Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературного чтения в начальных классах

 

Пикулева Анастасия Олеговна, группа 330

«Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Руководитель: Бочкарева Н.В

.

Приоритетной задачей современной школы является воспитание думающей, внутренне свободной личности, способной формировать, и аргументировано отстаивать собственную точку зрения, ставить перед собой цели и находить эффективные пути их достижения. Изменения в окружающем мире, обществе, быстрые темпы роста объема информации, разнообразные средства доступа к ней и необходимость умения ориентироваться в потоке информации предъявляют высокие требования к интеллектуальным качествам личности. Решающее значение для адаптации человека к сложным реалиям современного общества имеет не столько объем накопленных знаний, сколько умение самостоятельно получать знания и применять их в практической деятельности. В достижении этих актуальных задач может помочь образовательная технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее – ТРКМЧП).

Цель исследования: подтверждение на практическом уровне целесообразности применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературного чтения в начальных классах.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть понятие критического мышления;

2. Определить сущность ТРКМЧП;

3. Выявить методические особенности использования ТРКМЧП в начальной школе;

4. Изучить опыт работы учителей начальных классов по использованию ТРКМЧП на уроках литературного чтения;

5. Разработать технологические карты уроков литературного чтения с использованием ТРКМЧП, а также методические рекомендации для учителей начальных классов.

Гипотеза исследования: в ходе исследования предполагается доказать целесообразность применения технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе для достижения требований ФГОС НОО.

Методы исследования:

- методы теоретического исследования: анализ литературных источников; синтез; сравнение, обобщение;

- методы эмпирического исследования: наблюдение; беседа; изучение и обобщение педагогического опыта; синтез, метод внедрения результатов исследования в педагогическую практику.

Анализ литературы позволил сделать следующие выводы:

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Критическое мышление предполагает умение видеть проблемы, готовность к нахождению нестандартных решений, умение подвергать рефлексии собственную интеллектуальную деятельность, анализировать свои действия и выявлять допущенные ошибки. Кроме того, данный тип мышления включает в себя готовность отказаться от своего решения в пользу более эффективного, открытость для новых идей, умение делать объективные выводы, что обусловливает понимание неоднозначности мира.

Технология ТРКМЧП предполагает построение урока в логике дидактического цикла: «вызов – осмысление – рефлексия». Для каждого этапа разработан богатый арсенал методов и приемов, многие из которых можно использовать уже в начальной школе, в том числе на уроках литературного чтения.

Было установлено, что ТРКМЧП помогает учителю в исполнении федерального государственного образовательного стандарта НОО, способствует достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Первым этапом практической работы по теме исследования стало изучение и анализ опыта учителей начальных классов по использованию ТРКМЧП в начальной школе на уроках литературного чтения. Было выявлено, что педагоги считают использование данной технологии достаточно актуальным. Учителя уже в начальных классах на уроках литературного чтения используют различные приемы ТРКМЧП, одним из самых популярных является прием «синквейн».

На втором этапе осуществлялась разработка технологических карт уроков литературного чтения и их апробация в начальных классах. Было разработано 5 технологических карт уроков для 3-го класса: Б.С. Житков «Про обезьянку»; Н.Н. Носов «Живая шляпа»; Л.Н. Толстой «Лев и собачка»; Г.Х. Андерсен «Штопальная игла», Г.Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». Проведение уроков показало, что уроки с использованием технологии развития критического мышления отличаются от уроков в традиционном обучении: ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами: они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное, роль учителя - в основном координирующая. Используемые приемы ТРКМЧП («Дерево предсказаний», «Синквейн», «Письмо по кругу», «Инсерт», «Фишбоун», «Прогнозирование по иллюстрации», «Толстые и тонкие вопросы», «Отсроченная догадка», «Зигзаг», «Письмо к учителю», «Кластер», «Чтение с остановками», «Двойной дневник», «Шесть шляп») способствовали успешному усвоению новых произведений. Учащиеся были активны на всех этапах урока, им были интересны предложенные задания, вследствие чего была высокая мотивация и познавательная активность.

Заключительным этапом исследовательской работы стало создание методических рекомендаций для студентов педагогических специальностей, а также для учителей начальных классов по использованию ТРКМЧП на уроках литературного чтения в начальной школе. Данная разработка получила положительную рецензию заместителя директора по научно-методической работе ЧОУ «Гимназия им. М.И. Пинаевой» С.В. Силуяновой.

 Проведенная работа позволила сделать вывод о том, что использование данной технологии способствует не только достижению более высокого уровня развития читательских умений младших школьников, но и стимулирует их учебно-познавательную мотивацию, способствует развитию творческого потенциала. Учащиеся начинают более творчески и независимо подходить к решению учебных задач, отходят от шаблонности действий, становятся более инициативными, изобретательными, способными к генерации идей, их продуцированию как индивидуально, так и в коммуникации с другими людьми.

Практическую значимость исследования мы видим в разработке технологических карт уроков литературного чтения, а также методических рекомендаций для студентов педагогических специальностей и учителей начальных классов по использованию ТРКМЧП на уроках литературного чтения в начальной школе.

Таким образом, гипотеза подтвердилась. Технологию развития критического мышления через чтение и письмо можно и нужно использовать в современной школе, начиная с младших классов, в том числе на уроках литературного чтения.

Место


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: