Использование настольных игр в математическом развитии детей среднего дошкольного возраста

Липатова Мария Олеговна, группа 21 СДО

«Специальное дошкольное образование»

Руководитель: Попцова Р.В.

Дошкольное детство - это важнейший этап в становлении человека, активный период для развития многих психических процессов. Именно в дошкольном возрасте происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие отдельных участков коры головного мозга, установление связей между ними. Это создает благоприятные условия для начала формирования у ребенка внимания, памяти, мышления, воображения, речи.

Развитию у ребенка познавательных процессов и математических представлений способствует игровая деятельность, в частности настольные игры. Настольная игра требует от ребенка усидчивости, серьезного настроя на результат, использование активного мыслительного процесса. Настольные игры способствуют восприятию материала, поэтому дети активно участвуют в познавательном процессе.

Актуальность исследования обуславливается тем, что математическое развитие детей среднего дошкольного возраста, развиваемое посредствам настольных игр, при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной работе может оказывать положительное влияние на их развитие в области математики.

При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью математического развития детей среднего дошкольного возраста и недостаточным использованием возможностей настольных игр в решении данной проблемы.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: поиск возможностей использования настольных игр для математического развития детей среднего дошкольного возраста. 

Объект исследования: процесс математического развития детей среднего дошкольного возраста

Предмет исследования:настольная игра как средство математического развития детей среднего дошкольного возраста

Цель:теоретическое обоснование использования настольных игр для эффективного математического развития детей среднего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Подобрать и изучить литературу по теме исследования

2. Проанализировать современные требования к математическому развитию детей дошкольного возраста

3. Изучить психолого – педагогические особенности детей среднего дошкольного возраста

4. Выявить особенности математического развития детей среднего дошкольного возраста

5. Раскрыть понятие игры

6. Подобрать настольные игры для развития математических способностей детей среднего дошкольного возраста

Методы исследования:изучение и анализ психолого – педагогической и научной литературы.

Средний дошкольный возраст – важный период в развитии ребенка. Он затрагивает возраст от четырех до пяти лет. Этот возрастной период характеризуется увеличением жизненного пространства, целенаправленностью действий, улучшением координации движений и их разнообразностью. В этот период происходят существенные изменения в познавательных процессах в развитии личности ребёнка. Приобретая знания в дошкольном детстве, он использует их в последующей жизни. Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности. Они должны быть направлены на развитие логического мышления, а именно на умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру.

Одними из первых квалифицировавших игру как педагогичес­кое явление были Я. А. Коменский, Е. А. Покровский, И. А. Сикорский, К. Д. Ушинский, Ф. Фребель. Они подчеркивали, что именно в игре ребенок получает уникальную возможность разви­ваться, проявлять собственную активность и творчество, раскры­вать свой творческий потенциал. Их взгляды получили дальней­шее развитие в зарубежной и отечественной науке.

Для достижения цели исследования, была подобрана и проанализирована психолого-педагогическая литература по теме исследования, рассмотрены современные требования к математическому развитию детей дошкольного возраста. При рассмотрении возрастных особенностей детей среднего дошкольного возраста мы выявили специфику развития математических способностей детей среднего дошкольного возраста. Также подобрали настольные игры с современным содержанием, которые способствуют развитию математических представлений детей среднего дошкольного возраста.

В результате проделанной работы была решена проблема, которая выявилась в затруднении подбора настольных игр современного содержания.

По мере освоения заданной темы были сформулированы следующие выводы:

— На сегодняшний день математическое развитие детей дошкольного возраста является одним из самых важных процессов для развития ребёнка в целом.

— Для развития у детей среднего дошкольного возраста элементарных математических представлений целесообразно использовать разнообразные настольные игры.

— Настольные игры дают ребёнку возможность закрепить ряд сложных математических понятий, сформировать у них представления о том, как соотносятся количество и цифры, цифры и числа, развивают пространственно-временные представления.

Библиографический список.

1. Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы/ Л.С. Выготский. – Москва: Юрайт, 2017. – 302 с. ISBN: 5-699-03524-9

2. Белошистая А.В. Теория и методика математического развития детей дошкольного возраста / А.В. Белошистая. – Москва: Издательский центр Академия, 2019. – 272 с. ISBN 5-691-01229-0

3. Корнеева Г.А. указания к  курса Формирование  математических представлений у детей дошкольного / Г. Корнеева. – Москва: Велес, 2015. – 143 с

4. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт дошкольного образования [электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019). — Режим доступа: https://fgos.ru/

5. Шадрина, И. В. Теория и методика математического развития: учебник и практикум для СПО / И. В. Шадрина. – Москва: Издательство Юрайт, 2016. – 279 с. ISBN: 978-5-9916-77728-8

Место


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: