- выполнять действия по инструкции учителя;

- выполнять задания по образцу;

- выполнять самопроверку, взаимопроверку;

- осуществлять самооценку;

- находить необходимую информацию в учебнике, словаре;

- оперировать терминами «однородные члены предложения»,

- устанавливать связь слов в предложении при помощи вопросов;

- определять границы предложений;

- находить главные и второстепенные члены предложения;

- определять однородные члены предложения;

- различать распространенные и нераспространенные предложения;

- распространять предложения;

- определять тему текста;

- выделять основную мысль текста;

- записывать текст под диктовку.

16
1 Главные и второстепенные члены предложения 3
2 Нераспространенное и распространенное предложения 2
3  Интонация предложений 3
4 Составление диалогов 1
5 Однородные члены предложения 3
6 Структура текста 2
  Контрольный диктант № 9 «Предложение. Текст» 1
  Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Предложение. Текст» 1
  Связная речь: составление текста письма - составлять текст письма к родственникам (друзьям); - анализировать структуру письма; - отбирать содержание и речевые средства для основной части письма; - коллективно записывать на доске и в тетрадях. 2
V Повторение

- слушать объяснение учителя;

- выполнять действия по инструкции учителя;

- выполнять задания по образцу;

- выполнять самопроверку, взаимопроверку;

- осуществлять самооценку;

- находить необходимую информацию в учебнике, словаре;

- подбирать однокоренные слова;

- образовывать слова с новым значением при помощи приставок и суффиксов;

- изменять форму слова при помощи изменения окончаний;

- подбирать проверочные слова;

- запоминать слова с непроверяемыми гласными и согласными в корне (словарные слова);

- изменять форму слова для проверки парных звонких и глухих согласных в корне;

- разбирать слова по составу;

- определять род имен существительных, прилагательных;

- определять время глагола;

- находить главные и второстепенные члены предложения;

- распространять предложения;

- дополнять предложения однородными членами предложения;

- распространять предложения;

- определять тему текста;

- выделять основную мысль текста;

- записывать текст под диктовку.

10
1 Повторение по теме «Состав слова» 1
2 Повторение по теме «Имя существительное» 1
3 Повторение по теме «Имя прилагательное» 1
4 Повторение по теме «Глагол» 1
5 Повторение по теме «Предложение» 2
6 Повторение по теме «Текст» 2
  Контрольный диктант № 10 «Повторение изученного» 1
    Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Повторение изученного» 1

 

 

Приложение 1

 

Проверка усвоения программного материала по русскому языку*

 

Оценка устных ответов

Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков по русскому языку. При оценке устных ответов принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умение практически применять свои знания; г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Отметка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1–2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изученного материала, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом допускает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

Отметка «1» за устные ответы не ставится.

Оценка письменных работ учащихся

Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам повседневных письменных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.

Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям на доске, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т. д.

 

* По материалам учебного пособия «Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов / Т. В. Алышева, Г. В. Васенков, В. В. Воронкова и др.: Дрофа; Москва; 2009»

При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.

Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий).[1] Основные виды контрольных работ – списывание и диктанты.

В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи, членов предложения на основе установления связи слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико‑орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.

Текст для диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в текст диктанта слов на правила, которые в данном классе еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо записать на доске или проговорить, выделив орфограмму, указать на раздельное или слитное написание слов и словосочетаний, правильную постановку знаков препинания. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся.

Контрольные диктанты должны содержать 3–4 орфограммы на каждое проверяемое правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50 % от числа слов текста.

Примерный объем текстов контрольных работ в I классе – 8 – 10 слов, во II классе в начале учебного года – 10 –12 слов, к концу года – 16 –18 слов, в III классе – 20 –25 слов, в IV классе – 30 – 35 слов, в V классе – 45 – 50 слов, в VI–VII классах – 65–70 слов, в VIII–Х классах – 75 – 80 слов. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.

Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуального продвижения детей.

Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенностей усвоения учебного материала каждым таким учеником.

При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:

♦ I – IV классы

Отметка «5» ставится за работу без ошибок.

Отметка «4» ставится за работу с 1–3 ошибками.

Отметка «3» ставится за работу с 4–5 ошибками.

Отметка «2» ставится за работу, в которой допущено 6–8 ошибок.

Отметка «1» ставится за работу с большим количеством ошибок, чем допустимо при оценке «2».

♦ V – IX классы

Отметка «5» ставится за работу, написанную без ошибок.

Отметка «4» ставится за работу с 1–2 ошибками.

Отметка «3» ставится за работу с 3–5 ошибками.

Отметка «2» ставится за работу, в которой допущено 6–8 ошибок.

Отметка «1» ставится за работу с большим количеством ошибок, чем допустимо при оценке «2».

В письменных работах не учитывается 1–2 исправлений или 1 пунктуационная ошибка. Наличие трех исправления или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует 1 орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания не учитываются. За одну ошибку в диктанте считается:

а) Повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано на конце «ы»). Если же подобная ошибка на это же правило встречается в другом слове, она учитывается.

б) Две негрубые ошибки. Негрубыми считаются следующие ошибки:

- повторение одной и той же буквы (например, «п оо суда»);

- недописывание слов;

- пропуск одной части слова при переносе;

- повторное написание одного и того же слова в предложении.

Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими ошибками являются ошибки на замену согласных, а у детей с тяжелыми нарушениями речи – искажение звуко‑буквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: