Б) Методы формирования хореографического коллектива

- в практике воспитания имеют первостепенное значение. Самыми популярными являются дисциплина, самообслуживание, соревнование, самоуправление.

 

Дисциплина - это основополагающий метод организации хореографического коллектива, несоблюдение которого ведет к нарушению профессионального ориентирования и даже к травматизму, профессиональной непригодности. Поэтому дисциплина в хореографическом коллективе воспринимается как формирование: культуры взаимоотношений его членов, полезных традиций и привычек.

 

Дисциплина формируется путем выработки соответствующих требований (норм и правил внутреннего распорядка) и путем предъявления этих требований друг другу. Предъявлению требований всегда предшествует разъяснительная работа, использование методики убеждения, но единство требований и требование, как метод, приоритетно при формировании дисциплины и хореографического коллектива.

 

 Характер деятельности членов хореографического коллектива позволяет поделить требования, связанные с формированием дисциплины, на два вида: моральные и деловые. «Будьте вежливыми, приветливыми и т.д.» - это пример моральных требований, ибо они фиксируют нормы нравственного поведения ленов хореографического коллектива.

 

Моральные требования – это нормы и правила отношения к искусству хореографии вообще, своим товарищам, коллективу и своим обязанностям в коллективе.

 

Деловые требования – это производственные нормы и правила, связанные с выполнением хореографической техники, соблюдением безопасности труда («при исполнении пируэтов строго сохраняйте заданный рисунок танца, чтобы не ударить рукой соседа). В хореографической практике оба вида требований имеют одинаковую значимость, так как тесно взаимосвязаны: «не ленись» (моральное требование), «не останавливайся в середине танца, - можешь столкнуться с Иваном, покалечишь его и себя» (деловое требование).

 

Самообслуживание – метод организации хореографического коллектива, позволяющий:

1) сформировать у его членов заботу о сохранении и умножении общественного достояния,

2) создать наиболее благоприятные условия жизни и труда в хореографическом коллективе.

 В условиях современного научно – технического прогресса, когда качество быта, например, в семье достаточно высокое, данный метод может показаться руководителю хореографического коллектива примитивным. Но эта иллюзия пропадет при ближайшем знакомстве:

1) с условиями финансирования деятельности хореографического коллектива,

2) с возникновениями иждивенческих настроений, с отсутствием чувства хозяина у каждого члена коллектива.

 Самообслуживание в хореографическом коллективе пронизывает все виды деятельности коллектива, которые увязываются: с организацией приема в хореографический коллектив, с учебно тренажной, воспитательной, постановочной работой, концертной деятельностью. Например, оно может пройти путь от уборки и наведения порядка в комнате для переодеваний до украшения помещений хореографического коллектива. Естественно, что при самообслуживании особым предметом заботы педагога хореографа является организация и рационализация труда членов хореографического коллектива. Здесь приобретают особую значимость умения руководителя:

1) определять цель трудового процесса,

2) планировать его содержание, методы и формы,

3) изыскивать средства труда (инструмент, материалы).

Отсутствие названных умений может привести к отрицательному воспитательному результату.

 

 Соревнование – метод, корректирующий трудовую деятельность, а значит и организацию хореографического коллектива. Соревнования в хореографическом коллективе – это:

1) стимулирование индивидуального и коллективного успеха,

2) формирование ревностного отношения к делам хореографического коллектива.

Атрибутом соревнования всегда является:

1) учет,

2) сравнение результатов деятельности,

3) поощрение участников соревнования.

Самоуправление – метод самоорганизации хореографического коллектива, позволяет формировать у его членов:

1) отношения взаимной ответственности,

2) организаторские качества.

Форма самоуправления хореографического коллектива определяется рядом факторов:

1) структурой коллектива,

2) содержанием его деятельности,

3) организационным опытом его членов.

Метод самоуправления обобщает, синтезирует все перечисленные методы формирования хореографического коллектива, так, как и дисциплина, и самообслуживание, и соревнование при наличии самоуправления становятся личным делом каждого члена коллектива, а воспитательный эффект достигается апогея.

 

Методы формирования сознания членов хореографического коллектива в практике хореографического воспитания связаны с методами убеждения: информацией, поиском, дискуссией, взаимным просвещением.

Информация– это основополагающий метод убеждения в хореографическом коллективе, обеспечивающий:

1) передачу тех или иных сведений членам коллектива,

2) стимулирование интереса к новому знанию, потребности в овладении им.

Метод эффективен, когда при его реализации явно прослеживаются:

1) общественная значимость идей и фактов, заложенных в информации,

2) ценность информации для удовлетворения запросов членов хореографического коллектива,

3) ее оперативность,

4) ненавязчивость,

5) чувство меры,

6) техника передачи информации (простота и доступность сообщения, ясность, логическая стройность, выразительность формы),

7) временная дозировка.

 

Основополагающие функции метода в хореографии сродни функциям первооткрывателя – ознакомление с новыми идеями, фактами, какими – либо сведениями, составляющими основу содержания хореографического обучения и воспитания.

Главное средство метода – живое слово и личный пример, используют методы словесные (например, рассказ), методы наглядные (например, демонстрация видеофильма), методы практические (хореографический показ) Приемы реализации метода связаны со стимулированием интереса к информации, потому следует выделить ряд основных приемов реализации метода: логичность, доказательность, плавную последовательность изложения материала. В повседневной практике пользуются успехом такие приемы: как ссылки на высказывание известных авторитетных людей, характеристика особо интересных фактов, событий, использование юмора, шутки.

Поиск вовлекает участников коллектива в процесс самостоятельного приобретения знаний, сбора и исследования информации. Наиболее типичными этапами поисковой деятельности являются:

- определение цели – результата и объекта поиска, а также конкретизация ближних целей и задач,

- сбор материала,

- обработка и систематизация собранного материала,

- оформление этого материала и дальнейшее его использование.

 

Дискуссия, как и соревнование, относится к корректирующим методам, но является не методом формирования хореографического коллектива, а методом убеждения:

- обеспечивающим вовлечение членов коллектива в обмен мнениями,

- способствующим развитию нравственно – эстетических представлений,

- формирующим самокритичность и готовность к преодолению ошибочных взглядов.

Главное предназначение дискуссии – не борьба взглядов и противоречивых точек зрения, а обогащение и развитие обсуждаемых идей. Гарантом результативности любой дискуссии обычно становится тактичность и доброжелательность, аргументированность их опровержений.

Взаимное просвещение, как и самоуправление, является методом самоорганизации, но методом самоорганизации не хореографического коллектива, а убеждения. Этот метод:

- формирует у членов хореографического коллектива потребность пропагандировать свои знания, взгляды, убеждения,

- находит место реализации в хореографическом коллективе и за его пределами.

 При применении этого метода хореографический коллектив становится субъектом воспитательной работы, а его руководитель играет роль консультанта. Здесь, как и во всякой деятельности хореографического коллектива, обучение сливается с воспитанием: рост знаний, навыков и умений членов коллектива (результат обучения) приводит к желанию поделиться своими знаниями, навыками и умениями (результат воспитания).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: