Практическое занятие «Логика вопросов и ответов»

(форма обучения очная)

 

1. Сущность и логическая структура вопроса.

2. Виды вопросов.

3. Правила постановки вопросов.

4. Сущность и логическая структура ответа.

5. Виды ответов.

6. Правила выражения ответа.

7. Методологическое значение вопросно-ответного комплекса в деятельности таможенника.

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы

И подготовке к практическому занятию

 

Назначение практического занятия - отработать навыки логической оценки и грамотной формулировки вопросов, а также навыков использования приемов построения ответов в зависимости от характера вопросов и по установленным правилам.

Студентам рекомендуется последовательно изучить следующие вопросы: определение вопроса и установление грамматической формы его выражения; различение явного и скрытого вопроса по грамматической форме выражения; отличие вопроса от суждения и сходство с ним; роль вопроса в логическом мышлении; общая структура вопроса; элементы вопроса; средства установления вопроса, его предмета на основе анализа структуры суждения; средства установления объема вопроса как показателя его определенности; характеристика предпосылок вопроса; средства установления исчерпывающего числа предпосылок вопроса; основные функции вопроса и средства их различения применительно к отдельному вопросу.

Используя полученные знания, потренируйтесь в установлении вопросной основы суждений (на базе анализа произвольно взятых повествовательных предложений) и в определении структурных характеристик этих вопросов.

Рассмотрите логическую и информационную нагрузку вопросов различных видов. Вы должны уяснить связь логических видов вопросов с определенным грамматическим их построением. Подберите для каждого из выделенных видов вопросов примеры и проиллюстрируйте эту связь.

Все вопросы можно разделить на правильные и неправильные В связи с этим укажите: что означает «правильно поставить вопрос»; каковы достоинства и недостатки каждого из видов правильных вопросов; каковы основные причины формулировки неправильных вопросов; можно ли обнаружить признаки неправильности вопроса по его грамматической форме; могут ли некорректные вопросы быть правильными, а корректные - неправильными; могут ли быть вопросы, выраженные в логически правильной форме, неправильными.

Важно ознакомиться с формулировкой и обоснованием требований и условий, соблюдение которых делает постановку вопроса правильной. Для таможенника знание этих требований чрезвычайно важно. Поскольку, как говорят, в правильно поставленном вопросе содержится половина ответа, как на практике можно добиться постановки логически и содержательно ясных вопросов.

Самостоятельное значение, например, в расследовании, могут иметь так называемые провокационные вопросы. Попытайтесь найти условия при которых ответ на провокационный вопрос является не только возможным, но и неизбежным.

Необходимо изучить приемы установления логической связи вопросов и ответов, а также с приемами оценки соответствия ответа вопросу.

Определив, что такое «ответ», выясните, идентичны ли ответы по своей логической структуре суждениям. Какие элементы должен иметь любой ответ? Затем дайте классификацию ответов и охарактеризуйте достоинства и недостатки каждого из видов правильных ответов. Что означает «правильно ответить на вопрос»? Существует ли логическое соответствие и несовместимость между вопросами и ответами различных видов? Далее опишите типичные ситуации, связанные с ошибочной формулировкой ответов. Сформулируйте правила построения ответа.

В качестве узловых категорий данной темы предлагается занести в собственные логические словарик определения следующих понятий: «вопрос», «предпосылка вопроса», «явный вопрос», «скрытый вопрос», «простой вопрос», «сложный вопрос», «уточняющий вопрос», «восполняющий вопрос», «узловой вопрос», «наводящий вопрос», «корректный вопрос», «некорректный вопрос», «ответ», «прямой ответ», «косвенный ответ», «полный ответ», «частичный ответ».

 

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что такое вопрос?

2. Как соотносятся термины «вопрос», «проблема», «проблемная ситуация»?

3. Какие элементы составляют логическую структуру вопроса?

4. На какие виды делятся вопросы?

5. В чем заключается особенность правил постановки простых и сложных вопросов.

6. Какова логическая сущность и структура ответа?

7. На какие виды делятся ответы?

8. Какие правила формулировки ответов следует знать?

9. Какова роль вопросно-ответного комплекса в деятельности таможенника?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: