Хореографический коллектив, как форма объединения людей в целях обучения и воспитания, использует в своей работе определенные средства

Доклад

 

По теме: «Содержание, методы и формы воспитания

В детском объединении дополнительного образования,

На примере преподавания

В хореографическом коллективе»

Выполнила:

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Юлия Васильевна Гладкова

 

Коелга

Содержание

 

I. Введение:

 Процесс воспитания.

II. Основная часть:

1. Хореографический коллектив, как форма объединения людей в целях обучения и воспитания, использует в своей работе определенные средства.

2. Общая характеристика методов воспитательной работы в хореографическом коллективе.

а) Классификация методов воспитания в хореографическом коллективе.

б) Методы формирования хореографического коллектива.

в) Методы стимулирования членов хореографического коллектива.

3. Общая характеристика форм воспитательной работы в хореографическом коллективе.

4. Методы воспитательной работы в хореографическом коллективе и их воздействие на повышение активности детей.

III. Заключение:

IV. Список литературы:

I Введение

Процесс воспитания.

 Воспитание, являясь важнейшей частью становления человека как личности, как носителя культуры и духовности общества, обязательно подчинено социальным целям. Оно предполагает сделать «человека человеком», который не может существовать вне общества, вне коллектива, вне группы ему подобных людей.

Общие цели воспитания определяют содержание и всю воспитательную деятельность семьи, детского сада, школы и всех других учебно-воспитательных социальных институтов (учреждений дополнительного образования, средств массовой информации, искусства, литературы).

 

Основу содержания воспитания составляют следующие компоненты:

1. Совокупность простых нравственных норм и правил поведения человека, его общения с другими людьми. Это нормы и правила, исторически сложившиеся у каждого народа, нации, этноса на основе традиций, географических условий проживания, взаимодействия с соседними народами, религиозных верований. Эти нормы и правила зафиксированы в различных заповедях, поучениях, пословицах, сказках, детских песенках, в устных изречениях, передающихся от поколения к поколению. Постепенно совершенствуясь по содержанию и форме, они дошли до наших дней в виде четких, кратких и конкретных правил поведения и общения. В них особенно ярко проявляются национально-региональный колорит, национально-региональная специфика, своеобразие, налагающиеся на общечеловеческие нравственные нормы.

2. Система общечеловеческих ценностей, базирующаяся на фундаментальных представлениях о добре и зле. Это, прежде всего гуманизм, уважение к другим и себе, любовь в самом широком понимании этого слова, бережное отношение к природе, ко всему живому; понимание того, что самую большую ценность на земле представляет человек, его жизнь. Во все времена в качестве особой ценности провозглашалось образование как ведущий фактор духовного, культурного и социально-экономического развития общества, человека в целом.

3. Система нравственных принципов и норм, существующих в обществе и определяющих основные направления воспитания всех его членов. Такими принципами могут быть: «Человек человеку - друг, товарищ и брат» или «Человек человеку - волк». Исходя из них, выстраиваются в обществе две диаметрально противоположные системы нравственных норм и правил.

4. Совокупность норм и правил поведения и общения в конкретных коллективах, группах, семьях и др., т. е. в тех сообществах, где протекает жизнь ребенка. В каждом детском объединении, даже создаваемом самими детьми, обязательно есть этот свод правил, регулирующих поведение и взаимоотношения его членов. Подобные правила особенно важны для

воспитания, так как они неформальны, интересны, разрабатываются

самими детьми или при их активном участии, вносят игровой элемент в совместную деятельность и общение.

Нравственность человека, а отсюда и нравственность воспитания - основные условия развития личности. Именно с ознакомления с простейшими правилами поведения и общения начинается целенаправленное воспитание ребенка в семье, детском саду, начальной школе, детском объединении.

Параллельно с этим процессом родители, воспитатели и учителя вводят ребенка в мир знаний о природе, человеке, родном крае, малой Родине, обществе и мире в целом.

Знания являются основным средством умственного развития ребенка, формирования у него творческого мышления, познавательных интересов, развития способностей.

Только через знания дети начинают понимать окружающий мир, взаимосвязи между явлениями и предметами, роль и место человека в этом мире, связи и взаимодействия людей с природой, единство мира и др. А это и есть начало формирования у них основ мировоззрения. Через обучение дети получают начальные, но систематические знания о содержании, нравственных, эстетических, поведенческих норм; ценностей, обычаев, традиций; основ знаний по искусству, литературе и т. д. Перечисленные знания приобщают детей к культуре, к духовным ценностям и служат фундаментом формирования всех социально значимых качеств личности.

