ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ СРЕДСТВАМИ КИНО
(Сопоставление книги и фильма «Сумерки») 206
Белокрылова Яна, группа 010
Руководитель: Булдакова О.И.
ФАМИЛИИ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ И ПОЭТОВ В НАЗВАНИИ УЛИЦ ПЕРМИ.. 209
Першина Анжела Олеговна, группа 030
Руководитель: Булдакова О.И.
УСТАРЕВШИЕ СЛОВА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЛИТЕРАТУРЫ... 212
Красноперова Ангелина, группа 050
Руководитель: Булдакова О.И.
Направление «ВЫПУСКНЫЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ»
Место
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ – КАК МЕТОД ЭМПИРИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Кожевникова Александра Олеговна, группа 330
«Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Руководитель: Щаникова Л. В.
В настоящее время тема экологии становится как никогда актуальной. В наши дни, когда мир находиться на грани экологической катастрофы и под угрозой, будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитание и образование являются одной из актуальнейших проблем современности.
Экологическое воспитание одно из направлений в педагогике, которое отличается от традиционно сложившегося «ознакомления детей с природой». Но заметим, оно остается только теоретическим, дети изучают окружающий мир из учебника, не выходя из школы.Эмпирическое обучение или практическое – это процесс получения навыков и знаний непосредственно через практический опыт, минуя стадию теоретического обучения. Во время эмпирического обучения приходится задействовать весь умственный потенциал школьника, а также максимум органов чувств, в том числе важнейшие из них, зрение, слух и осязание.
Одним из эффективных методов экологического воспитания является экологический туризм. Несомненно, сидя за партой и читая книги, слушая учителя ученик получает очень важную и очень нужную информацию, но он получает лишь теоретические знания. А информации может быть недостаточно, чтобы стать успешным в реальной деятельности.
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность экологического воспитания младших школьников методом экологического туризма.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
· Изучить литературу по теме исследования;
· Уточнить понятие, сущность и методы экологического образования младших школьников;
· Определить место туристско-краеведческой деятельности в системе экологического образования учащихся начальных классов;
При решении задач, мы использовали следующие методы исследования:
теоретические - изучение и анализ педагогической, психологической, экологической литературы в рамках рассматриваемой проблемы;
эмпирические - педагогическое наблюдение учебного процесса; педагогический эксперимент, обработка результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты способствуют решению актуальной научной проблемы, повышению эффективности процесса экологического образования в начальной школе с учетом его туристско-краеведческой направленности.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в системе туристско- краеведческой деятельности в начальной школе при изучении предметов как естественно - научного так и гуманитарного цикла.
Задача учителей начальных классов: донести до ума и сердец младших школьников то, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья природы и человека. Все это способствует повышению общей культуры в целом и экологической культуры в частности.
Туристско-краеведческая деятельность как средство экологического образования способствует:
формированию ключевых компетентностей у учащихся: исследовательских, оценочных, информационных;
расширению образовательного кругозора учащихся, возрастанию познавательного интереса к разным отраслям научного познания;
развитию самостоятельности и творческой инициативы обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельности, самостоятельного мышления и умению применить эти знания на практике.
Систематическая работа с учащимися начальных классов с использованием различных форм работы, в том числе с использование экологического туризма, значительно расширяет и углубляет их знания о природе, формирует эмоциональную восприимчивость.
Несмотря на оживление работы по экологическому воспитанию в школах, ее уровень, как правило, остается достаточно низким.
Для систематизации работы необходима программа экологического воспитания младших школьников, обеспечивающая организацию познавательной, познавательно-развлекательной, практической и исследовательской деятельности учащихся, использование и сочетание инновационных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала.
Для определения начального уровня экологических знаний, обучающихся 2-го класса МБОУ «Гимназия №5» нами была разработана и проведена анкета «Что я знаю про Экологию».
Проанализировав результаты, сделали вывод, что представление учащихся о бережном отношении к природе и ее богатстве, о помощи животным и растениям, об охране природы и правилах поведения в природе очень несовершенны, неглубоки и имеются далеко не у всех учащихся. В связи с этим нами было сделано предположение о том, что целенаправленная систематическая работа с использованием различных форм и методов, в том числе экологического туризма может повысить эффективность формирования у младших школьников бережного отношения к природе.
Для этого, мы составили календарно-тематический план на полугодие, с использованием туристско-краеведческой деятельности.
Направление работы включало цикл познавательных мероприятий (использовались следующие формы: экскурсии, спектакли, викторины, дидактические игры, защита проектов, путешествия), которые способствовали расширению экологических знаний младших школьников.
Экскурсии, наблюдения способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.
Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников любого возраста играет практическая, исследовательская работа.
Одним из запланированных мероприятий была «Конференция Научно-практических работ». Всем обучающимся 2 «Г» класса предлагалась выбрать тему и написать научно-практическую работу.
В связи с целенаправленной работой по экологическому воспитанию, количество тем по экологии выбрали 11 человек из 28 (достаточно высокий показатель).
Дипломом I степени был награждён Платон А., с темой «Батарейку принеси и природу ты спаси! (или все о вреде и пользе батарейки)».
Данные повторного среза знаний показали, что после осуществления запланированных мероприятий заметно выросло количество полных ответов и снизилось количество неправильных ответов. Если на начальном этапе нашего исследования качество знаний составляло 31,49%, то после проведения запланированных мероприятия этот показатель вырос до76,67%.
Приведенные данные свидетельствуют об эффективности эмпирических методов. Непосредственное участие в деятельности развивает целеустремленность, любознательность, наблюдательность умение слушать, работать в команде, чётко выражать свои мысли и другие качества личности, которые позволяют становиться увереннее в себе.
По результатам анкетирования можно сделать вывод, что туристско-краеведческая деятельность значительно расширяет и углубляет знания о природе и формирует эмоциональную восприимчивость.
При проведении запланированных мероприятий у школьников не только повысился уровень экологических знаний, но и в значительной степени изменилась мотивация поступков в природе, а также интересы учащихся.
Целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию, способствует значительному повышению экологической культуры школьников.
Список используемой литературы:
1. Бобылева Л.Д. Практическая направленность экологического воспитания младших школьников // Реализация практической направленности в учебном процессе начальных классов школы: Межвуз. сб. науч. тр. – Владимир, 1999
2. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы. - М.: Просвещение, 1990.
3. Горохова Е.Р. Пути повышения эффективности экологического образования учащихся// Начальная школа. – 2006.
Место