Интерпретация результатов

НА САЙТЕ НА САЙТЕ

e.psihologsad.ru

Читайте в электронном журнале № 11, 2015 статью М.В. Тимофеевой «Профессиональное выгорание педагогов: диагностика основных и сопутствующих факторов»

Предложенная методика дает подробную картину синдрома эмоционального выгорания.

  • 9 и менее баллов — не сложившийся симптом;
  • 10–15 баллов — складывающийся симптом;
  • 16 и более — сложившийся.

Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального выгорания.

  • 36 и менее баллов — фаза не сформировалась;
  • 37–60 баллов — фаза в стадии формирования;
  • 61 и более баллов — сформировавшаяся фаза.

Вернуться в текст

Приложение 2

Анкета для педагогов «Готовность к работе с детьми с нарушениями ОДА»

Скачать Анкету в pdf

Вернуться в текст

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы

 

Консультирование

Детские провокации: что делать

А.В. Фокина
канд. психол. наук, доц. каф. возрастной психологии МГППУ, педагог-психолог ГБОУ СОШ № 1466 им. Надежды Рушевой, Москва



Психологическая работа с детскими провокациями сложная. Она всегда носит индивидуальный характер и каждый раз строится по-разному. Однако есть ряд общих шагов, которые важно предпринять педагогу-психологу в работе с провокационным поведением.

Психологические функции провокации

Провокатор — это человек, который сам первый конфликт не начинает, но своими действиями, интонациями, словами создает конфликтную ситуацию.

Провокация — один из вариантов манипулятивного поведения. Провокационное поведение характерно для детей в период нормативных возрастных кризисов (в год, три года, семь лет), а также для каждого нормально развивающегося подростка.

Дети раннего, дошкольного и младшего школьного возраста, как правило, провоцируют сиблингов и самых близких взрослых тем, что нарушают хорошо известные нормы и запреты. Подростки провоцируют сверстников и взрослых в семье и за ее пределами своим внешним обликом, жаргоном, игнорированием опасностей, своеобразием симпатий и мнений.

Провокационное поведение исполняет сложные психологические функции. Как и другие психологические проблемы, оно сигнализирует онеудовлетворенной потребности провокатора, при этом оказывает влияние на других людей и позволяет получить желаемое.

Провокация — это «щуп» для определения того, кто находится перед вами. Тот, кого провоцируют, вызывает у провокатора интерес, является для него значимым, поэтому последний совершает определенные действия по сбору информации об интересующем его объекте.

Заменяет расспросы. Что за человек перед ним (добрый или злой, жесткий или мягкий), на что он больше реагирует (на форму или содержание) и т. п. Это проверка того, пойдет ли провоцируемый человек в ответ на действия провокатора ожидаемым путем: такой ли он, как и все остальные; можно ли им управлять, уступит ли он; сможет ли сказать «стоп!»; разозлится ли, если провокатор постарается вывести его из себя; можно ли заставить его переменить свое мнение; боится ли он битвы.

Сделка. Вам — провокацию, от вас — внимание. Каждый участник провокационного взаимодействия получает какую-то выгоду. Наличие в группе ребенка, постоянно нарушающего запреты, может стать для воспитателя поводом, чтобы «законно» отказаться от объяснения материала и отвести душу в бесполезной схватке. Истерические крики и капризы ребенка дают матери право сделать то, чего она не разрешает себе при его обычном поведении (не вести его на занятие, не купить что-то, шлепнуть).

Способ воздействия на ситуацию. Ребенок получает желаемый результат с помощью провокации. Например, он демонстрирует скуку для того, чтобы воспитатель изменил те или иные педагогические приемы или содержание занятия. Или совершает определенные действия, чтобы не дать матери заниматься младшим ребенком (с целью обратить внимание на себя).

Способ спасения. Провокация, вызванная желанием избавить себя или значимого близкого от непереносимых чувств. Например, ребенок нарушает тишину в группе ради того, чтобы совладать с тревогой, возникшей в результате наличия у него определенного опыта (тишина в его доме не сулит ему ничего хорошего). Или совершает мелкую домашнюю кражу — чтобы вызвать у матери родительскую тревогу и отвлечь ее таким образом от женского горя.

Как диагностировать провокационное поведение

Провокационное поведение педагог-психолог диагностирует в ходе консультативной беседы и наблюдения.

Валидные методики, которые позволяли бы отнести действие к провокации, отсутствуют.

Критерии, по которым поведение ребенка можно отнести к разряду провокационного:

  • совершается в социуме — во время завтрака раскидывает тарелки в разные стороны; переворачивает все цветочные горшки в кабинете;
  • является активным, целенаправленным и произвольным — бросает варежки в лицо сверстнику; во время занятия по рисованию не притрагивается к карандашам и бумаге;
  • имеет оттенок неспонтанности, неестественности, ребенок подавляет или утрирует естественную реакцию (слишком громко смеется, слишком подчеркнуто скучает), организует специальные условия и обстоятельства (разбрасывает кубики по всей комнате, выхватывает у брата из рук игрушки);
  • по интенсивности и содержанию отличается от типичного, нормативного, привычного поведения, несет в себе вызов, нарушает какой-то запрет или правило, взламывает табу, часто помещает партнера по общению в невыносимую социальную ситуацию (долбит лопаткой по железным качелям, несмотря на крики и уговоры бабушки; выбрасывает игрушки в урну);
  • подводит другого человека к какой-то реакции (каким-то результатам). У такого поведения может быть много целей, но одна из них обязательно находится в эмоциональной плоскости — получить от партнера по общению определенные чувства, переживания, вывести его из равновесия. Например, младший ребенок подбегает к старшему и толкает его до тех пор, пока тот не погонится за ним.

Ребенок-провокатор после профессионального воздействия завершает провокации (т. е. «исчезает симптом»). Другое дело, что в рамках консультирования проявляются вызвавшие провокацию значимые неудовлетворенные потребности (во внимании, одобрении, наказании и проч.).

Судить о ребенке-провокаторе по его непосредственному поведению в условиях консультации нельзя! И рекомендация типа «поскольку со мной он ведет себя прекрасно, делайте, как я, и так же прекрасно он будет вести себя с вами» не может быть решением проблемы.

Алгоритм работы с провокациями

Как выстроить работу с провокационным поведением ребенка? Рассмотрим основные шаги.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: