Освоение обучающимися рабочей программы, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты освоения учебной программой по предмету «Русский язык» для учащихся 5 класса включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
На уроках русского языка будут формироваться следующие личностные результаты:
1) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
2) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
3) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
5) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
|
|
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
8) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки, используемой в образовательной организации.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для учебного предмета «Русский язык», характеризуют опыт по получению нового знания, достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и должны отражать:
1) формирование интереса к изучению русского языка;
2) коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения;
3) овладение основами грамотного письма;
4) использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач.
Готовность применения предметных результатов определят два уровня: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Предполагается, чток концу обучения в 5 классе учащиеся будут иметь:
Минимальный уровень:
· списывать текст целыми словами, структурно сложные слова — по слогам;
· писать под диктовку текст, с предварительным разбором изученных орфограмм;
· участвовать в обсуждении темы и идеи текста;
|
|
· подбирать однокоренные слова с помощью учителя;
· проверять безударные гласные, сомнительные согласные на основе изменения формы слова (с помощью учителя);
· учиться пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.
Достаточный уровень:
· списывать текст целыми словами и словосочетаниями, структурно сложные слова — по слогам;
· писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (40 – 45 слов);
· участвовать в обсуждении темы текста, в выделении основной мысли;
· коллективно составлять текст и записывать его под руководством учителя (до 50 слов);
· подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу с помощью учителя;
· различать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по вопросам, с опорой на таблицу;
· находить решение орфографической задачи (с помощью учителя);
· пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.
Для проверки усвоения программного материала используем контрольно-измерительные материалы, предложенные в Приложении 1.
В качестве примера контрольных диктантов и проверочных работ мы предлагаем материалы, которые представлены в Приложении 2.
Изучение предмета «Русский язык» в 5 классе направлено на формирование следующих базовых учебных действий.
Личностные учебные действия
- активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
- осуществлять действия самоконтроля за свои поступки в школе, в обществе, в природе;
- уважительно и бережно относиться к труду работников школы, школьному имуществу;
- проявлять самостоятельность при выполнении заданий;
- оказывать помощь сверстникам и взрослым;
- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
- адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
- проявлять бережное отношение к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия
- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;
- использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия
- принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- осуществлять действия самоконтроля в процессе деятельности;
- адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия
- дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
- использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале при установлении аналогии между частями слова, частями речи, в работе с предложением;
- использовать в деятельности межпредметные знания для формирования грамматико-орфографических умений, для решения коммуникативно-речевых практических задач.
Диагностика БУДов проводится в соответствии с «Программой формирования базовых учебных действий», реализуемой в образовательной организации.