В. А. Сухомлинский писал: «Духовная деятельность - это не какие-то оторванные от повседневного труда самоуглубление и анализ. Это творческий труд, кипучая общественная деятельность, одухотворенная благородной целью. Настоящим человеком становится только тот, у кого в душе возникают, утверждаются благородные желания, которые стимулируют поведение, порождают страсти и поступки, в которых человек опять-таки утверждается, в которых рождаются новые желания»'.

Воспитание в труде, в активной деятельности базируется на идее, что труд - могучий воспитатель. Он создает материальную основу для развития задатков и способностей человека, для формирования его мировоззрения и морального облика.

Принцип единства требовательности и уважения к личности воспитанников был сформулирован А. С. Макаренко: «... Как можно больше требования к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему». Требовательное отношение к воспитанникам и уважение к ним - это две стороны гуманного отношения к личности. Если педагоги верят в силы и возможности воспитанников, доверяют им, ребята стараются оправдать это доверие, у них появляется чувство уверенности в своих силах.

Соблюдение принципа единства требований и уважения к личности означает, что воспитатели должны постоянно предъявлять детям посильные требования, не потакать слабостям и капризам. Вместе с тем важно проявлять к ним чуткое и заботливое отношение, разумную любовь. При этом условии создается атмосфера взаимного доверия.

В Российской педагогической энциклопедии методы воспитания определяются следующим образом:

 «Методы воспитания - это совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий».

Другими словами, методы воспитания - это способы организации совместной деятельности воспитателей и воспитанников, направляемые на достижение целей воспитания путем усвоения детьми соответствующего содержания и активной самостоятельной деятельности по его применению для анализа и оценки различных жизненных ситуаций, поступков и поведения других людей и своих собственных. Приемы воспитания, как и в обучении, - это отдельные действия внутри метода, зачастую более специальные, конкретные (менее общие). Например, оценка поведения ребенка в целом или отдельных его поступков - важный метод воспитания. Но для того, чтобы дать такую оценку, воспитатель использует самые различные приемы - менее общие методы в зависимости от конкретной ситуации, индивидуальных особенностей детей и других обстоятельств.

Методы воспитания в сочетании с целенаправленным педагогическим руководством становятся методами воздействия коллектива на личность.

Воздействия, которые приводят к изменению или развитию свойств (качеств) личности, достигают этих целей в процессе различных видов деятельности. Педагог должен организовать эту деятельность и создать условия, в которых учащиеся смогут развить в себе и испытать на практике те или иные качества, проектируемые планом и программой воспитательной работы.

С помощью методов воспитания развивается и стимулируется собственная активность учащихся. Методы воспитания должны быть направлены на стимулирование активности детей для достижения поставленных целей и на превращение этих целей в перспективы деятельности коллектива.

Направленность методов на формирование целостной личности, в силу чего методы воспитания должны использоваться лишь как целостная система. Порой методы воспитания рассматриваются изолированно друг от друга: формирование определенных качеств личности ставится в непосредственную зависимость от применения определенных методов воспитания. Например, сознание личности и ее мировоззрение формируются с помощью метода убеждения, а поведение - с помощью метода упражнения. Конечно, в определенных ситуациях могут быть использованы те или иные методы.

Однако следует обратить особое внимание на то, что, применяя любой метод, педагог должен иметь в виду его влияние на личность в целом.

Нужно хвалить детей за успешное выполнение действий, так как это говорит о том, что они преодолели трудности, причем наиболее значимые. В процессе выработки привычек, смысл которых ребенок вначале еще не понимает, нужно проследить за тем, чтобы он позднее этот смысл себе уяснил. Подобные новые знания становятся в конце концов основой формирования и закрепления убеждений.

Отчет детей о выполнении той или иной деятельности способствует закреплению достигнутых умений, знаний и привычек.

Методы воспитания в игровой деятельности детей в основном совпадают по содержанию с методами воспитания в практической деятельности, ибо игра является одной из ее видов. Игра - это чаще всего практическая деятельность, кратковременная, несистематическая. Мир детских игр многообразен.

Обязательным также является подведение итогов игры. Но в играх больше, чем в других видах практической деятельности, проявляются смекалка и инициатива детей, командная поддержка и взаимопомощь. В игре учитель и воспитатель имеют большую возможность для выявления индивидуальных особенностей детей: лидерства, умений общения, чувства товарищества, сопереживания и др. В игре, как ни в каком другом виде деятельности детей, царят эмоциональный накал, оценка возможностей партнера, самооценка.

В воспитании детей необходимо стремиться к единству внешних и внутренних стимулов, побуждающих учащихся к активности. Например, контроль, проявляющийся в оценке их поведения и деятельности учителем и товарищами, должен органически сочетаться с оценкой самого себя - с самооценкой. И этому надо учить детей. Пусть первоначально под руководством учителя или воспитателя ребенок попытается ответить на вопросы: «Правильно ли, хорошо ли я вел себя при уборке помещения, на работе в саду, в игре?», «Надо ли было оказать помощь Сереже, накрывая на столы в столовой при изготовлении подарков для бабушек и мам к 8 Марта?» и другие подобные вопросы. Недооценка внутренних стимулов может привести к тому, что ребенок вместо внутренней потребности к деятельности, к достижению высоких результатов будет приспосабливаться к требованиям учителя или воспитателя.

Подбадривание словом также способствует формированию у малыша стремления хорошо учиться и вести себя. Необходимо поощрять прежде всего трудолюбие, настойчивость в достижении положительного результата, дисциплинированность и др. Особенно важно похвалить в том случае, если у кого-либо появляются особые успехи, если у какого-либо ребенка, считающегося «трудным», намечается поворот к лучшему.

Нельзя поощрять одних и тех же детей, так как в этом случае поощрения теряют свою действенную силу и способствуют разобщению детского коллектива. По мере роста своего педагогического мастерства учитель начинает использовать разнообразные по своей действенности приемы поощрения, выраженные в форме словесного одобрения: «Хорошо!», «Молодец!», «Сразу видно, что постарался!», «Смотрите, вы же можете!» и т. п. Наряду с этим используется система традиционных поощрений: награждение лучших книгой, грамотой, сладким.

Среди методов воспитания необходимо выделить и методы наказания. Наказание должно помогать ученику осознать, что он занимается ниже своих возможностей или ведет себя неправильно, должно помогать ему исправиться.

Методы и приемы воспитания самые различные, но их нельзя использовать механически, без должного анализа особенностей своей группы детей. Надо всегда искать ту совокупность методов, которые позволяют легче, быстрее и качественнее достигать поставленных целей.

 

II. Основная часть:

Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание детей.

Оно приобрело широкое распространение в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах. Хореографические отделения в школах искусств и хореографические школы показали себя на практике как перспективная форма эстетического воспитания детей и подростков, в основе которой лежит приобщение их к хореографическому искусству. Оно обеспечивает более полное развитие индивидуальных способностей детей, и поэтому обучение в хореографических коллективах должно быть доступно значительно большему кругу детей и подростков. Они любят искусство танца и посещают занятия в течение достаточно длительного времени, проявляют настойчивость и усердие в приобретении танцевальных знаний и умений. Используя специфические средства искусства танца, заинтересованность детей, преподаватели хореографии имеют возможность проводить большую воспитательную работу.

 

Хореографический коллектив, как форма объединения людей в целях обучения и воспитания, использует в своей работе определенные средства.

Понятие «средства воспитания в хореографическом коллективе» трактуется как своеобразный инструмент воздействия на сознание и чувства членов этого коллектива.

К орудию достижения какой - либо цели воспитания относится: живое слово, периодическая печать, радио, телевидение, наглядные средства, художественная и специальная литература, произведения искусства (в том числе хореографического искусства) и так далее.

В воспитательной работе живое слово руководителя хореографического коллектива имеет важнейшее значение. С его помощью он распространяет хореографические знания, обобщает и передает хореографический опыт, общается с членами хореографического коллектива на занятиях, лекциях, тематических вечерах…то есть оно является элементом общения, взаимодействия, воспитания, обучения.

Печать всегда являлась всепроницающим средством массовой информации, поэтому и используется до сих пор в хореографических коллективах как средство просвещения и воспитания.

Радио и телевидение являются мощным средством воздействия на огромное количество людей. Роль телевидения в процессе просвещения и воспитания членов хореографического коллектива возрастает с каждым годом.

Средства наглядности в хореографическом коллективе (например, стенды, посвященные великим хореографам или методике исполнения каких-либо pas) способствуют более прочному усвоению знаний. Они ускоряют процесс воспитания, воздействуя и на мышление и на эмоциональную сферу члена коллектива, связывая теорию и практику хореографического обучения и воспитания. В деятельности хореографического коллектива в качестве средств воспитания и обучения широко используются художественная литература, произведения искусства. А так же используют технические средства, которые можно разделить на виды:

- светотехнические или экранные (киноаппаратура, фотоаппаратура, проекторы),

- аудио технические (магнитофоны, проигрыватели),

- видео технические (видеомагнитофоны),

- средства программированного обучения (компьютеры).

Что бы средства воспитания и обучения могли в полной мере осуществлять свои функции, они используются комплексно. Подобное использование современных средств помогает обеспечить нормальное функционирование хореографического коллектива и воспитание его членов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: